Скачать 167.82 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Равномерное движение тела по окружности (Тема урока)
Обучающие: продолжить формирование представлений о движении тела; сформировать у учащихся представления о характеристиках равномерного движения по окружности: линейной скорости, угловой скорости, ускорении, периоде и частоте движения тела по окружности. Развивающие: продолжить работу по формированию ключевых компетенций учащихся: умения сравнивать, анализировать, делать выводы из наблюдений, обобщать опытные данные на основе имеющихся знаний о движении тела; совершенствовать навыки самостоятельной работы с использованием сети «Интернет»; развивать способность обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи; формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении по окружности; развивать физическое мышление учащихся через практическую деятельность; развивать умения сравнивать и анализировать; развивать навыки работы с мультимедийными программами. Воспитывающие: воспитывать самостоятельность; научить детей сотрудничеству; воспитывать уважение к мнению других (работа в группе); пробудить у школьников любознательность и наблюдательность 10. Тип урока: урок объяснения нового материала, с использованием Интернет-технологий. 11. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая 12. Необходимое техническое оборудование: 10 компьютеров, мультмимедийное проекционное оборудование; 13. Структура и ход урока Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Ход урока:
Здравствуйте ребята. Рада всех Вас видеть, садитесь, пожалуйста.
В начале занятия давайте проведем физическую разминку. Повторим основные понятия кинематики. Вопросы разминки:
3. Объяснение нового материала. (7-10 мин) Действительно, при криволинейном движении путь и перемещение не совпадают. Давайте рассмотрим данное движение более подробно. Посмотрите внимательно на рисунок (слайд 1). Мы видим, что движение по окружности - частный случай криволинейного движения. Итак, тема нашего урока: «Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью» (слайд 2). Цель урока: изучить движение тела по окружности и познакомиться с основными характеристиками данного движения. В жизни нам часто приходится встречаться с движением по окружности (слайд 3). В микромире - это движения электронов вокруг ядра. В макромире точки всех вращающихся тел движутся по окружностям (маховики, колеса, мельницы…) В мегамире - это вращения планет, звезд… Какими же величинами можно охарактеризовать данное движение? (слайды 4-6) Положение тела на окружности задается радиусом - вектором, проведенным из ее центра. Модуль радиуса-вектора равен радиусу этой окружности. Пусть в момент начала отсчета времени (t=0) тело находилось в точке А, а за промежуток времени t, двигаясь по дуге окружности, переместилось в точку В. При этом радиус-вектор повернулся на угол (углы обычно выражают в радианах). Радиан (сокращенно рад) - это угол между двумя радиусами круга, вырезающими на окружности дугу. (2π рад=360˚ , следовательно, 1 рад=360˚ / 6,28=57˚). Промежуток времени, в течение которого материальная точка, двигаясь по окружности, совершает один полный оборот, называют периодом обращения. Период обращения обозначают буквой Т и выражают в секундах. Величину, обратную периоду обращения и равную числу оборотов, совершаемых телом за единичное время, называют частотой обращения. Скорость тела, направленную по касательной к окружности, называют линейной. (Данный слайд сопровождается показом видеороликов) Если за любые равные промежутки времени радиус-вектор тела поворачивается на одинаковые углы, а линейная скорость тела по модулю не изменяется (т. е. если |v0|=|v|), движение тела по окружности называют равномерным (не следует забывать, что равномерное движение по окружности происходит с ускорением, так как скорость тела непрерывно меняется по направлению). Угловой скоростью называют величину, равную отношению угла поворота радиуса-вектора точки, движущейся по окружности к промежутку времени t, в течение которого произошел этот поворот. Мгновенная скорость тела в каждой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории. Следовательно, в криволинейном движении направление скорости тела непрерывно изменяется. т.е. движение по окружности со скоростью, постоянной по модулю является ускоренным. Исходя из данной информации: Какой вопрос у Вас возникает? /Как направлено ускорение? Как оно называется? Центростремительное ускорение всегда направлено к центру окружности. Ребята мы познакомились с основным характеристиками равномерного движения по окружности. У вас на партах находятся публикации со всеми характеристиками равномерного движения по окружности.. Посмотрите, пожалуйста, на формулы, и если что-то не понятно – задавайте вопросы. (Далее учитель отвечает на вопросы учащихся) 4. физ. пауза. 5. Закрепление нового материала. (22-25 минут). А теперь устно решим несколько задач (краткие условия задач записаны на доске): 1. Тело движется равномерно по окружности в направлении часовой стрелке. Как направлен вектор ускорения при таком движении? 2. Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля? 3. Тело движется по окружности радиусом 10 м. Период его вращения равен 20с. Чему равна скорость тела? 4.Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20 м/с. Чему равна частота вращения? 5. Автомобиль движется с постоянной по модулю скоростью по траектории, представленной на рисунке. В какой из указанных точек траектории центростремительное ускорение минимально? А сейчас мы с вами закрепим полученные знания, решая индивидуальные задания. Вы можете воспользоваться формулами в публикации для выполнения заданий по данной теме. 6. Компьютерный эксперимент. Ребята, сегодня на уроке Вам предстоит решить задачи и провести необходимые компьютерные эксперименты с помощью интерактивной модели «Равномерное движение по окружности» для этого откройте список избранных сайтов и откройте сайт с одноименным названием. Примечание: Сайт расположен по адресу: http://www.fcior.edu.ru/card/13559/issledovanie-parametrov-ravnomernogo-dvizheniya-po-okruzhnosti.html ИЛИ http://www.college.ru/enportal/modelsPhys/ucmotion.html Интерактивная модель: «Равномерное движение по окружности» Данная модель предназначена для изучения кинематики равномерного движения тела по окружности. В любой момент времени скорость тела можно разложить на составляющие по осям X и Y. Координаты тела x, y и составляющие его скорости υx и υy изменяются во времени по гармоническому закону с периодом где ω –угловая скорость. На данной модели можно проследить влияние изменения радиуса окружности R и величины скорости тела υ на частоту вращения. Вы можете менять значения параметров и наблюдать за полученным результатом. Задания для учащихся:
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели)
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели)
Полученные данные проверьте экспериментально на интерактивной модели «Равномерное движение по окружности». (Пример выполнения заданий учащимися на интерактивной модели) 7. Подведение итогов урока. Выводы. (5мин) Учитель и учащиеся обсуждают полученные результаты. Сегодня мы с вами на уроке благодаря Интернет–технологиям смогли проверить полученные знания. Наглядно увидели, как зависит центростремительное ускорение, угловая скорость, частота и период вращения тела от величины скорости тела и радиуса окружности. Вы смогли убедиться, что Интернет - прекрасный источник получения знаний и надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам лучше ориентироваться в глобальной сети. Ведь компьютерные технологии расширяют ваши возможности и даже в домашних условиях позволят проводить такие сложные, но занимательные эксперименты. Свои исследования вы можете продолжить и дома. Удачи Вам в изучении физики! Выборочно выставляются оценки с учетом самооценки, оценки учащихся и оценки учителя. 8. Домашнее задание: § 9,10. Задание 9 (1-3), по желанию задание ОМС 68424 (Задания даны по учебнику «Физика. 9 класс»./ Пурышева Н.С., Важеевская Н.Е., Чаругин В.М.) Приложение к плану-конспекту урока Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
|
Конспект урока длина окружности и площадь круга (Тема урока) фио... Математика. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений /[Н. Я. Виленкин и др.] – 23-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2008.... | Конспект урока (Тема урока) фио (полностью) Кудрова Светлана Васильевна Цель урока: ознакомление обучающихся с двоичной системой счисления и её значимостью для кодирования информации | ||
Конспект урока взаимодействие тел. Масса. Инертность. Фио (полностью)... Цель урока: Развитие познавательного интереса учащихся на основе передачи им знаний по теме «масса тела» | Конспект урока тема урока: Большая буква в названиях стран фио (полностью)... Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч, изд-во «Просвещение» Москва, 2008 г | ||
Конспект урока алфавит (Тема урока) фио (полностью) Шакина Ольга... Цель урока: закрепить первоначальные знания детей об алфавите; дать представление о практическом применении знания алфавита | Конспект урока взаимодействие тел. Масса тела. (Тема урока) фио (полностью)... Фгкоу «Екатеринбургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» | ||
Конспект урока движение под действием сил Всемирного тяготения. Вес... Земли и космических кораблей, дать количественную характеристику выявленных зависимостей | Конспект урока отечественная война 1812 г. (Тема урока) фио (полностью)... ... | ||
Конспект урока по математике с применением эор «число и цифра классификация.»... Умк «Гармония», математика: учебник для 1 класса Н. Б. Истомина. Смоленск:-Ассоциация 21 век, 2011г | Конспект урока «Реактивное движение» 1 фио (полностью) Чепухина Светлана Петровна 2 Место работы Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе... | ||
Конспект урока решение задач с помощью системы уравнений (Тема урока)... Мордкович А. Г. Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. — 13-е изд., испр.... | Конспект урока вселенная, или космос (Тема урока) фио (полностью) Лобанова Елена Викторовна Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические... | ||
Конспект урока история чисел и систем счисления (Тема урока) фио... Урок 95. Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления | Конспект урока конструирование текстов (Тема урока) фио (полностью) Цель урока: Формирование представления о хронологических датах как части исторических знаний | ||
Конспект урока альдегиды (Тема урока) фио (полностью) Чивкунова Елена Викторовна Тип урока: изучение нового материала с использование эор и самостоятельной деятельности обучающиеся | Конспект урока «Архимедова сила. Закон Архимеда» (Тема урока) фио... Архимедовой силе, умение выводить формулу, выражающую зависимость этой силы от плотности жидкости (газа) и объема тела, и на основе... |