Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики»





Скачать 129.39 Kb.
НазваниеДоклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики»
Дата публикации18.02.2015
Размер129.39 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Физика > Доклад


Доклад Министра энергетики РФ А.В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики». Всероссийское совещание, Москва, 18.04.14

Доброе утро, уважаемые коллеги!

Рад приветствовать вас на Всероссийском совещании, которое уже становится традиционным.

Сегодня мы подводим первые итоги прошедшего осенне-зимнего периода. У нас есть возможность оценить результаты работы электроэнергетических компаний, обсудить наболевшие вопросы, поделиться планами на будущее.

Для участия в заседании мы пригласили руководителей электроэнергетических компаний, руководителей субъектов Российской Федерации, представителей федеральных органов власти, Федерального собрания и контролирующих ведомств. Отмечу также присутствие журналистов и членов Общественного совета при Минэнерго, что делает наше совещание общественно-значимым событием. В зале присутствуют сегодня и отличившиеся энергетики, для которых мы приготовили особую торжественную церемонию.

Надеюсь, что участие в заседании окажется для всех вас продуктивным.

Предлагаю перейти к рабочей части заседания. Сначала я выступлю с коротким докладом об итогах ОЗП и планах Минэнерго по совершенствованию нормативно-правовой базы электроэнергетики, а затем мой заместитель А.В. Черезов более подробно доложит о прохождении ОЗП и выявленных по его ходу проблемах.
Уважаемые Коллеги!

Несмотря на относительно мягкую зиму на большей части территории России, прошедший ОЗП нельзя назвать легким для энергетиков. Особое беспокойство вызывала ситуация на Дальнем Востоке, где подготовка к ОЗП была осложнена аномальным паводком.

Летом и осенью прошлого года в зоне подтопления оказались 93 населенных пункта и большое количество энергетического оборудования. В воде оказались почти 14 тыс. опор высоковольтных линий и 330 трансформаторных подстанций. Общий ущерб компаний энергетики составил более полутора млрд. руб. (1,65 млрд).

Коллегам пришлось готовиться к зиме в экстремальных условиях: кроме проведения плановых мероприятий, нужно было спасать оборудование, сооружения, сети, участвовать в ликвидации последствий подтопления. 150 аварийных бригад работали в круглосуточном режиме, зачастую рискуя жизнью. Вокруг энергообъектов сооружались дамбы, оборудование поднималось на безопасную высоту. В 21 случае были организованы временные схемы электроснабжения потребителей, в том числе с установкой дополнительных высоковольтных опор. Бесперебойно работала система топливообеспечения, в пострадавшие районы оперативно доставлялся уголь. Здесь хочу напомнить, что нам с администрациями субъектов РФ и угольными компаниями удалось договориться о поставках угля даже без условий предоплаты.

В результате слаженных действий энергосистема, все основные энергообъекты были сохранены, пострадавшие потребители оперативно подключены к энергоснабжению. И, несмотря на все сложности, в плановые сроки к 15 ноября были завершены мероприятия по подготовке к ОЗП. Всем энергокомпаниям, попавшим в зону паводка, комиссиями Минэнерго паспорта готовности к ОЗП были выданы в установленные сроки.

О качестве подготовки говорит тот факт, что в электрических сетях Дальнего Востока аварийность в течение периода снизилась на 12% в сравнении с ОЗП 2012-2013.

Это, уважаемые коллеги, высочайший уровень профессионализма. Я хочу еще раз поблагодарить энергетиков Дальнего Востока за отличную работу.

Тем не менее, расслабляться пока рано. Переувлажненность почвы в пострадавших районах создает предпосылки для высокого паводка. Поэтому организациям ТЭК необходимо сосредоточиться на проведении мероприятий, определенных приказом Минэнерго № 77 от 20 февраля этого года. Согласно отчетности компаний, планы по обеспечению надежной работы оборудования в период паводка, разработанные в соответствии с Приказом, выполнены сейчас на 85%.

Олимпиада

Еще одна особая зона ответственности в прошедшем ОЗП – энергоснабжение олимпийских объектов. Подготовка к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи потребовала от энергетиков максимальной мобилизации сил и средств, что создавало определенные трудности в подготовке к зиме в других регионах. Тем не менее, затраченные усилия дали положительный результат, энергообеспечение спортивных объектов не вызывало нареканий.

Подготовка к ОЗП

Что касается непосредственно подготовки к ОЗП, то она прошла в штатном режиме.

В соответствии с Положением о проверке готовности, комиссиями Минэнерго с участием представителей Ростехнадзора, МЧС России, администраций субъектов Российской Федерации и ОАО «СО ЕЭС» перед началом сезона были проверены 79 субъектов электроэнергетики. Все компании получили паспорта готовности, из них 1 с особым мнением Ростехнадзора и 4 - по специальному решению комиссии. Основные замечания были связаны с затягиванием сроков ремонтов, процедуры продления ресурсов оборудования и проведением экспертизы промышленной безопасности.

Тем не менее, по итогам прохождения ОЗП впервые с 2006 г. у двух компаний паспорта готовности были отозваны вследствие допущенных аварий.

Первая внештатная ситуация была связана с аварийными отключениями котлоагрегатов Троицкой ГРЭС (ОАО «ОГК-2») во второй половине января 2014 года. Авария стала следствием неудовлетворительного состояния тепломеханического оборудования и нарушением регламента работ. Отсутствие возможности перевода тепловых нагрузок на другую очередь станции привело к снижению температуры в тепловой сети Троицкого городского округа до 50 градусов.  По данному факту была созвана внеочередная комиссия Минэнерго России – паспорт готовности у ОАО «ОГК-2» отозван.

Вторая крупная авария произошла 7 марта 2014 г. на Западно-Сибирской ТЭЦ (филиал ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК»). Взрыв вызвал обрушение части здания котельного цеха и возгорание в районе ленточных конвейеров подачи угля. Нагрузка снизилась на 318 МВт. В результате происшествия пострадало 8 человек, в т.ч. один человек погиб.

По итогам разбора причин аварий был разработан план мероприятий по устранению выявленных нарушений, выполнение которого находится на контроле Минэнерго.

Хочу обратить внимание на недопустимость халатного отношения к проведению ремонтных компаний. Подготовка к ОЗП напрямую влияет на безопасность людей. Подобные аварии наглядно показывают, как мнимая экономия и отсутствие контроля приводит к крупным трагедиям.

Аварийность

Если оценивать ситуацию с аварийностью в ОЗП 13/14 в целом, то можно сказать, что ужесточение контроля привело к снижению числа крупных аварий с массовыми отключениями потребителей. Кроме названных мной ЧП в Троицке и Новокузнецке, могу отметить только массовое ограничение энергоснабжения потребителей в Краснодарском крае и Адыгее в январе 2014 г. вследствие порывов линий во время ледяного дождя и шторма. Без света осталось около 0,5 млн. потребителей.

Тем не менее, общая ситуация с аварийностью меняется пока мало. Если в генерирующих компаниях аварийность в ОЗП 13/14 в сравнении с прошлым периодом снизилась на 7,7 % (1839 вместо 1994), то в электросетевых компаниях – выросла на 12%. (4726 вместо 4217).

Во многом рост аварийности в сетевых компаниях был связан со сложными погодными условиями - частыми переходами через ноль и ледяными дождями с порывистым ветром. Но не все аварии, конечно, можно объяснить погодными условиями.

Прошу обратить внимание на рост аварийности руководителям следующих компаний:

- ОАО «РусГидро»;

- ГУ энергетики ООО «ЛУКОЙЛ»;

- ОАО «ТГК-11»;

- Красноярский филиал Сибирской ГК.

При проверке готовности к следующему ОЗП комиссии Минэнерго уделят этим компаниям особое внимание.

Также хочу обратить внимание на постоянный рост аварийности на ТЭЦ – в прошлый ОЗП она выросла на 36%, до 30 случаев. Это при том, что аварийность на трубопроводах, напротив, снизилась на 23%, со 150 до 116 случаев. Рассчитываю, что меры по внедрению новой модели рынка тепла, о которых я скажу в конце доклада, помогут переломить ситуацию и будут способствовать скорейшей замене выработавшего ресурс оборудования.



Проблемные вопросы прохождения ОЗП

Теперь что касается нерешенных вопросов.

В ОЗП 13/14 к регионам высоких рисков было отнесено 5 энергорайонов:

Приказом Минэнерго в этих районах было запланировано провести мероприятия, направленные на снижение рисков ограничения энергоснабжения. Из них по состоянию на 4 апреля 2014 г. не выполнено в установленные сроки 4 мероприятия.

В частности, выявлены недостатки в строительстве ВЛ 110 кВ «Анапская-Бужора» (некачественная опрессовка шлейфов, некачественно выполнена обваловка фундаментов опор) в Кубанской энергосистеме (Кубаньэнерго). В Приморской энергосистеме из-за невыполнения требований ТУ задерживается ввод в эксплуатацию мини-ТЭЦ «Центральная» и «Океанариум» на о. Русский. Есть также замечания к проведению реконструкции центров питания в г. Якутске (ПС 110 кВ Набережная, Центральная ОАО АК «Якутскэнерго»).

Прошу руководителей обеспечить устранение замечаний в кратчайшие сроки.

Еще один проблемный вопрос – комплектация энергокомпаний необходимым количеством резервных источников энергоснабжения (РИСЭ). Общее необходимое количество РИСЭ по России составляет 45 083 шт., оснащенность - 72 %. Мы не первый год ставим вопрос о скорейшем решении этой проблемы, но ситуация меняется пока медленно. Во время отключений электричества в Краснодарском крае в январе этого года недостаток РИСЭ ощущался остро, при наличии достаточного числа таких источников подключение потребителей произошло бы скорее. Прошу руководителей субъектов федерации решить вопрос с закупками необходимого количества РИСЭ в кратчайшие сроки.

Часть резервных источников из регионов сейчас перебазирована в Крым (1,5 тыс. из 32,5 тыс). В масштабах страны это небольшой процент, мы сейчас занимаемся вопросами восполнения арендованных для Крыма РИСЭ в регионах.

Неплатежи

По-прежнему остро стоит проблема роста неплатежей за поставленные тепло и электроэнергию.

Так, на розничном рынке электроэнергии задолженность продолжала расти практически по всем федеральным округам. По состоянию на 31 марта 2014 года она составила 189 млрд рублей, увеличившись по сравнению с прошлым ОЗП почти на 30%.

Особо хочу отметить рост задолженностей предприятий Минообороны. Их долг структурам ТЭК на начало марта текущего года – 9,8 млрд рублей. На особом счету и Волгоградское ОАО «Химпром» с 7 млрд рублей долга.

Задолженность на оптовом рынке по состоянию на конец марта составила 48,3 млрд рублей. Лидером по неплатежам остается Северо-Кавказский ФО, на который приходится более 50% от общей суммы. Вопрос платежной дисциплины в этом регионе находится на особом контроле Минэнерго.

Прошлый год стал первым годом, когда задолженность на оптовом рынке остановила свой рост. С начала года неплатежи снизились с 48 до 45 млрд руб. Основной эффект дали лишение статуса гарантирующего поставщика и введение финансовых гарантий.

Долг за поставки тепла составляет сейчас 140 млрд. руб. (на начало года – 136 млрд, на конец 2012 – 120 млрд.)

Для решения проблемы Минэнерго подготовило изменения в федеральные законы, направленные на повышение платежной дисциплины. Предусмотрено, в частности, введение действенных санкций за несвоевременную оплату потребленной тепловой энергии, самовольное подключение, субсидиарной ответственности государственного и муниципального арендодателя объектов теплоснабжения. Отмечу, что одним из критериев готовности к отопительному периоду потребителей теперь является отсутствие задолженности за поставленную тепловую энергию/мощность.


Инвестиционные программы энергетических компаний

Перейду еще к одной важной задаче Минэнерго, напрямую связанной с результатами ОЗП, - контролю за выполнением инвестпрограмм энергетических компаний.

В 2013 году совокупный объем финансирования инвестиционных программ составил 872,4 млрд рублей или 88% от заявленного плана (986,7 млрд рублей). Для сравнения, в 2012 году было выбрано 89% средств. Объем освоения капитальных вложений оценивался в 835 млрд рублей.

В 2014 году плановый объем финансирования инвестпрограмм энергетических компаний составляет 883,8 млрд рублей. Предстоит ввести объекты генерации установленной мощностью порядка 10,7 ГВт, в том числе 5,8 ГВт по объектам ДПМ. Сюда включены и «затянувшиеся» вводы 2013 года.

Вводы мощностей на объектах электроэнергетики в 2013 году

Несмотря на недовыполнение инвестпрограмм, в прошлом году установленная мощность генерирующего оборудования на электростанциях ЕЭС России увеличилась на 3,4 ГВт, в том числе, более чем на 2 ГВт по объектам ДПМ. Осуществлен ввод двух энергоблоков Богучанской ГЭС в Красноярском крае (ОАО «РусГидро», 666 МВт), первого и второго блоков Няганской ГРЭС (ОАО «Фортум», 845,1 МВт).

В изолированных энергосистемах Сахалинской и Магаданской областей осуществлены пуски генерирующих мощностей Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (ОАО «СЭК») и Усть-Среднеканской ГЭС (ОАО «РусГидро») соответственно. На Саяно-Шушенской ГЭС введены в эксплуатацию новые гидроагрегаты № 1 и № 6-10 мощностью 640 МВт каждый.

Основные задачи электроэнергетики

Кроме реализации инвестиционных программ, связанных с процессом модернизации энергетики, на прохождение ОЗП влияют и другие острые вопросы отрасли, над решением которых работает Минэнерго.

1. Состояние теплосетей и ситуация в теплоэнергетике в целом во многом зависит от совершенствования рынка тепла.

Для создания новой системы отношений и условий привлечения инвестиций в отрасль мы предложили новую модель регулирования отношений на рынке тепла, основанную на принципах ограничения стоимости тепловой энергии ценой «альтернативной котельной».

Реализация этой модели позволит обновить основные производственные фонды и снизить издержки по производству тепла, повысить надежность теплоснабжения.

Новая модель рынка тепла одобрена Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики и сейчас проходит процедуру общественного обсуждения.

Последующие нововведения на рынке электроэнергии будут синхронизированы с изменениями в государственном регулировании теплоснабжения.

2. Не менее остро стоит вопрос корректировки модели оптового и розничных рынков электрической энергии (мощности). Мы должны создать условия, которые заставят энергосбытовые компании реально конкурировать в борьбе за конечного потребителя.

Для решения этой задачи разрабатываются следующие нормативно-правовые акты:

- проработаны предложения о пролонгации договоров ДПМ с 10 до 15 лет, проект изменений проходит стадию обсуждения. Пролонгация связана с переносом сроков проведения долгосрочных конкурентных отборов мощности;

- подготовлен и обсуждается пакет поправок и дополнений, направленных на совершенствование действующей процедуры проведения конкурентного отбора мощности и вывода неэффективной генерации.

3 вопрос – повышение эффективности использования сетевой инфраструктуры. В 2013 году принята Стратегия развития электросетевого комплекса РФ (распоряжение ПРФ от 22.04.2013 № 511-р). Работа ведется по ее ключевым направлениям:

- Государственной Думой принят закон № 308-ФЗ, направленный на ликвидацию перекрёстного субсидирования в электроэнергетике и решения проблемы прекращения действия договоров «последней мили». Во всех субъектах РФ действие таких договоров прекращается одномоментно, за исключением 20 субъектов РФ, где единовременная их ликвидация невозможна. В 16 субъектах указанный механизм продлен до 1 июля 2017 года, а в 4-х - до 2029 года;

- для снижения тарифной нагрузки на потребителей розничных рынков Правительством принято постановление (№ 179 от 07.03.2014), устанавливающее критерии для сетевых организаций (моносети), обслуживающих преимущественно одного потребителя, а также порядок оплаты их услуг.

- Постановлениями Правительства введены сравнительный анализ операционных затрат, потерь электрической энергии и показателей надежности и качества услуг в тарифных решениях для сетевых организаций. Фактически, речь идет о внедрении системы оценки эффективности электросетевых компаний. В настоящее время ведется разработка соответствующих методических указаний;

- в настоящее время проходит согласование проект постановления Правительства, устанавливающий критерии для признания юридического лица территориальной электросетевой организацией, с целью установления регулируемых тарифов;

- Минэнерго России разработан проект план-графика издания нормативных правовых актов на 2014-2015 года, в рамках которого планируется продолжить работу по реализации Стратегии развития электросетевого комплекса.

4 вопрос – повышение доступности сетевой инфраструктуры. Здесь, как вы знаете, успехи заметны, количество этапов технологического присоединения новых потребителей сократилось в 2013 г. с 10 до 5, а срок присоединения снизился до 135 дней (в случае, если не требуется реконструкция существующих объектов электросетевого хозяйства. Если строительство новых объектов необходимо, срок присоединения составляет до 195 дней). Новый порядок стал более удобным для всех категорий потребителей, особенно для малого и среднего бизнеса.

В 2013 году только ОАО «Россети» исполнили более 260 тысяч договоров на технологическое присоединение.

В итоге международные агентства зафиксировали резкое улучшение бизнес-климата: например, в международном рейтинге DoingBusiness 2014 Россия по доступности энергетической инфраструктуры заняла 117 место, за год поднявшись на 71 позицию.

Конечно, упрощение процедуры техприсоединения должно накладывать свою долю ответственности и на потребителя. Расходы сетевых компаний должны быть экономически оправданы. Поэтому Минэнерго работает над введением платы за резервирование неиспользуемой потребителями электросетевой мощности, а также установления ответственности потребителей за отказ от предоставленной мощности. Планируем также использование индивидуальных долгосрочных и гибких тарифов для крупных промышленных потребителей.

6. Еще один актуальный вопрос - интеграция Крымского федерального округа в финансовую, экономическую и правовую системы Российской Федерации, развитие ТЭК входящих в него субъектов.

Минэнерго России уделяет особое внимание безопасности электроснабжения инфраструктуры и социально значимых объектов Крыма, бесперебойному энергоснабжению потребителей. В рамках подготовки к ОЗП 14/15 годов планируется проведение комплексного аудита всей энергосистемы региона с выделением проблемных вопросов. К июню мы уже сформируем перечень критически важных мероприятий, которые необходимо будет выполнить при подготовке к ОЗП. Также Крымский федеральный округ будет включен в перечень регионов с высокими рисками нарушения электроснабжения в 2014 году.

Уважаемые коллеги!

Завершение осенне-зимнего периода означает для энергетиков, что пришла пора готовится к следующей зиме. Она, конечно, тоже не будет простой. У нас запланирован большой объем ремонтов оборудования, будут новые масштабные вводы. Наши планы придется реализовать в менее благоприятных внешнеполитических условиях. Однако совместная работа энергетических компаний, регионов, Минэнерго и других федеральных ведомств, безусловно, будет способствовать усилению надежности и эффективности работы российского ТЭК в сложных климатических условиях.

Желаю вам продуктивной работы и передаю слово А.В. Черезову.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях...
Доклад Министра энергетики А. В. Новака на парламентских слушаниях в Государственной Думе. 06. 11. 2013
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад заместителя Председателя Правительства края министра финансов...
Председателя Правительства края – министра финансов края Кацубы А. С. на расширенном заседании Правительства Хабаровского края 28...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад Министра «Об итогах работы транспортного комплекса Республики...
Результаты деятельности за 2012 год продемонстрированы в фильме, в докладе я озвучу основные задачи Министерства и отрасли на предстоящий...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности системы образования...
...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Рассмотрен на коллегии уфмс россии по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 22 января 2014 г с повесткой «Об итогах служебной...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад министра социально-демографической и семейной политики антимоновой...

Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconВыступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В....
Выступление Министра сельского хозяйства Ульяновской области А. В. Чепухина «О предварительных итогах реализации Государственной...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» icon«Об итогах оперативно-служебной деятельности омвд россии по г. Югорску за 5 месяцев 2013 года»
Оперативно- служебная деятельность омвд россии по г. Югорску в течение отчетного периода 2013 года строилась на принципах открытости,...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconКонспект зимнего развлечения в первой младшей группе
Работа с субъектами воспитательного процесса: воспитателями, педагогами дополнительного образования по оказанию им методической помощи...
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconТематическое планирование в 10 классе
Введение. Характеристика периода 60-90-х годов XIX в. Историческая обстановка. Декаданс
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconРеферат по теме: Перспективы развития атомной энергетики Томской области
Особенности развития электроэнергетики Томской области
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconРеферат по теме: Перспективы развития атомной энергетики Томской области
Особенности развития электроэнергетики Томской области
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...

Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по Калининградской области в 2013 году 5
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по челябинской области в отчетном 2013 году
Доклад Министра энергетики РФ а. В. Новака «Об итогах прохождения осенне-зимнего периода 2013/14 годов субъектами электроэнергетики» iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
I. Основные результаты деятельности уфмс россии по г. Москве за 2012 год. 5


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск