Скачать 105.43 Kb.
|
Я с детства мечтала учителем стать, Быть может, как папа, а может как мать. Друзья говорили - ну, ты и балда! Мы б в пед не пошли ни за что, никогда! Чтоб поздно ложиться и рано вставать, Тетради домой приносить проверять… Но внутренний голос сказал: - «Не робей. Учителем быть дело жизни твоей». Вот уже более двадцати лет я работаю учителем физики в школе №1 п.Вохтога. Более десяти лет – над проблемой подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам по физике средствами технологии проблемного обучения. Цель программы: построить обучение так, чтобы максимально развить заложенные природой способности ученика к определённым видам деятельности. Так как какими феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения они развиваться не могут. Система моей работы в этом направлении включает следующие этапы: 1.Урок – процесс развития мышления учащихся и формирования мотивов учения. 2.Внеклассные занятия по предмету: кружок, факультатив, электив. 3.Исследовательская деятельность учащихся: реферат, мультимедийная презентация, исследовательская работа. 4.Получение обучающимися дополнительного образования по предмету через обучение в заочных физико-математических школах и лицеях. 5.Индивидуальные консультации по решению олимпиадных задач. Ключевыми этапы работы считаю – урок и внеклассные занятия по предмету. Поэтому в данном мастер-классе я отразила именно эти моменты. Мастер-класс по теме: «Знания получаем, знания применяем» Ход урока: Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок физики, а тема нашего урока звучит так «Знания получаем, знания применяем». Каким образом и где мы получаем знания? А каким образом и где – применяем? Все ли знания, получаемые на уроках, вам пригодятся в жизни? Получать знания можно на уроке и применять можно на уроке, для того чтобы получить новые знания. Давайте попробуем в этом убедиться. На прошлых уроках вы изучали первую форму материи – вещество. Из вещества состоят физические тела. Давайте все вместе повторим внутреннее строение вещества. 1.Вещество состоит из … с промежутками между ними. 2.Молекулы непрерывно и беспорядочно … 3.Молекулы взаимодействуют друг с другом: … 4.Вещество может находиться в трёх агрегатных состояниях: …, …, …. 5.Объём тела, имеющего форму параллелепипеда можно определить …. Для этого необходим прибор - … Задание 1 Измерьте линейкой длину, ширину и высоту пластинки и вычислите её объём.
Вывод: Vал =Vж 1 этап. Подготовительный этап создания проблемной ситуации Деятельность учителя: организует взаимный опрос, проверяет и актуализирует знания и умения учащихся. Проверять и актуализировать знания можно различными способами (взаимный опрос, фронтальный опрос, рецензия на работу, план к параграфу и т.д.), самое главное, чтобы они были разнообразными. Если бы это был урок в школе, то предпочтение при проверке знаний учащихся было бы отдано другому способу, нежели чем здесь. Например, составьте рассказ, начало которого «Вещество состоит из …». Деятельность учащихся: отвечает на поставленные вопросы и задачи. Задание 2. Определите массу пластинки с помощью весов, стоящих на парте.
Вывод: mал < mж 2 этап. Создание проблемной ситуации Деятельность учителя: создаёт проблемную ситуацию и побуждает учащихся к формулировке проблемы. Деятельность учащихся: анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему. Способы создания проблемной ситуации 1.Ситуация неожиданности. 2.Ситация конфликта. 3.Ситуация предположения: состоит в выдвижении учителем предположений о возможности существования какой-либо новой закономерности или явления с вовлечением учащихся в исследовательский поиск. 4.Ситуация опровержения. 5.Ситуация несоответствия. 6.Ситуация неопределённости. Уч-ль: Какие факты видны из наблюдений? Уч-к: - одно тело состоит из железа, другое – из алюминия; - объём железа равен объёму алюминия; - масса железа больше массы алюминия; - оба тела твёрдые. Уч-ль: Проблема: тела имеют одинаковый объём, но разные массы. Почему? Что можно предположить, чтобы объяснить увиденное? Уч-к: Гипотеза: у железа и алюминия разная плотность. 3 этап. Решение проблемной ситуации. Деятельность учителя: побуждает учащихся к анализу проблемы. Помогает актуализировать необходимые знания. Организует деятельность по добыванию новых знаний. Оценивает предлагаемые решения. Деятельность учащихся: анализируют проблему на основе имеющихся знаний, добывают новые знания. Высказывают предположения о возможности решения проблемы. Уч-ль: 4 этап. Разработка способов проверки гипотезы и её осуществления. Деятельность учителя: руководит решением и проверкой. Деятельность ученика: реализует найденное решение и проверяет его. Как проверить справедливость данной гипотезы? Достаточно ли у вас знаний о плотности вещества? (нет). Понадобятся ли вам знания о плотности вещества в жизни? (да) 1 способ проверки гипотезы: Изучить понятие плотность вещества. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ? Уч-ль: Тема урока: «Плотность вещества» (изучается самостоятельно по учебнику). Пониманию учащимися материала, развитию их мышления весьма способствует систематическая и целенаправленная работа с учебником на уроке. Самым важным первоначальным приёмом работы с книгой является выделение главного, что требует анализа текста, синтеза результатов анализа и абстрагирования от второстепенного материала. Обучая выделению главного, одновременно надо учить семиклассников правильно строить план своего ответа. Следует рекомендовать ответ начинать с определения изучаемого понятия, а затем конкретными примерами и опытами иллюстрировать сущность понятия. Необходимо с первых уроков физики учить школьников не дословному, а преобразующему воспроизведению материала учебника. На слайде показаны две пластины из алюминия и железа. У какой пластины плотность больше? Как это можно объяснить, используя знания о внутреннем строении вещества? Уч-к: атомы железа и алюминия имеют разную массу и разные промежутки между ними. Уч-ль: что показывает плотность вещества? (работа с таблицей на слайде) Уч-к: плотность вещества показывает массу вещества в объёме 1 м3 (1 см3). Уч-ль: Как рассчитать плотность вещества? (слайд с задачей). Уч-ль: Как обозначается плотность вещества? (слайд с обозначением). Уч-ль: Формула, по которой можно рассчитать плотность вещества и единицы, в которых она выражается, мы видим на следующих слайдах. Уч-ль: На практике очень часто используются более мелкие единицы плотности, такие как 1 г/см3. Поэтому требуется уметь переводить плотность из одних единиц в другие. Давайте попробуем научиться, это делать (слайд). Уч-ль: Первый способ проверки гипотезы мы с вами успешно реализовали. Знаний о плотности вещества достаточно. Можно ли утверждать, что гипотеза проверена? Что необходимо сделать ещё, чтобы проверить гипотезу? 2 способ проверки гипотезы: Определить плотность вещества пластинок. Уч-ль: В самом начале урока мы выполняли практические задания: определяли массу и объём пластинок. Нами было сделано предположение о том, что эти пластинки имеют разную плотность. Самое время проверить данное предположение (слайд с проверкой результатов). Вывод: алюминий и железо имеют разную плотность. Значит, наше предположение верно. Мы сегодня хорошо потрудились и заслужили оценки. Поставьте сами себе в тот же лист оценку за определение объёма, массы и плотности вещества. Поднимите руки у кого сегодня получились пятёрки. Молодцы! 5 этап. Постановка домашнего задания. Проблемная задача. Слайд с домашним заданием: Определите плотность карандаша по известной массе Оборудование: нитка известной длины (задача с муниципального этапа олимпиады школьников). Говорят, что в архиве очень известного древнегреческого учёного Архимеда нашли рукопись, в которой речь шла о плотности вещества. От времени чернила выцвели, и часть текста невозможно стало разглядеть. Попробуйте восстановить утерянные со временем фразы. Подведение итогов: «Мы сегодня … изучали, Буквой … её обозначали. Если … тела делим на … Так мы с вами в жизни … узнаём». Спасибо за урок! Полученные знания можно применить при решении физических задач. Именно так и называется элективный курс, который я веду в 10-11 классах: «Методы решения физических задач» Проблемность обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач, задач-проблем. Проблемная или творческая задача – это задача, в которой сформулировано определённое требование, выполнимое на основе физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи. Задачи делятся: - по содержанию: механика, молекулярная физика и термодинамика, электростатика и т.д.; - по способу решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приёмы, метод размерностей и т.д.; - качественные, количественные, экспериментальные; - по уровню сложности: 1 уровень: задачи школьного этапа олимпиады; 2 уровень: задачи муниципального этапа олимпиады; 3 уровень: задачи регионального этапа олимпиады; 4 уровень: задачи федерального этапа олимпиады. Уч-ль: К какому типу относится домашняя задача? Уч-к: Экспериментальная, механика и молекулярная физика, муниципальный этап олимпиады. Этапы работы с задачей: 1 этап. Работа с условием. Приёмы: - прочитать внимательно условие задачи (не менее 2 раз); - пересказать условие задачи; - какое физическое явление (величина) описывается в задаче; - выявить скрытые данные, содержащиеся в тексте; -выделить в тексте задачи, что известно, а что требуется найти. Уч-ль: Перескажите условие задачи. Уч-ль: О какой физической величине идёт речь в задаче? Уч-к: Плотность вещества карандаша. Уч-ль: Что известно, а что требуется найти? Уч-к: Известна масса карандаша. Найти – плотность вещества карандаша. 2 этап. Разработка способов решения. Приёмы: - аналитико-синтетический; - алгоритмический; - эвристический. Уч-ль: (проведём решение задачи аналитико-синтетическим способом) Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Уч-к: Массу и объём тела. Уч-ль: Как определить объём тела цилиндрической формы? Уч-к: По формуле: V=S·l Уч-ль: Каких данных не хватает для ответа на вопрос задачи и как их можно определить? Уч-к: Не хватает длины карандаша. С помощью нитки известной длины её можно определить так: приложить нить к карандашу и посмотреть какую часть она составляет от всего карандаша и сделать вывод о его примерной длине. Не хватает площади сечения карандаша. Для этого необходимо вспомнить, что сечение карандаша представляет собой круг, а площадь круга находится по формуле: S=π·R2 =π·d2 /4 Диаметр круга можно определить так: обмотать нить вокруг карандаша несколько раз. Разделить длину нить на количество раз. Это будет длина окружности. Она находится по формуле: l=2πR. Выразить отсюда R и рассчитать площадь круга. Зная её, можно найти объём карандаша. Уч-ль: Какой последний шаг необходимо выполнить? Уч-к: Рассчитать плотность вещества по формуле: ρ=m/V. Она равна … 3 этап: Оценка или проверка полученного результата. Уч-ль: как проверить правильность найденного результата? Уч-к: - с помощью таблицы плотностей; - с помощью других физических закономерностей (например, известно, что карандаш будет плавать в воде, частично погрузившись в неё, значит, плотность вещества карандаша должна быть меньше плотности воды – 1000 кг/м3). Вывод: с целью развития мышления полезно предлагать учащимся задания по самостоятельному составлению задач. Например, составьте задачу, подобную решённой, но с другими данными; составьте задачу, обратную той, что решена; составьте задачу на такую-то формулу и т.д. Особенно большую ценность для развития мышления учащихся представляют экспериментальные задачи, подобные той, что мы только что видели. Сегодня я представила только два ключевых момента своей работы. Но нельзя исключать или преуменьшать важность и последних трёх. Потому что только планомерная и последовательная работа по всем пяти направлениям даёт высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету. Об этом свидетельствует рост количества школьников занимающих призовые места на олимпиадах и конференциях разных уровней. Так в 2012-2013 учебном году пять учеников стали победителями и призёрами по физике в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады (в 2011-2012 – 2 победителя, 5 призёров; в 2010-2011 – 3 победителя, 2 призёра), в 2011-2012 учебном году десять обучающихся получили дипломы призёров, девять – дипломы победителей на областной заочной олимпиаде, восемь стали лауреатами регионального конкурса «Интеллект будущего», девять человек – дипломанты 1 степени Межрегиональной заочной олимпиады «Авангард». Есть и другой результат работы: «при решении задач, даже очень сложных, Наталья Сергеевна показывает свое мастерство. Более того, она передает его тем, кто хочет заниматься этим предметом вне рамок школьной программы. Я так заинтересовался физикой, что начал принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах, стал заниматься в московском заочном физико-математическом лицее «Авангард». Наталья Сергеевна помогает мне в прохождении программы лицея. Я не знаю, будет ли моя жизнь связана с физикой, но уроки Натальи Сергеевны останутся в моей памяти навсегда. На них я учусь думать, рассуждать, правильно использовать научные знания, учусь общению». Это строки из отзыва одного из моих учеников. Это слова, ради которых, стоит учителем быть! |
Доклад на тему «Уроки с элементами проблемных ситуаций, направленные... Ся максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.... | Интегрированный урок как средство формирования мотивов учения школьников... Ле. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет... | ||
Урок по теме «Фосфор, строение атома, свойства» Цель урока: усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; развитие логического мышления, самостоятельности,... | Урок 91 Задачи урока Развитие вербального мышления (обобщение). Развитие... Л73 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов).... | ||
Данная работа в целом была направлена на создание общего учения о... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | Конспект урока устройство компьютера фио (полностью) Смирнова Елена Ивановна Место работы Продолжить воспитание интереса к информатике, любознательности, мотивов учения, положительного отношения к знаниям, информационной... | ||
Урок развития речи. Описание внешности человека по личным наблюдениям Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... | Урок Проповедь Христа Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой... | ||
Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического... Урок по русскому языку с использованием технологий развития критического мышления. (2 класс) | Урок 14 Понятие как форма мышления Цели урока: • познакомить учащихся... Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала | ||
Методическая разработка на тему «Проектная деятельность учащихся на уроках литературы» «…В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа над темой ведется 2-ой год и способствует созданию условий для формирования и развития личностных компетенций учащихся, повышению... | ||
Урок обобщения знаний по математике в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами» Все знают: «Повторение-мать учения». Учителя добавляют «обобщение и повторение-мать учения» | Технология развития критического мышления как эффективное средство... Бходимым звеном для осваивания медицинских профессий. Перед учителем ставится задача преодоления такого непростого периода как подготовка... | ||
Программа «Основы космонавтики» Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира | «Учет и анализ банкротств» Этот урок является первым. Урок сопровождался компьютерной презентацией, цором и электронными тестами. Это позволило сделать урок... |