Скачать 2.72 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дагестанская государственная медицинская академия» Министерство Здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по ФПК и ППС профессор _____________ (ФИО) “______”_____________20__ г. ТИПОВАЯ ПРОГРАММА дополнительного профессионального образования врачей по АКУШЕРСТВУ И ГИНЕКОЛОГИИ Махачкала 2014 Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ. Программа обсуждена на заседании кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС ДГМА с курсом репродуктивной эндоскопии «____»__________201_ года Протокол №__ Зав. кафедрой, профессор д.м.н Омаров Н. С.-М. Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию по специальностям Лечебного профиля «____»__________201_ года Протокол №___ Председатель комиссии, профессор Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета ДГМА «____»__________201_ года Протокол №__ Рабочая программа утверждена на заседании Ученого Совета ФПО «____»__________201_ года Протокол №___ ОГЛАВЛЕНИЕ Состав рабочей группы и консультантов по разработке типовой программы дополнительного профессионального образования Состав экспертно – консультативной комиссии Пояснительная записка Перечень наименований циклов дополнительного профессионального образования по акушерству и гинекологии Содержание учебной программы Раздел дисциплины: 1. Социальная гигиена и организация акушерско – гинекологической помощи 2. Клиническая анатомия и физиология органов малого таза 3. Основные методы обследования в акушерстве и гинекологии 4. Обезболивание в акушерстве и гинекологии 5. Физиологическое акушерство 6. Антенатальная охрана здоровья плода и перинатальная патология 7. Патологическое и оперативное акушерство 8. Экстрагенитальные заболевания в акушерстве и гинекологии 9. Кровотечения в акушерстве. Шок и терминальные состояния в акушерстве и гинекологии 10. Токсикозы беременности 11. Травматизм в акушерстве и гинекологии 12. Гинекология детского и юношеского возраста 13. Эндокринология в акушерстве и гинекологии 14. Воспалительные заболевания и септическая инфекция в акушерстве и гинекологии 15. Оперативное акушерство и гинекология 16. Новообразования женских половых органов и молочных желёз 17. Острый живот в гинекологии 18. Эндометриоз 19. Бесплодие 20. Избранные вопросы смежных дисциплин 21. Планирование семьи и контрацепция Учебные планы циклов ПП – профессиональная переподготовка по акушерству и гинекологии ОУ – общее усовершенствование по акушерству и гинекологии ТУ – тематическое усовершенствование ТУ1 – Актуальные вопросы акушерства и гинекологии и организация акушерско – гинекологической помощи ТУ2 - Лечебно-профилактическая помощь и организация работы в женской консультации ТУЗ –Лечебно-профилактическая помощь и организация работы в сельской местности ТУ4 –Клиническое акушерство и антенатальная охрана плода ТУ5 – Перинатальное акушерство ТУ6 – Оперативное акушерство и гинекология ТУ7 –Экстрагенитальная патология при беременности и гинекологических заболеваниях ТУ8– Неотложная помощь и реанимация в акушерстве и гинекологии ТУ9– Эндоскопия в акушерстве и гинекологии Список литературы Директивные, инструктивно – методические документы Типовая программа по специальности акушерство и гинекология разработана сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии ФПК и ППС Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования – Дагестанской Государственной Медицинской Академии под руководством заведующего кафедрой акушерства и гинекологии доктора мед. наук, профессора Н. С.-М. Омарова СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ по разработке типовой программы послевузовского профессионального образования по специальности «акушерство и гинекология»
Пояснительная записка Завершение первичной специализации предусматривает подготовку эрудированного врача специалиста акушера-гинеколога с фундаментальной профессиональной подготовкой, владеющего современными информационными технологиями, способного к самостоятельной лечебно-диагностической деятельности. Целью последипломного обучения врачей является получение специальности «Акушерство и гинекология»; дальнейшее усовершенствование и повышение квалификации по акушерству и гинекологии – приобретение новых теоретических знаний и совершенствование профессиональных умений и навыков, необходимых для оказания высококвалифицированной помощи в соответствии с занимаемой им должностью и профилем учреждения. После получения сертификата специалиста на протяжении всей дальнейшей профессиональной деятельности врач должен периодически 1 раз в 5 лет проходить систематическое обучение на курсах усовершенствования (для получения дополнительного профессионального образования). Дальнейшие занятия на курсах усовершенствования позволяют врачу систематически приобретать новые и новейшие знания и представления по этиологии и патогенезу заболеваний, развивать клиническое мышление, обучаться современным методам диагностики, лечебно-профилактическим и реабилитационным методам. Наравне с очным обучением получили свое развитие выездные, прерывистые циклы и обучение с предцикловой подготовкой (заочно-очные циклы). Вся система послевузовского дополнительного образования направлена на непрерывное саморазвитие врача как в профессиональном, так и в личностном плане. При очно-заочной форме обучения объем подготовки может быть сокращен на 25-30% за счет самостоятельной работы. Основными задачами прохождения циклов повышения квалификации (усовершенствования) являются: Формирование знаний, умений, навыков, основанных на новейших научных достижениях не только в области акушерства и гинекологии, но и фундаментальной медицины и смежных дисциплин. Систематизация и переоценка уже имеющихся знаний и умений. Ознакомление с новыми теоретическими положениями в акушерстве, гинекологии и смежных дисциплинах, необходимыми для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей. Укрепление потребности обращения к литературе и углубленному самостоятельному изучению предмета. Приобщение к научному подходу, необходимости анализа собственного опыта и информации. Различают следующие виды циклов усовершенствования: Специализация (переподготовка) – С; Общее усовершенствование (ОУ); Тематическое усовершенствование (ТУ); Аттестационные (сертификационные) циклы. Последние предназначены для стажированных врачей, не имеющих сертификата врача специалиста. Сертификационные циклы проходят по программе общего усовершенствования. 1. Целью специализации (С) является приобретение новой профессии, прочных теоретических знаний и практических навыков, позволяющих бывшим терапевтам или педиатрам работать врачами акушерами-гинекологами. 2. Целью общего усовершенствования (ОУ) является освоение теоретических знаний и положений в области акушерства и гинекологии, овладение основными методами диагностики, профилактики и лечения. 3. Целью тематического усовершенствования (ТУ) является освоение врачами теоретических знаний и умений по соответствующему конкретному курсу или нескольким разделам различных курсов программы в соответствии с занимаемой специалистом должностью. Продолжительность циклов ТУ зависит от тематики (от 1 до 2 месяцев). 4. Цель аттестационных (сертификационных) циклов: подготовка к сдаче аттестационного экзамена на присвоение или подтверждение той или иной квалификационной категории (сертификата). В основе составления учебного и учебно-тематического планов циклов лежит Унифицированная программа по акушерству и гинекологии. Унифицированная программа построена по блочной системе и состоит из отдельных курсов, разделов, тем и элементов, расположенных в логической последовательности. По решению Управления учебных заведений МЗ РФ во все учебные планы (кроме декадников) необходимо включать: 1. Приказ МЗ и МП РФ от 22.10.1995 г. №324 "О совершенствовании противотуберкулезной помощи населению РФ": – предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения туберкулеза. 2. Решение коллегии МЗ и МП РФ от 16.04.1996 г. "О состоянии инфекционных болезней в РФ": – предусмотреть изучение вопросов профилактики, диагностики и лечения холеры. 3. В целях усовершенствования теоретических знаний и практических навыков врачей первичных звеньев здравоохранения по вопросам онкологии при проведении сертификационных и аттестационных циклов по основным клиническим специальностям следует включать изучение вопросов онкологии продолжительностью не менее 36 учебных часов. Медицинские вузы и академии (институты) последипломного образования имеют право: 1. Изменять объем учебной нагрузки интернов, клинических ординаторов и курсантов различных циклов, по сравнению с рекомендуемым государственным образовательным стандартом, в пределах 10%, а для отдельных циклов – в пределах 15%, без превышения максимального объема учебных часов Учебного плана циклов и при сохранении набора и содержания учебных дисциплин, указанных в стандарте. 2. Устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных курсов, разделов и тем Учебного плана подготовки интернов, клинических ординаторов и курсантов сертификационных циклов (специализации) с учетом базисной подготовки и местных условий последующей работы специалистов. 3. Привлекать специалистов практического здравоохранения для проведения практических занятий с интернами, клиническими ординаторами и курсантами циклов. Максимальный объем учебной нагрузки интерна, клинического ординатора и курсанта, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, не должен превышать 54 часов в неделю. Объем обязательных аудиторных занятий не должен превышать 36 часов в неделю. Содержание программы охватывает весь объём теоретических знаний, практических навыков и умений, необходимых врачу акушеру – гинекологу для проведения самостоятельной консультативной, лечебной и профилактической работы. Типовая учебная программа построена по блочной (модульной) системе, блоками которой являются разделы дисциплин. Раздел дисциплины – это относительно самостоятельная часть программы, в которой представлена значительная по объёму теоретическая и практическая информация. Каждый раздел дисциплины разбит на несколько тем, состоящих, в свою очередь, из элементов. Элемент отражает узкопрофессиональную информацию, конкретное умение или навык, тот или иной теоретический вопрос. Обязательным является включение в программу разделов по правовым вопросам, основным принципам медицинского страхования, медико – социальной экспертизе, вопросам медицинской психологии, врачебной этики и медицинской деонтологии. Настоящая типовая учебная программа дополнительного профессионального образования врачей с базовыми специальностями высшего медицинского образования «Лечебное дело» и «Педиатрия» составлена с учётом достаточного уровня подготовки врача по своей специальности и может быть использована для всех видов последипломного обучения по акушерству – гинекологии. Для быстрой ориентировки в типовой программе используется система цифрового кодирования: на первом месте – код раздела дисциплины, например (1), на втором – код темы (1.1.), код элемента (1.1.1.), код подэлемента (1.1.1.1.) и т.д. Данная система кодирования построена по принципу дескрипторной системы. Раздел дисциплины при необходимости может быть представлен отдельным видом последипломного обучения, общим или тематическим усовершенствованием, курсом информации, стажировки и т.д. С этой целью каждый раздел дисциплины настоящей типовой программы построен в виде законченной системы обучения – он включает собственную программу, перечень литературы и директивных документов. При допуске врача к медицинской деятельности используются: приказ Минздрава России от 27.08.1999 г. №337 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения"; приказа МЗ РФ №4 от 11.01.2000 г. Образовательная деятельность,направленная на послевузовскую подготовку квалифицированных врачей специалистов, осуществляется в соответствии с: Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. №12-ФЗ; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №610; Приказами, постановлениями, инструктивными письмами Минобразования России и Минздрава России, уставами образовательных учреждений. Государственный образовательный стандарт определяет объем требований к подготовке квалифицированного врача по специальности 040100 "Лечебное дело" со специализацией 01 "Акушерство и гинекология" на основе приказа МЗ РФ №337 от 27.08.1999 г.; Приложение №2 к приказу. Перечень циклов дополнительного профессионального образования по акушерству и гинекологии
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ |
Министерство здравоохранения российской федерации Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | Министерство здравоохранения российской федерации Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | ||
Рабочая программа тематического усовершенствования (ту 144ч.) по... Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | Рабочая программа общего (сертификационного) усовершенствования (оу... Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по Терапии цикла профессиональной переподготовки... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ,... | Российской Федерации «утверждаю» Требованием к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | ||
Программа методики обучения английскому языку москва 2012 учебная... Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Музыкальная литература» Выполнение в полном объеме требований предъявляемых к содержанию дополнительных образовательных программ | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации | Образовательная программа Образцового хореографического ансамбля «Каприз» В 2005 г внесены изменения в соответствии с современными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного... | ||
Перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными... Услуги в системе дошкольного образования Реализация образовательных программ за пределами образовательных программ, определяющих... | 1.«Культура и техника речи педагогического работника в контексте... Аннотации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации | ||
Программа кандидатского экзамена по специальности Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... | Программа вступительного экзамена для подготовки аспирантов Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных... |