Скачать 1.62 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе профессор С.Н. Цыбусов _________________________ «____»_____________201 __г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ И ФИЗИОТЕРАПИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 060201 «Стоматология» Факультет стоматологический Очная форма обучения Квалификация выпускника - «специалист» Специальное звание Врач Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.11 №16. Составители рабочей программы: Лукиных Л.М., д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапевтической стоматологии; Успенская О.А., к.м.н, доцент кафедры терапевтической стоматологии Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры терапевтической стоматологии Протокол № от «______»_______________201 г. Заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, д.м.н., профессор Л.М. Лукиных ______________________ «______»_______________201 г. СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой методической комиссии д.м.н., профессор Л.Н. Казарина _____________________ Протокол № от « » _________ 2012 г. СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ д.м.н., профессор Т.Е. Потемина___________________ «_______»_______________201 г.
Терапевтическая стоматология является ведущей среди стоматологической дисциплин, так как главное место в ней занимают проблемы не только лечения, но и профилактики кариеса зубов, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Существует тесная взаимосвязь терапевтической стоматологии с другими клиническими дисциплинами, терапевтическая стоматология является важнейшим профилактическим разделом среди всех других профилей стоматологии – хирургической и ортопедической. Терапевтический раздел стоматологии объединяет ряд заболеваний органов полости рта (болезни зубов и тканей пародонта, патологию слизистой оболочки полости рта и языка), подлежащих в основном консервативному, а зачастую комплексному этиопатогенетическому лечению с участием хирургов-стоматологов, ортопедов, эндокринологов, гастроэнтерологов и других специалистов. Практические навыки, полученные на кафедре терапевтической стоматологии, являются базовыми для всей последующей творческой деятельности врача-стоматолога. I.I. Цель преподавания дисциплины Цель преподавания терапевтической стоматологии заключается в изучении возникновения, механизмов развития, методов диагностики и лечения заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих общекультурных компетенций (ОК): способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8); Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих профессиональных компетенций (ПК): способностью и готовностью к проведению стоматологических профессиональных процедур (ПК-18); диагностическая деятельность: способностью и готовностью к проведению диагностики типичных стоматологических заболеваний твердых и мягких тканей полости рта, зубочелюстно-лицевых аномалий у пациентов всех возрастов (ПК-24); лечебная деятельность: способностью и готовностью к лечению заболеваний твердых тканей зубов у пациентов различного возраста (ПК-30); способностью и готовностью к проведению несложного эндодонтического лечения болезней пульпы и периодонта у пациентов различного возраста (ПК-31); способностью и готовностью к лечению заболеваний пародонта, у пациентов различного возраста (ПК-32); способностью и готовностью к проведению лечения типичных заболеваний слизистой оболочки рта у пациентов различного возраста (ПК-33). Изучение курса терапевтической стоматологии начинается с освоения основных элементов – асептики, антисептики, анестезии в практике терапевтической стоматологии, принципов и техники препарирования твердых тканей зубов при кариесе, гигиены полости рта, основ профилактики кариеса, что необходимо знать студенту для успешного лечения больного и дальнейшего освоения курса стоматологии. Знания мануальные и теоретические, приобретенные на предклиническом курсе позволяют более глубоко и полно освоить диагностику и лечение осложнений кариеса, патологию твердых тканей зубов не кариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Для лучшего усвоения материала учебный процесс максимально приближен к реальной обстановке работы в поликлинике, что дает возможность студентам лучше овладеть практической стороной дела. Большинство изучаемых тем прорабатывается в два этапа: теоретически, затем практически в стоматологическом кабинете, что помогает с разных позиций отразить сущность изучаемой темы. Такая тактика позволяет в большей степени удовлетворить требования приближения преподавания к практической медицине, обеспечить конкретный характер педагогического процесса. Большинство тем изучается практически в условиях стоматологической поликлиники, в физиотерапевтическом кабинете, в кабинете лазерной терапии. К такимтемам относятся: "Кариес и его осложнения", "Патология твердых тканей зуба не кариозного происхождения", "Болезни пародонта", "Заболевания слизистой оболочки полости рта", "Профилактика стоматологических заболеваний". Тематический план практических занятий и лекций составлен таким образом, что в лекционном материале основное внимание уделяется общим вопросам темы, взаимосвязи отдельных разделов, а также вопросам, которые не прорабатываются впоследствии на практических занятиях: «Эпидемиология», "Учет заболеваемости", «Строение, физиология и функции органических оболочек эмали и твердых тканей зуба", "Этиология и патогенез кариеса и его осложнений", "Патологическая анатомия кариеса, пульпита, периодонтита", "Пародонт, строение, функции», "Строение, функции слизистой оболочка полости рта", "Организация стоматологической помощи в России, основные перспективы по совершенствованию". Практические занятия проводятся в непосредственной работе с больными, что имеет важное значение в приобретении мануальных навыков и огромное воспитательное значение - этики, эстетики, деонтологии. Применение тестового контроля, ситуационных задач разного уровня сложности, просмотр слайдов сокращает до минимума теоретическую часть занятия, позволяет избегать "микро лекций" и затягивать теоретическую часть занятия. 1.2. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: — этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета; — определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов; —патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса; — классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию пульпита; — клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпы; — классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию периодонтита; — клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пародонта; — классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию поражений зубов некариозного происхождения. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения поражений твердых тканей зуба некариозного происхождения; - классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию заболеваний слизистой оболочки полости рта. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта; — возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение; — проведение капилляроскопии и капиллярографии; — проведение реопародонтографии; — проведение радикальной гингивэктомии; — радикальную пластическую операцию по Цешинскому - Видману - Нейману; — ампутацию обнаженных корней моляров, проведение гемисекции корней при болезнях пародонта; — исследование количественного и качественного состава десневой жидкости; — определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского); — выявление насыщенности ткани аскорбиновой кислотой (проба Роттера); — проведение пробы с бактериальными аллергенами; — стоматоскопию; — люминесцентную диагностику; — определение разности потенциалов в полости рта; — криотерапию при заболеваниях слизистой оболочки; — биопсию;
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: — проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний пародонта и слизистой оболочки полости рта, некариозных поражений зубов; — определять индекс гигиены полости рта по Федорову – Володкиной, по Грину-Вермиллиону; — описывать рентгенограммы; — определять степень подвижности зубов (I, II, III); — определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию; — определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна); — определять характер гингивита (острый, хронический, катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенный); — определять глубину карманов градуированным зондом; — определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов; — определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая); — проводить пробу Шиллера — Писарева для уточнения границ воспаления; — определять папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (ПМА); — определять пародонтальный индекс (ПИ); — определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта; — взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана; — выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов лицевого скелета, мягких тканей лица; — выполнять пальпацию точек Валле; — выполнять пальпацию слизистой оболочки рта; — определять морфологические элементы поражения; — зондировать глубокие язвы, свищи; — взять материал для цитологического исследования (соскобы, отпечатки); — взять материал для прямого микроскопирования на грибы, фузоспирохеты; — проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен; — назначать и проводить обучение рациональной гигиене полости рта; — проводить лечебные мероприятия по реминерализации эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов; — проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса; — проводить аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание с целью безболезненного лечения пораженных твердых тканей зуба и пульпы; — выбрать и проводить рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов в зависимости от клинических проявлений и состояния организма в целом; — препарировать кариозные полости I-VIклассов Блека, атипично расположенные полости; — проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба; — замешивать материалы для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок; — накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, компомеров и композитных пломбировочных материалов; — запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками; — шлифовать и полировать пломбы; — накладывать пасту для девитализации пульпы; — удалять временные и постоянные пломбы; — раскрывать полости всех анатомических групп зубов, препарировать коронки интактных зубов; —удалять пульпу после девитализации из корневого канала; —проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала, его высушивание, определение степени его проходимости; —пломбировать корневые каналы пастами и герметиками без использования и с использованием штифтов; — извлекать обломки инструментов из корневого канала; — проводить лечебные мероприятия при поражении слизистой оболочки рта солями мышьяка; —проводить лечебные манипуляции при перфорации дна и стенок кариозной полости, пульповой камеры, би- и трифуркации; —проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений, связанных с терапией кариеса и его осложнений; —удалять зубные отложения: налет, над — и поддесневой зубной камень; — полировать зубы после снятия зубных отложений; — проводить аппликации лекарственных препаратов на краевую десну; — промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора; — вводить турунды с лекарственными веществами в карманы; — рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса; — проводить кюретаж карманов; — приготовить и накладывать лечебные повязки; —вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные вещества с целью склерозирования; — проводить гингивэктомию; —шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное связывание, шины из быстротвердеющей пластмассы и композитов); — делать инъекции лекарственных веществ в переходную складку; —устранять местные травмирующие факторы; —вводить лекарства под элементы поражения; —местную обработку поражений слизистой оболочки -удаление налетов, некротизированных тканей, промывание, орошения, аппликации; —правильно оформлять МКСБ и другую медицинскую документацию (направления в другие подразделения и др.); — выписывать рецепты на лекарственные препараты. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ: - методиками препарирования, механической и медикаментозной обработки и пломбирования кариозных полостей - методиками ремотерапии - методиками механической и медикаментозной обработки корневых каналов - методиками пломбирования корневых каналов - методиками лечения заболеваний пародонта - методиками лечения заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ - методиками лечения некариозных поражений твердых тканей зубов - методиками инъекционной и неинъекционной местной анестезии - методиками лечения пульпита, апикального периодонтита и кариеса - методиками проведения профессиональной гигиены полости рта - методиками запечатывания фиссур. Для выполнения этого положения преподаватель ставит перед собой следующие задачи: 1. Своим личным примером, манерой поведения, внешним видом, техникой обследования и общения с пациентом - продемонстрировать студенту те основные положения, которые необходимо соблюдать в общении с больным, умение войти с ним в контакт. 2. Продемонстрировать на практике образец последовательного методичного обследования пациента, по возможности максимально показать симптоматику того или другого заболевания. 3. Активно привлекать студентов к участию в беседе с больными, к отдельным этапам и моментам обследования пациента (пальпация, перкуссия, зондирование, определение различных симптомов) и тем самым облегчитьим первые самостоятельные шаги, помочь преодолеть "барьер" в общении с больными. 4. Анализируя полученные данные при сборе анамнеза и объективных данных, преподать пример клинического мышления у кресла больного. 5. Привлекать студентов к первичным профилактическим мероприятиям по снижению стоматологических заболеваний, а также к проведению стоматологической просветительной работы (выпуск санитарных бюллетеней, проспектов, написание лекций и бесед на актуальные стоматологические темы для пациентов). 6. Изучение заболевания твердых тканей зуба, пульпы, периодонта, пародонта и слизистой оболочки полости рта сопровождается демонстрацией больных, разбором анамнеза, этиологии и течения заболевания, обсуждается лечение патологии комплексное и локальное, делая акцент на современных аспектах в практике лечения того или иного заболевания. Практическая направленность занятий реализуется привлечением студентов к непосредственной работе с больными, что способствует выполнению главной задачи: научить студентов не только знать, но и уметь. |
Рабочая программа по дисциплине: Физиотерапия стоматологических заболеваний... «Стоматология» (Москва, 2000), в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной Руководителем... | Рабочая программа дисциплины «терапевтическая стоматология» Стоматология – медицинская дисциплина, занимающаяся изучением этиологии и патогенеза заболеваний зубов, челюстей и других органов... | ||
Учебно-методический комплекс По дисциплине: физиотерапия... Требования государственного образовательного стандарта (гос) по специальности 040400 – Стоматология | Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Стоматология терапевтическая» Программа вступительного экзамена в ординатуру по специальностям «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая», «Стоматология... | ||
Программа к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 14. 01. 14 Стоматология Эпидемиология стоматологических заболеваний среди населения России и мира. Первичная, вторичная и третичная профилактика, коммунальные... | Рабочая программа учебной дисциплины «Пропедевтика стоматологических заболеваний» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины профессионального цикла студентам очной формы обучения по направлению... | ||
Аннотация рабочей программы по дисциплине «Физиотерапия стоматологических... ... | Рабочая программа Патологическая физиология Специальность 060201 «Стоматология» Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060201 «Стоматология», утвержденным приказом Министерства... | ||
Примерная программа дисциплины стоматология модуль «профилактика и коммунальная стоматология» Целью модуля является подготовка врача стоматолога, владеющего знаниями и умениями для проведения профилактики стоматологических... | Рабочая программа основной дисциплины стоматология терапевтическая... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая учебная программа по фармакологии для специальности 060201. 65 стоматология Всего зет 5 Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060201 Стоматология, утвержденным приказом Минобрнауки... | Рабочая программа Дисциплина: хирургическая стоматология и челюстно-лицевая... Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности Стоматология 060201, утвержденным приказом Министерства... | ||
Рабочая программа биология /наименование дисциплины/ Для специальности... Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине профилактика и коммунальная стоматология... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление... Фгос впо по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология», утвержденный Министерством образования и науки РФ «14»... | Рабочая программа учебной дисциплины фармакология (наименование учебной... Фгос – впо по направлению подготовки (специальности) 060201 стоматология, утвержденного приказом Министерства образования и науки... |