Скачать 63.58 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 План-конспект урока физике «Воздушный океан» Разработала: Суханова Н.В., учитель физики г. Березники, 2012 У: Здравствуйте, садитесь! – Назовите три агрегатных состояния вещества (Твёрдое, жидкое, газообразное) – Воздух, какое это состояние вещества? (Газообразное) – Перечислите, пожалуйста, мне свойства газа (молекулы газа беспорядочно и хаотично, газ не имеет форму, не имеет объема, газ оказывает давление на тело по всем направлениям) – От чего зависит давление газа? (Объёма и температуры) У: Молодцы! Справились с вопросами. А попробуйте ответить на необычный вопрос-эксперимент. У: Провожу эксперимент! Перед вами стоит два стакана, они заполнены воздухом. Воздух оказывает давление на дно и стенки стакана. Температура воздуха в стаканах одинакова. Один стакан я закрою крышкой. Внимание, вопрос! В каком стакане давление газа больше и почему? (В открытом, т.к. объём воздуха в открытом стакане больше, а значит и больше давление на дно и стенки стакана.) У: Отлично, и с этим заданием вы справились! А теперь, я предлагаю немного пофантазировать. Закройте глаза и приставьте, что наш открытый стакан превратился в Земной шар. Все представили? У всех получилось? Откройте глаза. – меняю стаканы на глобус. У: Вот наша Земля. Из уроков географии вы знаете, что наш Земной шар окружает воздух или воздушная оболочка. Вспомните научное определение «воздушной оболочки» Земли. (атмосфера). У: А вы, знаете, как связано понятие «атмосфера» с физикой? (Нет) Вот мы и подошли к теме урока, которую я попрошу вас назвать У: Итак, сегодня мы будем говорить об атмосфере. У: Откройте свои тетради, запишите число (5.03.11) и тему сегодняшнего урока «Атмосфера». Вторую строку оставьте свободной, мы позже запишем туда вторую часть темы. – на доске число ( тема записывается учителем) У: Вы уже поняли: Атмосфера – это (пауза) воздушная оболочка Земли. – вывешиваю определение. У: Давайте его запишем. – записываем. У: Атмосфера - это воздушный океан. А Земля – это дно воздушного океана. Атмосфера простирается над Землёй примерно до тысячи километров. Почему существует атмосфера? Углубимся в науку. У: Вы знаете, что со стороны Земли на воздух, т.е. атмосферу, как и на любое другое тело, действует сила… (притяжения Земли ). Кто вспомнит, куда направлена эта сила (Вертикально вниз). Правильно! Молодцы! У: На атмосферу действует сила притяжения Земли, которая направлена вниз. Тогда возникает вопрос у меня к вам, юные физики: Почему атмосфера не падает на Землю? (Газ лёгкий, молекулы движутся и т.д.) У: Молодцы, вы предложили много различных вариантов. Давайте проверим, какой из них правильный. – на доске в столбик вывешиваю по очереди с комментариями. У: Атмосфера не падает на Землю потому что: атмосфера → воздух → газ ↓ состоит из молекул ↓ масса молекул мала ↓ масса газа мала ↓ мало молекул ↓ ! плотность газа маленькая Вывод: если масса плотность газа маленькая, то газ на Землю упасть не может. (должны сделать дети) У: Но тогда возникает другой вопрос: Почему атмосфера не улетает в космос? Ведь там безвоздушное пространство. Предлагайте свои варианты, юные физики! ( предлагают варианты) У: На атмосферу действует сила притяжения Земли. Вот и получается, что атмосфера как бы «привязана» к Земле. У: Сделаем вывод вместе: атмосфера существует благодаря двум условиям: КАКИМ? 1. плотность воздуха маленькая( закрыто на доске) 2. притяжение Земли На этот вопрос вы ответите самостоятельно. У: Запишите: Условия существования атмосферы. Поставьте двоеточие, и кто был внимателен, тот запишет эти условия без проблем. У вас есть одна минута. – открываю доску У: Поднимите руку, кто написал правильно. Молодцы! Кто ошибся, исправьте. У: А теперь давайте вернёмся к эксперименту с двумя стаканами. Итак, воздух оказывает давление на стаканы. А на что ещё оказывает давление воздух? У: Воздух давит на Землю. У: Атмосфера – это воздух. Значит, атмосфера давит на Землю и на все тела, которые она окружает. Попробуйте ответить: как называется давление атмосферы на Землю (атмосферным давлением). У: Мы с вами оставляли пустую строку в названии темы. Сейчас вы можете дописать тему нашего до конца. Атмосферное давление. – вывешиваю определение. У: Давайте запишем определение атмосферного давления. Атмосферное давление – это давление воздуха на поверхность Земли. У: Как вы думаете, почему пилоты реактивных самолётов на лицо надевают маску, а пилоты пассажирских самолетов нет. (Самолеты реактивные летают высоко и там мало кислорода, им тяжело дышать). У: Т.е. получается, чем выше от Земли, тем кислорода в атмосфере становится меньше. Это значит, что с увеличением высоты над поверхностью Земли в атмосфере количество молекул кислорода уменьшается. А раз уменьшается число молекул, значит, уменьшается плотность атмосферы. У: Мы установили с вами, что плотность атмосферы зависит от высоты. Чем выше, тем плотность меньше. А у Земли самая большая плотность, т.е. у поверхности Земли самое большое скопление молекул воздуха. У: А как вы думаете, где атмосферное давление будем больше: на поверхности Земли или на расстоянии в 1000 км от Земли? (У Земли, т.к. плотность больше) У: Верно! Чем больше плотность, чем больше давление. У: Знание атмосферного давления вам нужно не только на уроках физики. С этим явлением мы встречаемся каждый день. Я вам покажу опыт, который вы сами проделывали не раз. Но ни разу не задумывались, что работа этого прибора основана на явлении Атмосферного давления. Опыт со шприцем: У: У меня в руках обыкновенный медицинский шприц. Я набираю в него воду, опускаю шприц в стакан и поднимаю поршень. Что происходит? (Набирается вода) У: Почему набирается вода? Когда мы опустили шприц в воду, между поршнем и водой нет воздуха, т.е. там нет молекул. А когда мы поднимаем поршень, между поршнем и водой увеличивается безвоздушное пространство, пространство, где нет молекул. На воду, которая состоит из молекул, действует атмосферное давление. Атмосферное давление давит на воду и молекулам становится тесно, они ищут, где есть место. Находят его в шприце. У: Оказывается простое действие «набор воды в шприц» происходит благодаря явлению атмосферное давление. У: А теперь экспериментаторами станете вы. На столе у вас 2 стакана и пипетка. Скажите, какой опыт можно провести, используя эти все приборы (перелить воду) Как вы думаете, этот опыт будет связан с атмосферным давлением? Проверьте. Вспомните правила техники безопасности. У: Подвиньте к себе оборудование и наберите в пипетку воду. А теперь освободите пипетку от воды. У всех получается? Попробуйте несколько раз. Кто может объяснить, как работает пипетка? У: Верно, пипетка, как и шприц, работает благодаря атмосферному давлению. У: Всё отодвиньте на край стола. У: Молодцы. Каждый из вас заслужил почетное звание «Юный исследователь атмосферного давления» Тема, о которой мы вели сегодня разговор, значима, так как область применения атмосферного давления достаточно широка. У: Вспомните, где в нашей жизни мы встречаемся с атмосферным давлением – медицине (пипетка, шприц) – в сельском хозяйстве (поилка) – в жизни (питьё, дыхание, еда) У: Получается, что везде вокруг нас атмосферное давление. У: Давайте подведем итог урока. Как вы думаете, какова была цель нашего урока.
У: Верно! Вы назвали всё правильно, я хотела вас сегодня познакомить … с понятием атмосферного давления и показать, что мы живем в атмосферном давлении. Д\З параграф 37: повторите определения и ответьте на вопросы в конце параграфа. Дополнительно на оценку творческое задание. Порассуждайте: на нас давит атмосфера, почему мы не чувствуем это давление. У: Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали. Спасибо за урок. До свидания! |
Конспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Конспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель... ... | ||
План-конспект урока знаки: (меньше), =(равно) План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | План конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических... ... | ||
План конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера.... ... | Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Океан, которого нет на карте и глобусе» Озон содержится в, значение | ||
План-конспект урока по теме «Choosing a profession» План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой... | План-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого... На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития... | ||
План урока Методы обучения План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме» | Конспект урока. Организационная информация План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему | ||
План конспект открытого урока по физике Основные положения молекулярно- кинетической теории Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колба с покрашенной водой, 2 мензурки со спиртом... | Конспект урока математики 2, 3 классы План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г | ||
Конспект открытого урока по окружающему миру План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | Конспект урока математики в начальной школе План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа» | ||
План-конспект урока на тему «Управление велосипедом» План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» | Конспект урока по русскому языку План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия» |