План-конспект урока физике «Воздушный океан»





Скачать 63.58 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока физике «Воздушный океан»
Дата публикации22.09.2013
Размер63.58 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Физика > План-конспект
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

План-конспект урока физике

«Воздушный океан»

Разработала: Суханова Н.В.,

учитель физики


г. Березники, 2012


У: Здравствуйте, садитесь!

– Назовите три агрегатных состояния вещества (Твёрдое, жидкое, газообразное)

– Воздух, какое это состояние вещества? (Газообразное)

– Перечислите, пожалуйста, мне свойства газа (молекулы газа беспорядочно и хаотично, газ не имеет форму, не имеет объема, газ оказывает давление на тело по всем направлениям)

– От чего зависит давление газа? (Объёма и температуры)
У: Молодцы! Справились с вопросами. А попробуйте ответить на необычный вопрос-эксперимент.
У: Провожу эксперимент! Перед вами стоит два стакана, они заполнены воздухом. Воздух оказывает давление на дно и стенки стакана. Температура воздуха в стаканах одинакова. Один стакан я закрою крышкой. Внимание, вопрос! В каком стакане давление газа больше и почему? (В открытом, т.к. объём воздуха в открытом стакане больше, а значит и больше давление на дно и стенки стакана.)
У: Отлично, и с этим заданием вы справились! А теперь, я предлагаю немного пофантазировать. Закройте глаза и приставьте, что наш открытый стакан превратился в Земной шар. Все представили? У всех получилось? Откройте глаза.

– меняю стаканы на глобус.
У: Вот наша Земля. Из уроков географии вы знаете, что наш Земной шар окружает воздух или воздушная оболочка. Вспомните научное определение «воздушной оболочки» Земли. (атмосфера).
У: А вы, знаете, как связано понятие «атмосфера» с физикой? (Нет)
Вот мы и подошли к теме урока, которую я попрошу вас назвать
У: Итак, сегодня мы будем говорить об атмосфере.
У: Откройте свои тетради, запишите число (5.03.11) и тему сегодняшнего урока «Атмосфера». Вторую строку оставьте свободной, мы позже запишем туда вторую часть темы.

– на доске число ( тема записывается учителем)
У: Вы уже поняли: Атмосфера – это (пауза) воздушная оболочка Земли.

– вывешиваю определение.
У: Давайте его запишем.

– записываем.

У: Атмосфера - это воздушный океан. А Земля – это дно воздушного океана. Атмосфера простирается над Землёй примерно до тысячи километров. Почему существует атмосфера?

Углубимся в науку.
У: Вы знаете, что со стороны Земли на воздух, т.е. атмосферу, как и на любое другое тело, действует сила… (притяжения Земли

). Кто вспомнит, куда направлена эта сила (Вертикально вниз). Правильно! Молодцы!
У: На атмосферу действует сила притяжения Земли, которая направлена вниз. Тогда возникает вопрос у меня к вам, юные физики: Почему атмосфера не падает на Землю? (Газ лёгкий, молекулы движутся и т.д.)
У: Молодцы, вы предложили много различных вариантов. Давайте проверим, какой из них правильный.

– на доске в столбик вывешиваю по очереди с комментариями.
У: Атмосфера не падает на Землю потому что:

атмосфера → воздух → газ



состоит из молекул



масса молекул мала



масса газа мала



мало молекул


! плотность газа маленькая

Вывод: если масса плотность газа маленькая, то газ на Землю упасть не может. (должны сделать дети)
У: Но тогда возникает другой вопрос: Почему атмосфера не улетает в космос? Ведь там безвоздушное пространство. Предлагайте свои варианты, юные физики!

( предлагают варианты)

У: На атмосферу действует сила притяжения Земли. Вот и получается, что атмосфера как бы «привязана» к Земле.
У: Сделаем вывод вместе: атмосфера существует благодаря двум условиям: КАКИМ?

1. плотность воздуха маленькая( закрыто на доске)

2. притяжение Земли

На этот вопрос вы ответите самостоятельно.

У: Запишите: Условия существования атмосферы. Поставьте двоеточие, и кто был внимателен, тот запишет эти условия без проблем. У вас есть одна минута.

– открываю доску
У: Поднимите руку, кто написал правильно. Молодцы! Кто ошибся, исправьте.

У: А теперь давайте вернёмся к эксперименту с двумя стаканами. Итак, воздух оказывает давление на стаканы. А на что ещё оказывает давление воздух?
У: Воздух давит на Землю.
У: Атмосфера – это воздух. Значит, атмосфера давит на Землю и на все тела, которые она окружает. Попробуйте ответить: как называется давление атмосферы на Землю (атмосферным давлением).

У: Мы с вами оставляли пустую строку в названии темы. Сейчас вы можете дописать тему нашего до конца. Атмосферное давление.

– вывешиваю определение.
У: Давайте запишем определение атмосферного давления. Атмосферное давление – это давление воздуха на поверхность Земли.
У: Как вы думаете, почему пилоты реактивных самолётов на лицо надевают маску, а пилоты пассажирских самолетов нет. (Самолеты реактивные летают высоко и там мало кислорода, им тяжело дышать).
У: Т.е. получается, чем выше от Земли, тем кислорода в атмосфере становится меньше. Это значит, что с увеличением высоты над поверхностью Земли в атмосфере количество молекул кислорода уменьшается. А раз уменьшается число молекул, значит, уменьшается плотность атмосферы.
У: Мы установили с вами, что плотность атмосферы зависит от высоты. Чем выше, тем плотность меньше. А у Земли самая большая плотность, т.е. у поверхности Земли самое большое скопление молекул воздуха.
У: А как вы думаете, где атмосферное давление будем больше: на поверхности Земли или на расстоянии в 1000 км от Земли? (У Земли, т.к. плотность больше)
У: Верно! Чем больше плотность, чем больше давление.
У: Знание атмосферного давления вам нужно не только на уроках физики. С этим явлением мы встречаемся каждый день. Я вам покажу опыт, который вы сами проделывали не раз. Но ни разу не задумывались, что работа этого прибора основана на явлении Атмосферного давления.
Опыт со шприцем:

У: У меня в руках обыкновенный медицинский шприц. Я набираю в него воду,

опускаю шприц в стакан и поднимаю поршень. Что происходит? (Набирается вода)
У: Почему набирается вода? Когда мы опустили шприц в воду, между поршнем и водой нет воздуха, т.е. там нет молекул. А когда мы поднимаем поршень, между поршнем и водой увеличивается безвоздушное пространство, пространство, где нет молекул. На воду, которая состоит из молекул, действует атмосферное давление. Атмосферное давление давит на воду и молекулам становится тесно, они ищут, где есть место. Находят его в шприце.
У: Оказывается простое действие «набор воды в шприц» происходит благодаря явлению атмосферное давление.
У: А теперь экспериментаторами станете вы. На столе у вас 2 стакана и пипетка. Скажите, какой опыт можно провести, используя эти все приборы (перелить воду) Как вы думаете, этот опыт будет связан с атмосферным давлением? Проверьте.

Вспомните правила техники безопасности.

У: Подвиньте к себе оборудование и наберите в пипетку воду. А теперь освободите пипетку от воды. У всех получается? Попробуйте несколько раз. Кто может объяснить, как работает пипетка?
У: Верно, пипетка, как и шприц, работает благодаря атмосферному давлению.
У: Всё отодвиньте на край стола.
У: Молодцы. Каждый из вас заслужил почетное звание «Юный исследователь атмосферного давления»
Тема, о которой мы вели сегодня разговор, значима, так как область применения атмосферного давления достаточно широка.
У: Вспомните, где в нашей жизни мы встречаемся с атмосферным давлением

– медицине (пипетка, шприц)

– в сельском хозяйстве (поилка)

– в жизни (питьё, дыхание, еда)
У: Получается, что везде вокруг нас атмосферное давление.
У: Давайте подведем итог урока. Как вы думаете, какова была цель нашего урока.


Цель урока

(учитель)

  1. знакомство с понятием «атмосферное давление»;

2. область применения «атмосферное давление»;

Цель урока

(учащиеся)

  1. понятие атмосферного давления;

  2. применение атмосферного давления






У: Верно! Вы назвали всё правильно, я хотела вас сегодня познакомить … с понятием атмосферного давления и показать, что мы живем в атмосферном давлении.

Д\З параграф 37: повторите определения и ответьте на вопросы в конце параграфа. Дополнительно на оценку творческое задание. Порассуждайте: на нас давит атмосфера, почему мы не чувствуем это давление.
У: Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали. Спасибо за урок. До свидания!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока по физике в 7 классе Тема: Атмосфера-5 океан. Атмосферное давление
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока по физике в 10 классе по теме «Изопроцессы». Учитель...
...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан конспект урока Урок 15\2 График плавления и отвердевания кристаллических...
...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан конспект урока по физике в 7 классе Тема урока: «Атмосфера....
...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Океан, которого нет на карте и глобусе»
Озон содержится в, значение
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан-конспект урока по теме «Choosing a profession»
План конспект урока №4 по теме №6 Shopping for everything с проектной деятельностью в 4-а классе, аттестующегося учителя Шмарцевой...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан-конспект урока 2 класс 2 часть урок 23 План-конспект открытого...
На уроке отрабатывается понятие «умножение», вырабатывать умение осознанно пользоваться умножением, создаются условия для развития...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока. Организационная информация
План – конспект урока математики в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологий на тему
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан конспект открытого урока по физике Основные положения молекулярно- кинетической теории
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колба с покрашенной водой, 2 мензурки со спиртом...
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока математики 2, 3 классы
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока математики в начальной школе
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconПлан-конспект урока на тему «Управление велосипедом»
План конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание»
План-конспект урока физике «Воздушный океан» iconКонспект урока по русскому языку
План-конспект урока по курсу «Информатика, логика, геометрия» на тему: «Зеркальное копирование. Осевая симметрия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск