Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный»
страница1/7
Дата публикации22.07.2014
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра современного русского языка и методики

Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» направления 050300. 62 «Филологическое образование»

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен к. пед..н., доцентом А.М. Ковалевой

Обсужден на заседании кафедры современного русского языка и методики

«_15_»_октября_2008 г.
Заведующий кафедрой Н.Н. Бебриш

к.ф. н. доц.
Одобрено научно-методическим советом по подготовке бакалавра
«_17__»_октября___________2008 г.

Председатель НМСС Е.Б. Гайдукова
Протокол согласования рабочей программы дисциплины « Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому как иностранному» с другими дисциплинами направления 050300 «Филологическое образование»

на 2011/12 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Педагогика


-педагогики


-

-

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 2012___/2013___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. _Внесены изменения в карту литературного обеспечения дисциплины___________________________________________________________

2. _Внесены изменения в __банк контрольных заданий_________________________________________________________

3. __Внесены изменения в рабочую программу и тематический план__________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры современного русского языка и методики 05. 09. 2013г.протокол №1
Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой Н.Н. Бебриш

Декан А.В. Кипчатова
Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 10 стр.

    4. Тематический план 14 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины-15 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 17 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 18 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 23 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 25 стр.

  5. Вопросы к экзамену 32стр.

  6. Тематика рефератов 34 стр.

  7. Глоссарий

  8. Рабочая тетрадь

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа дисциплины (УМКД) «Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному» подготовки бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» направления 050300 «Филологическое образование» состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2 Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному».

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному», который представлен тестами, контрольными заданиями, методическими задачами, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам. К каждому модулю даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

4. Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному.

5. Тематики рефератов и курсовых работ, которые отражают наиболее актуальные и значимые проблемы современных технологий и методик обучения русскому языку как иностранному, и проверяет освоение вопросов, рекомендованных для самостоятельного изучения студентом.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования подготовки бакалавра по профилю "Иностранный язык и русский язык как иностранный" направления 050300 "Филологическое образование" включен в рамки общепрофессионального цикла дисциплин и утвержден 31. 01. 2005г. регистрационный номер: пед/бак./ новый

ОПД.Ф.03

Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки)

Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников. Современные средства оценивания результатов обучения и оценки достижений школьников в освоении предметной области. Методика преподавания языка (литературы) в полиэтнической и поликультурной среде. Решение воспитательных задач через предмет. Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников.



Введение
Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП:

1) обеспечивает приобретение системы знаний в области технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному;

2) способствует дальнейшему формированию педагогической и методической культуры студентов;

3) осуществляет подготовку к ведению профессионально-педагогической деятельности в области технологии и методики обучения русского языка как иностранного.

Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в:

- приобретении представлений об исследованиях в области речевой деятельности, функциональной грамматики, лингвокультурологии;

- приобретении знаний о методах и приемах обучению русскому языку как иностранному;

- ознакомлении с методами извлечения из языковых единиц национально-культурной семантики, а также с основными закономерностями межкультурной коммуникации.

Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков, выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Иностранного языка и русского языка как иностранного» на уровне бакалавра.

Изучение психологии, педагогике, лингвистике в подготовке бакалавра профиля "Иностранный язык и русский язык как иностранный", предшествует изучению дисциплины «технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному;

Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному», будет использоваться на педагогической практике, в период написания курсовой работы, а также в ходе подготовки к выпускной квалификационной работе.

Русский язык остается средством повседневного общения для граждан стран, для которых он не является родным. Причина этого экономическая. Для многих представителей этих стран, испытывающих сейчас экономические трудности, знание русского языка означает возможность найти работу в России. Поэтому русский язык как иностранный существует как учебный предмет. Важное место в данной среде призваны занять технологии и методики обучения русскому языку как иностранному, позволяющие подготовить преподавателей для обучения русскому языку как иностранному.


Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенция в области технологий и методик обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному.

Задачи преподавания дисциплины:

  1. раскрыть перед студентами значимость технологий и методик обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному;

  2. раскрыть сущность и виды речевой деятельности в обучении русскому языку как иностранному;

  3. представить экспериментальный и практический материал, свидетельствующий об эффективности приемов и методов обучения русскому языку как иностранному, позволяющие активизировать навыки и умения практического владения языком.

Технология процесса обучения по дисциплине «технологии и методики обучения иностранному языку и русскому языку как иностранному» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских и лабораторных занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде экзамена.

Содержание теоретического курса дисциплины «Технологии и методики обучения иностранного языка и русского языка как иностранного»
Модуль 1. Общие вопросы технологии и методики РКИ

Методика обучения в системе филологического образования. Цели обучения в системе филологического образования. Особенности содержания обучения в филологическом образовании. Различные технологии обучения школьников в системе филологического образования: урочные и внеурочные; традиционные и современные; групповые и индивидуальные; дифференциации и индивидуализации и др. Выбор технологий обучения в зависимости от возрастных возможностей, личностных достижений, актуальных проблем обучающихся в освоении предметной области и в зависимости от специфики учебного предмета и содержания изучаемого учебного материала. Возможные технологии и методики построения урока, ориентированного на развитие ключевых компетентностей школьников.

Говорение как вид речевой деятельности. Роль и место говорения при разных целях и на разных этапах обучения. Особенности монологической и диалогической речи. Последовательность работы над диалогом и полилогом.

Принципы отбора языкового материала при обучении говорению. Подготовленное, неподготовленное общение. Понятие речевой ситуации. Принципы построения системы упражнений по обучению различным формам устной речи. Контроль. Недочеты в работе над говорением. Рекомендации по работе над развитием навыков говорения.

Механизмы аудирования. Роль и место аудирования при разных целях и на разных этапах обучения. Типы упражнений для развития умений аудирования. Контроль навыков и умений аудирования. Недочеты в работе над аудированием. Рекомендации по работе над развитием навыков слушания (аудирования).

Виды чтения. Роль и место чтения при разных целях и на разных этапах обучения. Коммуникативный метод и обучение чтению. Типы чтения и виды работы с текстом. Принципы отбора текстов и требования к текстам, предназначенным для обучения различным видам чтения. Принципы построения системы упражнений при обучении различным видам чтения. Контроль навыков и умений чтения. Недочеты в работе над чтением.

Рекомендации по работе над развитием навыков чтения.

Письмо. Формы письменной речи. Роль и место письма при разных целях и на разных этапах обучения. Соотношение письма с другими видами речевой деятельности. Обучение письму. Принципы отбора текстов и требования к текстам, предназначенным для обучения письму. Недочеты в работе над письмом. Рекомендации по работе над развитием навыков письма. Виды работы над письмом. Обучение жанрам письменной речи. Исправление ошибок. Контроль навыков и умений письма.

Лингвострановедение при обучении РКИ. Лингвистический аспект лингвострановедения. Анализ языка с целью выявления национально- культурной семантики. Методический аспект лингвострановедения. Приемы введения, закрепления, активизации специфических для изучаемого языка единиц и страноведческого прочтения текстов. Связь задач обучения языку с задачами изучения страны. Основные объекты изучения лингвострановедения: слово как источник страноведческих сведений: фоновые, безэквивалентные и коннотативные слова, их отбор и способы семантизации. Фразеология и афористика. Речевой этикет, включающий факты лингвострановедения. Язык мимики и жестов. Лингвострановедческая информация в тексте.
Модуль №2. Аспекты обучения языку

Обучение грамматике
Принципиальное отличие практической грамматики РКИ от учебного курса «Современный русский язык». Грамматика РКИ как функционально-коммуникативная грамматика. Основные недочеты в работе над грамматикой. Рекомендации по работе над грамматикой. Типы грамматических упражнений. Объяснение грамматики. Контрольные работы по грамматике.

Некоторые проблемы отбора грамматики на начальном, среднем и продвинутом этапах обучения.

Основные недочеты в работе с лексикой. Активный и пассивный словарь. Способы толкования слов. Запоминание слов. Лексические упражнения. Контроль в работе над лексикой.

Проблемы обучения фонетике и их решение. Понятие «иностранный акцент» в русской речи. Изучение и систематизация характеристик иностранного акцента в русской речи и способов его устранения. Типологические особенности артикуляционной базы звуков, слога, фонетического слова и предложения. Основные недочеты в работе над фонетикой. Рекомендации по работе над фонетикой и интонацией. Взаимодействие интонационных и лексико-грамматических средств при выражении основного коммуникативного значения предложения.

Модуль 3. Структура и организация процесса обучения РКИ
Методическое содержание современного урока РКИ. Индивидуализация, речевая направленность, ситуативность, функциональность и новизна на уроке РКИ; способы их обеспечения. Требования к современному уроку РКИ, его основные черты. Схема анализа урока. Роли учителя и учеников на уроке РКИ, различные модели их взаимодействия. Особенности использования различных режимов работы (фронтального, группового, парного, индивидуального). Осуществление обратной связи. Контроль и способы исправления ошибок. Дисциплина на уроке и действия учителя по ее поддержанию. Мотивация, ее источники и роль в решении дисциплинарных проблем. Составление плана урока.

Проверяемые знания.

Сущность методического содержания урока РКИ.

Особенности тематического и поурочного планирования.

Типы уроков РКИ.

Чисто речевые уроки:

Обучение диалогической речи с помощью речевых образцов.

Обучение диалогической речи путем драматизации.

Обучение диалогической речи с помощью ситуаций.

Обучение монологической речи с помощью речевых образцов.

Обучение монологической речи путем пересказа.

Обучение монологической речи путем рассказа.

Обучение монологической речи с помощью описания.

Обучение аудированию монологической речи.

Обучение синтетическому чтению в условиях устного опережения.

Обучение вдумчивому чтению с элементами анализа.

Обучение ознакомительному синтетическому чтению.

Комбинированные речевые уроки: Объяснение фонетического материала имитативным методом и развитие устной речи.

Объяснение фонетического материала аналитико-имитативным методом и развитие устной речи.

Введение и закрепление лексики в речевых образцах.

Объяснение лексики и обучение устной речи.

Объяснение лексики и обучение чтению.

Активизация лексики в устной речи.

Введение и закрепление грамматики в речевых образцах.

Объяснение грамматики и обучение чтению.

Активизация грамматики в устной речи.

Объяснение орфографии и обучение письму.

Объяснение правил чтения и обучение письму.

Формы взаимодействия учителя и учеников на уроке, способы их организации.

Способы обеспечения обратной связи на уроке.

Основные режимы работы на уроке, особенности их использования.

Формы контроля и исправления ошибок.

Действия учителя по поддержанию дисциплины на уроке.

Источники создания мотивации на уроке и ее роль в решении дисциплинарных проблем.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины Иностранный язык...
Профиль подготовки Преподавание филологических дисциплин (английский язык и русский язык как иностранный)
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050100. 62...
Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) специальности «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины теоретический курс второго...
Специальность : 050303. 65 «Иностранный язык с дополнительной специальностью иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 4 Русский язык и культура речи
...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Лингвострановедение и страноведение» для студентов заочной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050300. 62 «Филологическое образование»
...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Зарубежная литература...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецкий); 050303....
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление: 050300. 62 «Филологическое образование»
Направление: 050300. 62 «Филологическое образование», профиль «Иностранный язык и русский язык как иностранный» квалификация – бакалавр...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в магистратуру...
Целью магистерской программы «Русский язык как иностранный» является подготовка высококвалифицированных специалистов – лингвистов,...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 032700. 68 Филология
Магистерская программы «Компаративистика», «Русская литература», «Русский язык», «Русский язык как иностранный»
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconПояснительная записка Цели и задачи. Основной целью дисциплины «Иностранный язык (Английский)»
Иностранный язык (Английский язык). Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 «Филология»....
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка» для студентов заочной...
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050303. 65 «Иностранный язык»
Специальность 050303. 65 «Иностранный язык» с дополнительной специальностью 050303. 65 «Иностранный язык»
Учебно-методический комплекс дисциплины подготовка бакалавра по профилю «Иностранный язык и русский язык как иностранный» iconРабочая учебная программа дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Специальность 050303. 65 Иностранный язык (английский) с дополнительной специальностью 050303. 65 Иностранный язык (немецккий)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск