Скачать 52.06 Kb.
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В.А. Осипов, кандидат технических наук, доцент О.В. Муленко, кандидат технических наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования Д.В. Глазунов, заместитель директора Центра мониторинга качества образования Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия С учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования Министерством образования РФ разработаны и поэтапно внедряются в учебные заведения Федеральные государственные стандарты нового поколения. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения, а также личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1]. В настоящее время в нашей стране не существует универсального метода оценки компетенций, поэтому разработка и внедрение новых методов оценки компетенций является весьма актуальной задачей [2]. В ФГБОУ ВПО РГУПС сотрудниками Центра мониторинга качества образования совместно с преподавателями кафедры «Теоретические основы электротехники» разработана структура компетентностно-ориентированного теста и проведена апробация данного теста по дисциплине «Теоретические основы электротехники». Структура теста включает в себя совокупность оценки знаний и умений, необходимых для решения конкретной задачи, охватывающей раздел или несколько разделов данной дисциплины. Суть данного метода заключается в пошаговом решении знаний и умений, причем каждое знание и умение может включать несколько заданий (шагов), которые решаются на разных этапах прохождения последовательного решения. Каждому показателю «знания» и «умения» присваивается весовой коэффициент, который учитывает уровень сложности задания при правильном решении его студентом (таблица 1). Таблица 1Пример распределения весовых коэффициентовпо каждому показателю «знаний» и «умений» по дисциплине «Теоретические основы электротехники»
Студент, неверно ответивший на тестовое задание на любом этапе, переходит к следующему заданию, при этом программа фиксирует неправильный вариант ответа. Данный тест апробирован в подсистеме «Тестирование» ФГБОУ ВПО РГУПС в процессе тестирования студентов, обучающихся на Энергетическом факультете. Технология проведения данного контроля знаний заключается в следующем:
3 2 1 Рис. 1 Пример предъявляемого тестового задания в подсистеме «Тестирование»: 1-таблица ответов студента; 2-формулировка задания с графическим изображением;3-предлагаемые варианты ответов При проведении апробации студенту в подсистеме «Тестирование» (рис. 1) предлагаются пошаговые задания с графическим изображением (поз.2) и варианты ответов (поз. 3). При выборе варианта ответа в ячейке таблицы автоматически определяется вариант ответа по цветовой гамме (поз. 1) (синий – текущий, зеленый – правильный ответ, красный – неправильный ответ). На основании результатов апробации определены уровни владения изученным материалом каждого студента (рис. 2). Рис. 2 Уровни владения изученным материалом каждого студента. В таблице 2 представлен анализ распределение студентов по пороговому значению. Таблица 2Распределение студентов по уровням владения материала
Данный подход при оценивании уровня подготовки студентов высшего профессионального образования позволяет, в отличие от классических тестовых заданий, определить не просто общий уровень знаний, но и отследить те конкретные области, в которых у студента в частности или у группы в целом слабый или не достаточный уровень обученности. Это позволит преподавателю высшей школы оперативно отреагировать и устранить пробелы в образовании, если они возникли при изучении этой дисциплины, либо обратить внимание других преподавателей на недостаточный уровень подготовки по конкретной тематике в случае, если эти знания относятся к другой дисциплине (например: при изучении дисциплины «Теоретические основы электротехники», используются знания полученные студентами при изучении курсов дисциплин «Математика» и «Физика»). Список использованной литературы1. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Авт. сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. – Екатеринбург: РГППУ, 2009. - 100 с. 2. Лисицына, Л. С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем / Л. С. Лисицына. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. 147 с. |
Федеральное агентство по образованию Проектирование компетентностно-ориентированных образовательных программ двухуровневой подготовки по инженерным направлениям | Литература Книга представляет результаты многоступенчатого проекта по созданию тестового инструмента для диагностики учебной успешности в начальной... | ||
Уроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения» «Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке» | Методическая копилка В методической копилке вы найдете ответы на эти вопросы, познакомитесь с примерами компетентностно – ориентированных заданий и рекомендациями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид урока: традиционный с применением компетентностно – ориентированных заданий, выполнением лабораторного опыта | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование компетентностно ориентированных заданий на уроках естествознания как средство мониторинга ключевых компетенций младших... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид урока: комбинированный; урок защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов) | 75 2 Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов... Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий | ||
Моделирование тестовых испытаний материалов по определению деформационного... Ознакомиться: 1 с классификацией и конструкцией основных типов подшипников качения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный... | ||
Методические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных... Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине | Урок английского языка в 6 классе на тему: «Школа моей мечты» Февраля 2011 года на базе моусош №1 учителем английского языка Цолко Е. А. был проведен урок- проект на тему «Школа моей мечты» в... | ||
Аннотированная программа дисциплины Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | Аннотированная программа дисциплины/ модуля Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... | ||
Содержание тестовых материалов Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е.... | Конспект познавательной викторины «Что мы знаем о профессиях» в подготовительной группе Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с... |