Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов»





Скачать 123.09 Kb.
НазваниеДоклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов»
Дата публикации10.06.2015
Размер123.09 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Физика > Доклад
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике

в активизации навыков самообразования

учащихся 7-х классов» на ШМО учителей математики и физики

учитель физики МБОУ СОШ № 4 г.о. Лосино-Петровский Полякова М. В.


Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток информации, в жизни большинства школьников формируются преимущественно потребительские и созерцательные интересы.
Этому можно найти массу причин: социально-экономические условия, перегрузка учебных программ, неумение ребенка работать с учебником, анализировать и обобщать материал, часто нежелание учиться и познавать. Всё это приводит к тому, что сам процесс образования становится малоэффективным.
А ведь основная задача школы – научить ребенка учиться!
Как помочь школьнику в этой ситуации?
Как сделать образовательный процесс интересным, позволяющим каждому ученику реализовать себя?
Как сделать так, чтобы процесс самообразования, без которого познание и обучение невозможны, стал для него интересным и жизненно необходимым?
В своем выступлении я хочу раскрыть некоторые механизмы, способствующие формированию навыков самообразования учащихся 7-х классов с учетом их возрастных особенностей и уровня учебной подготовки.
При первом знакомстве с семиклассниками каждый учитель отмечает их познавательную активность, творческую инициативу, но не секрет, что дальше из года в год замечается снижение познавательного интереса у детей. И основная задача учителя физики на первом этапе обучения – вызвать первоначальный стойкий интерес ученика к предмету. При этом очевидна необходимость в дифференцированном, личностном подходе к подростку. Но базовая учебная программа составлена таким образом, что возникает сложность в осуществлении такого подхода.
Решить эту проблему помогают многоуровневые творческие и экспериментальные домашние задания. У учителя появляется возможность использования разнообразных технологий обучения и контроля с учетом индивидуальных особенностей ученика и степени его подготовки.

Трудно переоценить роль домашних работ в деле самообразования школьника, развития его творческих способностей, углублении знаний, получения практических навыков и, самое главное, в создании ситуации успеха даже для самого слабого ученика.

Творческие домашние задания в большинстве случаев задаю на выходные дни и каникулы, довольно часто на добровольной основе, дифференцируя их по уровню сложности. При выполнении заданий ребенок самостоятельно находит материал, составляет алгоритм действий, анализирует полученный результат, сравнивая его с ожидаемым и, конечно, после обсуждения в классе, получает хорошую отметку.


Условно я разделила домашние задания на 4 вида:
Исследовательская работа с источниками

Литературно - творческие работы

Расчетно – экспериментальные работы

Практические работы

Для полноты картины в разделах приведены домашние и практические работы как новые, придуманные мной совместно с учениками, так и работы, предложенные в учебнике А.В.Перышкина и задачнике Г.Н. Степановой, поэтому прокомментирую лишь некоторые из них.
Исследовательская работа с источниками:

Рефераты или презентации «Великие ученые и изобретатели

Рефераты или презентации «Великие открытия»

Сообщение « Международная система единиц СИ»

Реферат или презентация «Агрегатные состояния вещества»

Сообщение «Земная атмосфера. Проблемы экологии»

Сообщение «Современное судоходство» «Воздухоплавание.»

Сообщение или газета «Это интересно»

Этот вид работ не является обязательным. Ребята по желанию пишут рефераты и сообщения для выступлений перед классом в течение всего года.
Здесь приветствуется инициатива, творческий подход к материалу.

Особо хочу отметить последний вид работ: «Это интересно!», где детям не дается никакой определенной темы, они сами разыскивают интересную информацию в рамках изучаемого раздела и делятся ею с одноклассниками.

К сожалению, кабинет физики нашей школы не компьютеризирован, поэтому затруднен просмотр презентаций, которые учащиеся с увлечением готовят. Спасибо коллегам-учителям начальной школы и соседям по этажу, которые по- возможности предоставляют свои, оснащенные кабинеты.
Подготовка презентаций на заданные темы также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся при использовании современных информационных технологий.

^

Литературно - творческие домашние работы

Составление и решение задач с литературным содержанием по темам:

«Механическое движение»
«Давление твердого тела»
«Атмосферное давление»
«Архимедова сила»
«Работа и мощность»

Сочинение «Сила трения»

«Объясни пословицу»

Кроссворды

Один из любимых видов домашних работ моих учеников – составление и решение задач с литературным содержанием.

Несомненно, такие задачи формируют мотивацию к обучению, требуют анализа явлений природы, законов физики в отрывках из художественной литературы. При решении необычных задач учащиеся получают новую информацию, приобретают и закрепляют умения и навыки, а формируемое понятие при этом обогащается, получает эмоциональную окраску, делается ярким, наглядным.

Особо следует подчеркнуть, что задачи на основе литературных сюжетов служат средством связи не только между учебными предметами, но и между двумя такими сферами человеческой деятельности, как наука и искусство. Это активизирует интерес учащихся - «гуманитариев», не склонных к изучению точных наук.

Задание «Объясни пословицу» позволяет учителю донести до учащихся взаимосвязи между природными явлениями и устным народным творчеством, развить у них интерес к этому виду литературного жанра, служит хорошим инструментом для воспитания патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою культуру, красоту и образность русского языка.

Одной из интересных форм самостоятельной работы является работа с кроссвордом или кроссвордом « наоборот». Она заключается в том, что ученики должны составить вопросы к уже разгаданному кроссворду. Такое задание способствует развитию навыков самостоятельной работы с учебником и более прочному усвоению отдельных понятий.

^

Практические работы (моделирование)
Определение размеров малых тел

Исследование явления диффузии

Исследование явлений смачивания и несмачивания

Составление маршрута движения, определение средней скорости ходьбы

Определение плотности картофеля

Определение массы воздуха в помещении

Исследование явления инерции

Расчет давления твердого тела

Расчет силы атмосферного давления на ладонь

Определение числа ударов пульса при беге и ходьбе

Плавает или тонет?

Определение работы и мощности при быстром и медленном подъеме по лестнице.

Физика должна изучаться как экспериментальная наука. Без этого невозможно формирование научного мировоззрения, ключевых компетентностей, активной, осознанной деятельности ученика.

Исследовательские, экспериментальные работы выполняются учащимися в определенной последовательности: от действия по образцу (в ходе урока, лабораторной работы) к самостоятельной деятельности в домашних условиях.

Система самостоятельных заданий содержит такие разновидности работ, которые соответствуют многообразию познавательных целей, дифференцированы на разные уровни подготовки учащихся и их способностей к исследовательской деятельности. Предложенные задания повышают эффективность учебного процесса, формируя у школьников сознание необходимости самостоятельной работы и интерес к ней. Во всех предложенных заданиях хочу отметить тесную связь физики с другими учебными предметами: математикой, биологией, информатикой и даже литературой, которая позволяет показать общность и единство законов природы и путей ее познания, позволяет ученикам увидеть явление или прием решения задачи со многих сторон, применить полученные знания в нестандартной ситуации.

В ходе выполнения творческих работ уже на первом этапе обучения можно говорить о некоей профессиональной направленности учащихся, о возникновении приоритетных направлений в дальнейшем обучении. Домашние эксперименты и наблюдения чрезвычайно важны и полезны в качестве дополнения к школьному курсу физики. Они составляют основу самообразования на начальном этапе обучения, позволяют расширить связь теории с практикой, привить интерес к самостоятельной исследовательской работе и предмету в целом.

И, наконец, трудно переоценить роль творческих заданий для воспитания яркой, неравнодушной, социально активной личности. Недаром девиз наших уроков уже много лет звучит так:

«Не для школы учимся, а для жизни!»

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 7-а класса МБОУ СОШ № 4 БУТЯЕВА НИКИТЫ 2013-2014 учебный год

Б.С. Житков «Под водой».

Подводная лодка не может всплыть со дна залива. “Лейтенант вздрогнул. Минер вопросительно на него взглянул.

– Сели на мель? Так ведь ?– спросил он лейтенанта.

Рули были поставлены на подъем, винт работал, приборы показывали, что лодка на той же глубине. Лейтенант вспомнил, что в порту глинистое, липкое дно”.

Почему подводной лодке иногда бывает трудно оторваться от глинистого дна? Всегда ли на тело, погруженное в жидкость, действует Архимедова сила?

(Между дном и лодкой нет воды, поэтому в этом случае Архимедова сила не действует).

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 7-а КЛАССА МБОУ СОШ №4 ГАВРИЛИНА СЕРГЕЯ 2010-2011 учебный год

А.Р.Беляев « Мертвая голова».

Для своего спасения во время наводнения герой рассказа решил сделать плот из железного дерева.(Железное дерево–вид южного дерева с твердой и прочной древесиной).

“…Плот по– прежнему покоился на дне.

– Но в чем же дело, черт возьми – раздраженно крикнул Морель. Он взял валявшийся на берегу кусок железного дерева, из которого был сделан плот, бросил в воду и тотчас воскликнул:

– Есть ли еще на свете такой осел, как я?…

Тяжелый урок! Опустив голову, Морель смотрел на кипевшую реку, в водах которой было погребено столько усилий и труда”.

Почему плот не всплыл? (Железное дерево имеет плотность больше, чем вода).

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИЦЫ 7-б КЛАССА МБОУ СОШ №4 АХРОРОВОЙ МАВЗУНЫ

2010-2011 учебный год

Л.Н.Толстой. Рассказ аэронавта.

Герой рассказа поднялся в воздух на воздушном шаре.

“Я посмотрел на барометр. Теперь я уже был на пять верст над землею и чувствовал, что мне воздуха мало, и я стал часто дышать. Я потянул за веревку, чтобы выпустить газ и спускаться, но ослабел ли я, или сломалось что – нибудь, – клапан не открывался…”Если я не остановлю шар,– подумал я,–то он лопнет, и я пропал”. …Я изо всех сил ухватился за веревку и потянул. Слава Богу, – клапан открылся, засвистало что–то”.

Сложившуюся ситуацию, описанную в отрывке произведения можно объяснить так: с подъемом вверх ( с высотой) плотность воздуха уменьшается, уменьшается и давление воздуха. То, что воздух на высоте стал разрежен и привело к затруднению дыхания ( кислорода в воздухе стало недостаточно для нормального дыхания), поэтому аэронавт стал дышать часто. Шар раздулся и мог лопнуть, т.к. давление воздуха изнутри стало больше чем снаружи ( масса воздуха в шаре не менялась.). Для его уменьшения герой упорно старался открыть клапан, чтобы частично выпустить воздух из шара, чтобы снизить его давление изнутри.
















ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 9-а КЛАССА МБОУ СОШ № 4 Г. ЛОСИНО – ПЕТРОВСКОГО ВАКУРОВА АРТЕМА




Мир электрона

Автор: Брюсов, Валерий Яковлевич

Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!

Ещё, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там - всё, что здесь, в объёме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.

Их меры малы, но всё та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.

Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;

А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!

В этом стихотворении говорится о строении атома. Мы знаем, что атом любого химического элемента, согласно планетарной модели атома по Э. Резерфорду, устроен так: в центре атома находится положительно заряженное ядро, занимающее очень малый объем атома (ядро имеет диаметр порядка 10⁻ᴵ⁴ степени - 10 ⁻ᴵ⁵ метра, оно в десятки и даже сотни раз меньше атома, диаметр которого около 10⁻ᴵ⁰ метра), а вокруг ядра по орбитам вращаются электроны, имеющие отрицательный заряд. Это напоминает устройство Солнечной системы, когда все планеты вращаются по орбитам вокруг Солнца.

2012-2013 учебный год.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИЦЫ 9-а КЛАССА МБОУ СОШ № 4 г. ЛОСИНО - ПЕТРОВСКОГО ЗЫБЕНКО АЛЕКСАНДРЫ

« ПОЧЕМУ ВОЗ И НЫНЕ ТАМ ?» ( анализ ситуации в басне И.А. КРЫЛОВА)

РАВНОДЕЙСТВУЮЩЕЙ НЕСКОЛЬКИХ СИЛ, ОДНОВРЕМЕННО ПРИЛОЖЕННЫХ К ТЕЛУ, НАЗЫВАЕТСЯ СИЛА, ПРОИЗВОДЯЩАЯ НА ТЕЛО ТАКОЕ ЖЕ ДЕЙСТВИЕ, КАК ВСЕ ЭТИ СИЛЫ ВМЕСТЕ. ОНА РАВНА ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ СУММЕ СИЛ, ПРИЛОЖЕННЫХ К ТЕЛУ.

ТАК КАК «ВОЗ И НЫНЕ ТАМ» - ОЗНАЧАЕТ, ЧТО РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ ВСЕХ ТРЕХ СИЛ ( РАКА, ЛЕБЕДЯ И ЩУКИ) , ПРИЛОЖЕННЫХ К ВОЗУ РАВНА 0. ПОЭТОМУ ВОЗ НЕ ПОЛУЧАЕТ УСКОРЕНИЯ И ОСТАЕТСЯ В СОСТОЯНИИ ПОКОЯ, В КОТОРОМ НАХОДИЛСЯ И ДО МОМЕНТА ДЕЙСТВИЯ СИЛ.

БАСНЯ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА

http://sheba.spb.ru/lib/img/krylov06.gif

Лебедь, Щука и Рак


Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

 

2014-2015 учебный год

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА УЧЕНИЦЫ 7-а КЛАССА МБОУ СОШ № 4 ВАНЬЧКОВОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ.

Рассмотрим применение понятия равнодействующая сил, приложенных к телу и правила сложения нескольких сил, направленных по одной прямой.

Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону, направлена в ту же сторону, а ее модуль равен сумме модулей составляющих сил. R= F + F + F+…

Равнодействующая двух сил, направленных по одной прямой в противоположные стороны, направлена в сторону большей по модулю силы, а ее модуль равен разности модулей составляющих сил.

Репка F- сила репки


сказка репка - репка сказка - посадил дед репку

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

сказка репка - репка сказка - пошел дед репку рвать F > F₁ не может вытянуть

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может!

сказка репка - репка сказка - позвал дед бабку репку рвать F > F₁ + F₂ не могут вытянуть

Позвал дед бабку:

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

сказка репка - репка сказка - позвала бабка внучку репку рвать F > F₁ + F₂ + F₃ не могут вытянуть

Позвала бабка внучку:

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

сказка репка - репка сказка - позвала внучка жучку репку рвать F > F₁ + F₂ + F₃ + F₄ не могут вытянуть

Позвала внучка Жучку:

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

сказка репка - репка сказка - позвала жучка кошку репку рвать

Позвала Жучка кошку:

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, вытянуть не могут!

сказка репка - репка сказка - позвала кошка мышку репку рвать F > F₁ + F₂ + F₃ + F₄ + F₅ не могут вытянуть

Позвала кошка мышку:

мышка за кошку,

кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

бабка за дедку,

дедка за репку -

тянут-потянут, - вытянули репку!

сказка репка - репка сказка - выытянули репку F < F₁ + F₂ + F₃ + F₄ + F₅ + F₆ поэтому и вытянули !

R= F₁ + F₂ + F₃ + F₄ + F₅ + F₆ - F она направлена в ту сторону, куда направлены сила деда, бабки, внучки, Жучки, Кошки и мышки .

Репка - Русская народная сказка в обработке Толстого А.Н.

2014-2015 учебный год

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации...
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, когда с экранов телевизоров, через компьютер и Интернет, на человека льется непрерывный поток...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconДоклад на рмо учителей математики на тему
«Привитие устойчивого интереса к математике через развитие и применение творческих способностей учащихся к активизации и управлению...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кяхта, Заслуженный учитель рб, стаж работы 30 лет, в том числе 10 лет по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, тема самообразования:...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» icon«Устный счет и математические диктанты, как средство закрепления и углубления знаний учащихся»
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности учащихся и развитие...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование у учащихся межличностных отношений,, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» icon«Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной...
Нестандартные формы уроков биологии и их роль в активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconТемы домашних заданий для студентов очной, вечерней, сокращенной...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Филиал спб института внешнеэкономических связей,...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconОтчет о результатах гиа по физике
Проведение государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов по физике в 2011 году
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconЗазулина Л. Г. Рабочая тетрадь с комплексом творческих заданий для...
Рабочей тетрадью ты сможешь пользоваться на уроках под руководством учителя и дома самостоятельно. Как же это сделать?
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconВикторина для учащихся 6-х классов по теме: "Путешествие в страну Знаний"
Использование интеграции в качестве средства активизации познавательной деятельности учащихся
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconАннотация к рабочей программе по физике
Рабочая программа по физике для 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта среднего общего образования,...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование педагогических технологий: развивающего обучения и использование творческих подходов на основе активизации мыслительно...
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconРешение ситуационных задач и анализ результатов
Консультации по выполнению домашних заданий, курсовых работ, семестровых и контрольных работ, отчетов и других видов заданий сро
Доклад «Роль творческих домашних заданий по физике в активизации навыков самообразования учащихся 7-х классов» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание информатики
Один из путей – творческий стиль обучения. Основная концепция моей программы “Компьютерная графика” – усвоение учебного материала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск