Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов





Скачать 52.06 Kb.
НазваниеЭкспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов
Дата публикации25.07.2013
Размер52.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ
В.А. Осипов, кандидат технических наук, доцент

О.В. Муленко, кандидат технических наук, доцент, директор Центра мониторинга качества образования

Д.В. Глазунов, заместитель директора Центра мониторинга качества образования

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия
С учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования Министерством образования РФ разработаны и поэтапно внедряются в учебные заведения Федеральные государственные стандарты нового поколения. Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения являются компетенции, полученные студентами в ходе обучения, при этом под термином компетенция понимается способность применять знания, умения, а также личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1].

В настоящее время в нашей стране не существует универсального метода оценки компетенций, поэтому разработка и внедрение новых методов оценки компетенций является весьма актуальной задачей [2].

В ФГБОУ ВПО РГУПС сотрудниками Центра мониторинга качества образования совместно с преподавателями кафедры «Теоретические основы электротехники» разработана структура компетентностно-ориентированного теста и проведена апробация данного теста по дисциплине «Теоретические основы электротехники».

Структура теста включает в себя совокупность оценки знаний и умений, необходимых для решения конкретной задачи, охватывающей раздел или несколько разделов данной дисциплины.

Суть данного метода заключается в пошаговом решении знаний и умений, причем каждое знание и умение может включать несколько заданий (шагов), которые решаются на разных этапах прохождения последовательного решения. Каждому показателю «знания» и «умения» присваивается весовой коэффициент, который учитывает уровень сложности задания при правильном решении его студентом (таблица 1).

Таблица 1

Пример распределения весовых коэффициентов


по каждому показателю «знаний» и «умений»

по дисциплине «Теоретические основы электротехники»




п/п

Знание/Умение

Весовой коэффициент

Кол-во вопросов

1

Умение выбирать оптимальный метод расчета

2

1

2

Умение применять метод эквивалентных преображений

3

2

3

Умение выделять в схеме последовательно соединенные элементы

2

2

4

Знание выражений для преобразований последовательно соединенных элементов

1

3

5

Умение выделять в схеме параллельно соединенные элементы

2

2

6

Знание выражений для преобразования параллельно соединенных элементов

1

2

7

Умение применять основные законы электрических цепей

3

2

8

Знание основных законов электрических цепей

1

2


Студент, неверно ответивший на тестовое задание на любом этапе, переходит к следующему заданию, при этом программа фиксирует неправильный вариант ответа.

Данный тест апробирован в подсистеме «Тестирование» ФГБОУ ВПО РГУПС в процессе тестирования студентов, обучающихся на Энергетическом факультете.

Технология проведения данного контроля знаний заключается в следующем:

  • преподаватель в форме заявления формирует список тем, изученных студентами на данном этапе обучения, и предоставляет в ЦМКО;

  • администратор ЦМКО на основании заявления преподавателя формирует пакеты и тесты в подсистеме «Тестирование»;

  • студент проходит тестирование по предлагаемым преподавателем темам.



3

2

1


Рис. 1 Пример предъявляемого тестового задания в подсистеме «Тестирование»: 1-таблица ответов студента; 2-формулировка задания с графическим изображением;3-предлагаемые варианты ответов
При проведении апробации студенту в подсистеме «Тестирование» (рис. 1) предлагаются пошаговые задания с графическим изображением (поз.2) и варианты ответов (поз. 3). При выборе варианта ответа в ячейке таблицы автоматически определяется вариант ответа по цветовой гамме (поз. 1) (синий – текущий, зеленый – правильный ответ, красный – неправильный ответ).

На основании результатов апробации определены уровни владения изученным материалом каждого студента (рис. 2).
Рис. 2 Уровни владения изученным материалом каждого студента.

В таблице 2 представлен анализ распределение студентов по пороговому значению.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням владения материала




Пороговое значение,%

Количество студентов

Заключение

1

100

2

Владеют материалом полностью

2

80-99

4

Владеют основными методами и приемами, требуется повторение отдельных методов изученного материала

3

60-79

10

Владеют некоторыми методами и приемами, требуется повторение основных методов изученного материала

4

0-59

4

Не владеют, требуется повторное изучение материала полностью


Данный подход при оценивании уровня подготовки студентов высшего профессионального образования позволяет, в отличие от классических тестовых заданий, определить не просто общий уровень знаний, но и отследить те конкретные области, в которых у студента в частности или у группы в целом слабый или не достаточный уровень обученности. Это позволит преподавателю высшей школы оперативно отреагировать и устранить пробелы в образовании, если они возникли при изучении этой дисциплины, либо обратить внимание других преподавателей на недостаточный уровень подготовки по конкретной тематике в случае, если эти знания относятся к другой дисциплине (например: при изучении дисциплины «Теоретические основы электротехники», используются знания полученные студентами при изучении курсов дисциплин «Математика» и «Физика»).

Список использованной литературы


1. Проектирование компетентностно-ориентированных основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Авт. сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк. – Екатеринбург: РГППУ, 2009. - 100 с.

2. Лисицына, Л. С. Теория и практика компетентностного обучения и аттестаций на основе сетевых информационных систем / Л. С. Лисицына. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2006.  147 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconФедеральное агентство по образованию
Проектирование компетентностно-ориентированных образовательных программ двухуровневой подготовки по инженерным направлениям
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconЛитература
Книга представляет результаты многоступенчатого проекта по созданию тестового инструмента для диагностики учебной успешности в начальной...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconУроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения»
«Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке»
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconМетодическая копилка
В методической копилке вы найдете ответы на эти вопросы, познакомитесь с примерами компетентностно – ориентированных заданий и рекомендациями...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: традиционный с применением компетентностно – ориентированных заданий, выполнением лабораторного опыта
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование компетентностно ориентированных заданий на уроках естествознания как средство мониторинга ключевых компетенций младших...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид урока: комбинированный; урок защиты творческих проектов в рамках компетентностно ориентированных технологий (метод проектов)
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов icon75 2 Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов...
Этап Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconМоделирование тестовых испытаний материалов по определению деформационного...
Ознакомиться: 1 с классификацией и конструкцией основных типов подшипников качения
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование компетентностно-ориентированных заданий результативно в том случае, если на уроке в целом осуществляется компетентностный...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconМетодические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных...
Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconУрок английского языка в 6 классе на тему: «Школа моей мечты»
Февраля 2011 года на базе моусош №1 учителем английского языка Цолко Е. А. был проведен урок- проект на тему «Школа моей мечты» в...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconАннотированная программа дисциплины
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconАннотированная программа дисциплины/ модуля
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconСодержание тестовых материалов
Оборудование: изображения гербов на листах, кроссворд, выставка литературы, энциклопедия, таблички, учебник по истории Саплина Е....
Экспериментальные предпосылки к созданию компетентностно-ориентированных тестовых материалов iconКонспект познавательной викторины «Что мы знаем о профессиях» в подготовительной группе
Региональный заочный конкурс научно-методических практико-ориентированных материалов по вопросам инклюзивного образования детей с...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск