Скачать 75.36 Kb.
|
МБОУ «Мирненская средняя общеобразовательная школа» Положение о реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской деятельности старшеклассника Реферат учащегося - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов его индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. Содержание и способы работы на занятиях по таким курсам невозможно жестко регламентировать, программы должны иметь "допуск" на изменение, отражающее интерес конкретных учеников, темп и направления их исследовательской работы. Руководителем рефератов, ориентированных на исследовательскую работу старшеклассников, должен быть преподаватель, специализирующийся в области знания, соответствующего выбранной теме. Как правило, это учитель школы, прошедший специальную подготовку, реже - преподаватель колледжа, вуза. Работа руководителя включает: • предложение и (или) корректировку темы реферата; • обсуждение содержания и плана реферата; • рекомендации по подбору литературы; • планирование и контроль работы над рефератом; • написание рецензии, содержащей анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы. В процессе выполнения реферата учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения. Работа над рефератом может начинаться с 1 сентября текущего учебного года. Основными этапами выполнения реферата являются: • выбор темы и руководителя - сентябрь - февраль; • исследовательская работа по теме реферата - октябрь - март; • оформление реферата и выступление с докладом на ученической научно-практической конференции - апрель - май. Тема реферата может быть предложена как преподавателем, так и учащимся. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. Перечень тем, предлагаемых для исследования, рассматривается на предметных школьных методических объединениях. Темы рефератов, избранных для защиты на экзамене, согласовываются с завучем и утверждаются директором. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы по согласованию с руководителем. Тема реферата должна иметь четкие рамки исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и ограниченность), сочетать в себе емкость и лаконичность формулировок, учитывать уровень ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии). Руководителем и учащимся в течение первых двух недель планируется работа над рефератом с учетом времени, необходимого для поисков и проработки литературы, составления чернового варианта и сдачи его на проверку руководителю. Контроль выполнения плана работы также осуществляет руководитель. В отличие от других письменных творческих работ, выполняемых старшеклассниками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основной части, заключения и списка литературы (библиографии). В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста, введение - 10-20% от объема названных частей, заключение - 10%. Вводная часть включает: обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность); предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследования; постановку целей и формулирование задач; краткий обзор и анализ источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо). Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются учеником-автором и руководителем. В этой части исследования рассматриваются и раскрываются основные положения выбранной темы; демонстрируются навыки подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявляется собственное мнение учащегося, сформированное в процессе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерность (сжатость или растянутость) отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата. Заключительная часть состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов на основе гипотезы исследования, анализа степени выполнения поставленных во введении задач. К апрелю учащийся оформляет окончательный вариант реферата в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, составляет доклад по нему на конференцию (итоговую аттестацию). Реферат может быть написан от руки или напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева - не менее 3 см (для подшивки и заметок), справа - не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются по отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур). Титульный лист реферата оформляется следующим образом: В список литературы к реферату вносится весь перечень изученных учащимся при написании реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. Структурирования этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы). Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется. Например: 1. Ильин В.В., Мешалкин Е.А. История пожарной охраны России: Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, СПб.: Изд-во СПб ГПУ, 2003. 2. ... 3. ... 4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1991. 6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.: Айрис-пресс, 2002. 7. ... . 8. ... Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами: • постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками); • с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница). Реферат сдается в учебную часть не позднее, чем за две недели до конференции (итоговой аттестации), в течение которых члены школьного предметного объединения (экзаменационной комиссии) знакомятся с представленными материалами. В это же время оформляется рецензия. Рецензия оформляется следующим образом: Титульный лист Муниципальное общеобразовательное учреждение Мирненская средняя общеобразовательная школа Рецензия на реферат по историина тему_______________ ученицы 11-го класса Ивановой Ирины Ивановны Руководитель Петрова Полина Петровна п. Мирный, 2009 Рецензент оценивает реферат в соответствии со следующими критериями: • актуальность и оригинальность темы; • степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях; • логическая последовательность в изложении материала основной части; • умение изложить материал в рамках заявленной темы; • объем исследованной литературы и других источников информации; • стиль и грамотность; • соблюдение требований к оформлению ученического реферата. Рецензент может сформулировать вопросы к автору реферата и предложить ответить на них при защите исследовательской работы. Необходимо соблюдать требование: вопросы должны касаться спорных моментов в содержании исследования, либо указывать на пробелы в изложении материала. В конце рецензии руководитель ставит дату и подпись. Процедура защиты на конференции(итоговой аттестации) учебно-исследовательской работы в форме реферата состоит из этапов: • выступление учащегося с докладом по теме реферата; • ознакомление конференции(экзаменационной комиссии) с рецензией руководителя; • ответы учащегося на вопросы, поставленные в рецензии, а также на вопросы участников конференции(членов экзаменационной комиссии) (в пределах темы реферата). Содержание выступления по реферату должно включать: • обоснование актуальности темы; • изложение поставленных в нем целей и задач; • краткий обзор изученных источников и использованной литературы; • описание структуры основной части; • сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах; • продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени - 10-15 минут. Выступление оценивается на основе критериев: • соблюдение структуры выступления; • глубина осмысления темы исследования; • соблюдение регламента; • умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления; • уверенность и убедительность манеры изложения. Ответы на вопросы после выступления оцениваются по следующим критериям: • соответствие ответов поставленным вопросам; • содержательность ответов; • корректность; • аргументированность; • выразительность и грамотность речи. Реферат, сданный в архив школы, является имуществом школы и хранится в течение трех лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожается. В период хранения реферат может быть выдан автору для чтения в архиве или в читальном зале библиотеки. О порядке хранения и использования реферата автор предупреждается к моменту получения темы. Лучшие исследовательские работы принимаются с автографом на вечное хранение в фонд школьной библиотеки и выдаются учащимся для работы в читальном зале. |
Положение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской... ... | Положение об ученическом реферате как форме индивидуальной учебно-исследовательской... ... | ||
Положение о реферате обучающегося Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося... | Положение о реферате обучающегося моу сош №9 им. В. Т степанченко Реферат краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной или групповой исследовательской работы учащегося... | ||
I. Общие положения Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской... | Положение о реферате учащегося школы I В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,... | ||
Положение о реферате учащегося муниципального образовательного учреждения В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,... | Положение о реферате учащегося школы I. Общие положения В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учащимися, реферат имеет регламентированную структуру,... | ||
Закон РФ «Об образовании» Положение о реферате как форме аттестации учащихся основного общего образования мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.... | Положение о школьном рефератЕ Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов... | ||
Реферат на тему: «Умозаключения по аналогии в математике и физике» В реферате привлекается материал из различных теоретических дисциплин философии, социологии, психологии, истории, а так же точных... | О реферате, как форме итоговой аттестации учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5» | ||
Реферат печатается с использованием компьютера и принтера на одной... Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности,... | Реферат это краткий обзор собранных первоисточников или результатов... Реферат показывает эрудицию исследова- теля, его умение самостоятельно анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать... | ||
Теоретические положения. Одним из самых мощных средств построения... Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений | Приказ №79/1 от 30. 08. 2013 г. Положение о прохождении промежуточной... ... |