Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Институт «Высшая Школа Лингвистики»
«УТВЕРЖДАЮ» «______»________________2012 г
Ректор _______________М.В.Хабарова
программа
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Москва 2012
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Введение Программа учебной дисциплины «Методики обучения иностранному языку» предназначена для повышения квалификации дипломированных преподавателей английского языка, дипломированных специалистов в области лингвистики и межкультурной коммуникации. Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ и рассчитана на 144 академических часа.
Цель дисциплины: обеспечить формирование лингвометодической компетенции и создать предпосылки для осознанного освоения современных технологий и методик обучения иностранному языку. Задачи дисциплины:
сообщение слушателям сведений из области психологии обучения иностранному (английскому) языку, дидактики, технологии обучения английскому языку как средству международного общения;
формирование знаний, умений и навыков подготовки и организации учебного процесса в контексте современных требований;
формирование умений пользоваться полученными знаниями при решении педагогических задач;
ознакомить с современными инновационными технологиями языкового образования для последующей апробации некоторых из них в режиме конкретной профессиональной деятельности.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Изучение предметно-педагогических технологий направлено на то, чтобы обучить студентов самостоятельно планировать урок или серию уроков с опорой на учебник и книгу для учителя, самостоятельно подбирать дополнительный материал, методы и приемы поведения, а также анализировать просмотренный фрагмент урока.
Отбор учебного материала основывается на необходимости подготовить слушателей к работе с методической литературой (учебно-методическими комплексами (УМК) и методическими журналами), научить находить в общих методических правилах ответы на конкретные повседневные вопросы.
Отбор содержания материала основывается на необходимости формирования у слушателей:
1. Навыков работы с доской, навыков организации групповой, парной и индивидуальной работы учащихся;
2. Умения планировать фрагменты урока с опорой на учебник и книгу для учителя, другие материалы;
3. Умения записывать и анализировать фрагмент урока с точки зрения правильности языкового и речевого материала, а также с точки зрения технологии поведения.
Содержательное наполнение дисциплины обусловлено как задачами курса, так и взаимодействием его с психолого-педагогическими дисциплинами. Предлагаемая дисциплина ориентируется на отвечающий требованиям времени коммуникативно-прагматический подход в обучении.
Основное содержание
Система основных понятий и основы предметно-педагогических технологий, умение, навык, речевой навык, языковой навык, виды навыков и умений, понятие о принципах обучения, системах обучения, связь с другими науками (психологией, психологией речи, лингвистикой, дидактикой). Процесс формирования умения и навыка, общедидактические приемы формирования навыка.
Цели, содержание, средства обучения языку. Практическая, развивающая, образовательная цели обучения английскому языку , содержание обучения и методы его отбора, основные средства обучения (учебники и учебно-методические комплексы в целом, в т.ч. рекомендованные Министерством образования Российской Федерации для использования в школах).
Аудирование как цель и средство обучения. Особенности аудирования как вида речевой деятельности, его психологические и лингвистические особенности, виды аудирования, система упражнений для формирования умения аудирования и требования программы к уровню владения данным умением.
Устная речь (диалог и монолог) как цель и средство обучения. Особенности говорения и его разновидностей, их психологические и лингвистические особенности, упражнения для формирования устной продуктивной речи и требования программы к уровню владения данным речевым умением.
Чтение как цель и средство обучения. Особенности процесса чтения, его основные виды и их назначение, их особенности, требования программы к уровню владения данным речевым умением. Виды упражнений для формирования умения и навыков чтения.
Письмо и письменная речь как цель и средство обучения. Особенности процесса порождения письменного текста, упражнения для формирования навыков письма и использования письменного текста как средства обучения.
Формирование речевых навыков. Типы навыков (фонетические, лексические, грамматические навыки чтения и письма), общие принципы и методы формирования навыков и их видов (рецептивных, продуктивных), особенности каждого вида навыков и упражнения, направленные на формирование навыков различных типов. Требования программы к уровню сформированности навыков.
Зависимость материала, методов обучения и степени сформированности умений и навыков от типа школы (общеобразовательная, с углубленным изучением английского языка) и возрастных особенностей учащихся. Возрастные особенности учащихся, особенности протекания учебной деятельности и ведущие типы деятельности у учащихся различного возраста. Зависимость содержания обучения от возрастных особенностей учащихся и типа школы.
Контроль знаний, умений и навыков, задачи, функции и объекты контроля в обучении английскому языку, виды традиционного контроля (устный опрос, письменная контрольная работа и др.) и виды нетрадиционного контроля (тестирование, Total Physical Response и др.), специфика домашнего задания как метода контроля и типичные ошибки учителя в выборе приемов и методов контроля, ошибки при подготовке контрольных заданий и материала для домашнего задания, отличие понятий “оценка” и “отметка”.
Планирование учебно-воспитательного процесса на уроке английского языка и другие виды планирования. Задачи, объекты и цели планирования, важность планирования для реализации основной (практической) цели обучения английскому языку в школе, критерии эффективности планирования, соотношение творчества учителя при планировании учебно-воспитательного процесса на уроке, в рамках темы, четверти, учебного года, обязательность учета и планирования учебного времени, приведенного в книгах для учителя, разработанных различными авторами, планирование урока и темы (системы уроков).
Игры в обучении английскому языку, возрастные особенности детей, психолого-педагогические основы применения игр для формирования знаний, умений и навыков как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Критерии эффективности применения игр различного типа, методика проведения игр различного типа, виды игр, цели применения игры и выбора игры в зависимости от конкретного класса и задачи урока.
Текущая аттестация качества усвоения знаний
Текущая аттестация качества усвоения знаний проводится как в письменной, так и в устной форме. Слушателями выполняется анализ теоретической литературы, рекомендованной к изучению данной дисциплины, анализ целевого назначения учебника и книги для учителя, планирование фрагмента урока для формирования конкретного умения или навыка (планирование материала, упражнений, форм контроля и т.д.) и методов его проведения (приемы, наглядность и т.д.), решение методических задач.
Итоговая аттестация
Итоговой формой проверки знаний слушателей является экзаменационный урок, на котором проверяется умение применить на практике полученные знания. Кроме того, слушатель должен представить алгоритм обучающей программы по формированию навыков (индивидуального обучения).
Основная литература
Scrivener Jim, Learning Teaching, Macmillan Heinemann, 2005
| Thornbury Scott, How to teach vocabulary, Pearson Education, 2004
| Harmer Jeremy, How to teach English, Pearson Education, 2001
| Thornbury Scott, How to teach Spiking, Pearson Education, 2005
| Thornbury Scott, How to teach Grammar, Pearson Education, 2001
| Swan Michael, Practical english usage, Oxford university press, 2005
| Grabe W, Kaplan R, Theory and Practice of Writing, Longman, 1998
| |