Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс





Скачать 444.32 Kb.
НазваниеРабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс
страница1/4
Дата публикации21.02.2015
Размер444.32 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа
  1   2   3   4

Принято

Педагогическим советом

МБОУ ООШ ст. Елюзань

Протокол № от

Утверждаю

Директор МБОУ ООШ ст. Елюзань

________________ С.А. Галямова

Приказ № 67 от 01.09.2013.



Рабочая программа

основного общего образования

по физике 7-9 класс

Составитель:

Т. М. Перяева.,

Учитель математики, физики

МБОУ ООШ ст. Елюзань

Кузнецкого района

Пензенской области

2013г

Пояснительная записка


Статус документа

Программа основного курса физики для 7-9 класса МБОУ ООШ ст. Елюзань составлена на основе образовательной программы по физике основного общего образования МБОУ ООШ ст. Елюзань.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников. Данная программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Также целями изучения курса являются выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение физики на ступени основного общего образования отводится не менее 204 ч из расчета 2 часа в неделю при 34 недельной учебной нагрузке.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно – коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий; -организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание программы учебного предмета

7класс

Физика и физические методы изучения природы. (3 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (14 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (3 ч)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения физики 7 класса ученик должен

Знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов.

Тематическое планирование уроков физики 7 класс


№ п/п

№ урока по теме

Тема учебного занятия

по программе

Введение (3ч)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Физические термины. Что изучает физика?

2

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений.

3

3

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1: «Определение цены деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о строении вещества (6ч)

4

1

Строение вещества. Молекулы.

5

2

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 2: «Измерение размеров малых тел»

6

3

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

7

4

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

8

5

Агрегатное состояние вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

9

6

Повторение по теме: «Строение вещества» Защита рефератов.

Взаимодействие тел (21 час)

10

1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

11

2

Скорость. Единицы скорости. Расчет пути и времени движения.

12

3

Решение задач на расчет пути, скорости, времени движения.

13

4

Инерция. Взаимодействие тел.

14

5

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Тест: «Механическое движение»

15

6

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 3: « Измерение массы тела на рычажных весах»

16

7

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 4: « Измерение объема тела»

17

8

Плотность вещества.

18

9

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 5: «Определение плотности твердого тела»

19

10

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач. Тестирование.

20

11

Решение задач по теме: «Механическое движение. Плотность». Подготовка к контрольной работе.


21

12

Контрольная работа №1 по теме: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

22

13

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

23

14

Сила упругости. Закон Гука. Защита рефератов по теме: «Роберт Гук»

24

15

Вес тела.

25

16

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Самостоятельная работа.

26

17

Инструктаж по ТБ.

Динамометр. Лабораторная работа № 6: «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».


27

18

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующие силы.

28

19

Центр тяжести тела. Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

29

20

Решение задач по теме: «Сила. Равнодействующая сил» Подготовка к контрольной работе.


30

21

Контрольная работа №2 по теме: «Сила. Равнодействующая сил»

Давление твердых тел, жидкостей, газов (21ч)

31

1

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

32

2

Решение задач на расчет давления, производимого твердым телом.

33

3

Давление газа. Самостоятельная работа.

34

4

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Защита рефератов по теме: «Блез Паскаль» Давление в жидкости и газе.

35

5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач.

36

6

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Самостоятельная работа.

37

7

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

38

8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Защита презентаций на тему: «Эванджелиста Торричелли»

39

9

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

40

10

Решение задач на расчет атмосферного давления.

41

11

Манометры. Поршневой жидкостный насос.

42

12

Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Гидравлические машины. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

43

13

Контрольная работа № 3 по теме: «Давление. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе»

44

14

Архимедова сила. Защита презентаций по теме: «Открытия Архимеда»

45

15

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 7: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

46

16

Плавание тел.

47


17

Решение задач по теме: «Определение архимедовой силы. Условия плавания тел»

48

18

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 8: « Выяснение условий плавания тела в жидкости»

49

19

Плавание судов. Воздухоплавание.

50

20

Решение задач на расчет подъемной силы. Подготовка к контрольной работе.

51

21

Контрольная работа № 4 по теме: «Закон Архимеда. Условия плавания тел»

Работа и мощность. Энергия (14ч)

52

1

Механическая работа. Единицы работы.

53

2

Мощность. Единицы мощности.

54

3

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Конкурс рефератов по теме: «Простые механизмы»

55

4

Момент силы. Самостоятельная работа.

56

5

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 9: « Выяснение условия равновесия рычага»

57

6

Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку.

58

7

Решение задач на применение условий равновесия рычага.

59

8

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Решение задач.

60

9

Коэффициент полезного действия механизма.

61

10

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергии.

62

11

Превращение одного вида механической энергии в другой.

63

12

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 10: «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

64

13

Решение задач по теме: «Работа. Мощность. Энергия» Подготовка к контрольной работе.

65

14

Контрольная работа № 5 по теме: «Работа. Мощность. Энергия»

Повторение (3ч)

66

1

Повторение темы «Первоначальные сведения о строении вещества».

67

2

Повторение темы «Взаимодействие тел. Давление твердых тел, жидкостей, газов». «Работа и мощность. Энергия».

68

3

Итоговый контрольный тест по курсу 7 класса.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике для 7-9 классов по 2 часа в неделю (всего...
Рабочая программа по физике 7-9 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике 7 9 классы Новоселова Т. М, учитель физики...
Представленная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы...
...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая учебная программа по физике для обучающихся 10 класса на 2013/2014 учебный год
Государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05. 03. 2004г. №1089 «Об утверждении...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике 10 б класс
Рабочая программа для 10б класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике, 8 класс 2010-2011 учебный год Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе федерального...
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 №1089, примерной программы основного общего образования по физике, авторской программы...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе «Примерной...
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина,...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы...
В. О. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е. М. Гутник,...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы...
В. О. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин) и авторской программы (авторы: Е. М. Гутник,...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconМуниципальное автономное образовательное учреждение города Костромы
Учебная программа составлена в соответствии со стандартом основного общего образования по физике, примерной программы основного полного...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconПояснительная записка рабочая программа по физике для 8 класса составлена...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая учебная программа по физике для 7 класса на 2011 2012 учебный год
Ю. И. Дик, В. А. Коровин Дрофа, 2001г и Стандарта основного общего образования по физике от 5 марта 2004 г.№1089. Учтены образовательный...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представленная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике, 8 класс муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего, среднего...
Рабочая программа основного общего образования по физике 7-9 класс iconРабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе «Примерной...
В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др. 1, авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск