Календарно-тематическое планирование уроков химии 11 класса (естественно-научный профиль)
№
п/п
|
Тема и номер урока
(Дата проведения)
|
Кол-во
часов
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Д/з
| Раздел программы: СТРОЕНИЕ АТОМА (9 часов)
| 1
| 1. Атом - сложная частица
(1 неделя сентября)
| 1
| Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Макромир и микромир. Дуализм частиц микромира
| Знать современные представления о строении атомов. Знать важнейшие химические понятия: «химический элемент», «изотопы». Уметь определять состав и строение атома элемента по положению в ПС
| § 1, упр. 1-4
| 2-3
| 2-3. Состояние электронов в атоме
(1-1 неделя сентября)
| 2
| Электронное облако, электронная орбиталь. Энергетические уровни и подуровни. Максимальное число электронов на подуровнях и уровнях. Основные правила заполнения электронами энергетических уровней
| Знать сущность понятий «электронная орбиталь» и «электронное облако», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона
| § 2, упр. № 2-6
| 4
| 4. Электронные конфигурации атомов химических элементов
(2 неделя сентября)
| 1
| Электронные конфигурации атомов химических элементов. Электронно-графические формулы атомов элементов. Электронная классификация элементов. s-, p-, d-, f- семейства
| Знать основные закономерности заполнения энергетических подуровней электронами. Уметь составлять электронные формулы атомов
| § 3, упр. № 3-7
|
5
| 5. Валентные возможности атомов химических элементов
(2 неделя сентября)
| 1
| Валентность. Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей
| Знать понятия «валентность» и «степень окисления», уметь сравнивать эти понятия
| § 4, упр. 3-7
| 6
| 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома
(2 неделя сентября)
| 1
| Предпосылки открытия Периодического закона. Работы предшественников Менделеева. Открытие
Д. И. Менделеевым периодического закона. Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности
| Знать смысл и значение Периодического закона, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Уметь давать характеристику элемента на основании его расположения в ПС
| § 5,упр. 1-4
| 7
| 7. Периодический закон и строение атома
(3 неделя сентября)
| 1
| Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение Периодического закона. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и в группах
| Знать физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы
| § 5,упр. 5-7
|
8
| 8. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома», подготовка к контрольной работе
(3 неделя сентября)
| 1
| Систематизация материала по теме «Строение атома».
Отработка теоретического материала в рамках данной темы. Особенности строения лантаноидов и актиноидов
| Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «относительная атомная и относительная молекулярная масса», «изотоп». Уметь давать характеристику хим. элемента по его положению в ПС Менделеева
| Повторение гл. 1.
§ 1-5
| 9
| 9. Контрольная работа № 1
(3 неделя сентября)
| 1
| Контроль знаний по темам «Строение атома», «Периодический закон»
|
|
| Раздел программы: СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА (16 часов)
| 10-12
| 1-3. Химическая связь. Единая природа химической связи. Типы кристаллических решеток
(4,4 неделя сентября)
| 3
| Ионная хим. связь и ионные кристаллические решетки. Ковалентная химическая связь и ее классификация по механизму образования, электроотрицательности, по способу перекрывания эл. орбиталей, по кратности. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью. Водородная связь и ее разновидности. Единая природа химических связей. Разные виды связи в одном веществе
| Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Уметь характеризовать свойства вещества, зная тип его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки
| § 6,
№ 5-6
|
13
| 4. Свойства ковалентной химической связи
(4 неделя сентября)
| 1
| Свойства ковалентной х.св.: насыщаемость, поляризуемость, направленность в пространстве.
Отработка теоретического материала, обобщенного на предыдущем занятии
| Уметь характеризовать свойства вещества по типу его кристаллической решетки; по формуле вещества предполагать тип связи, предсказывать тип крист. решетки. Уметь определять геометрию молекулы по характеристикам хим. связей
| § 6-7
| 14-15
| 5-6. Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул
(5 неделя сентября,
1 неделя октября)
| 2
| sp3 –гибридизация у алканов, воды, аммиака, алмаза; sp2–гибридизация у алкенов, соединений бора, аренов, диенов и графита; sp–гибридизация у алкинов, карбина. Геометрия молекул органических и неорганических веществ
| Знать геометрию молекул важнейших соединений: воды, аммиака, алканов, алкенов, алкинов и др. и объяснять причины особенностей строения
| § 7, упр. 3-4
| 16-17
| 7-8. Теория химического строения соединений Бутлерова
(1,2 неделя октября)
| 2
| Предпосылки теории химического строения органических соединений. Основные положения ТХС Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии. Основные направления развития ТХС
| Знать основные положения ТХС Бутлерова. Знать важнейшие понятия «изомерия», «гомологический ряд»; уметь составлять структурные формулы изомеров и гомологов. Уметь определять индукционный и мезомерный эффекты
| § 8, упр. 4-6
|
|
|
| Диалектические основы общности закона периодичности Менделеева и ТХС Бутлерова
|
|
| 18-20
| 9-11. Полимеры органические и неорганические.
Обзор важнейших полимеров
(2,2 неделя октября)
| 3
| Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Способы получения полимеров. Свойства особых групп полимеров: пластмасс, эластомеров и волокон. Классификация полимеров.
Наиболее широко распространенные полимеры. Международные аббревиатуры маркировки изделий из полимеров. Различие между полимером как веществом и полимерным материалом на его основе
| Знать основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Знать основные способы получения полимеров.
Знать наиболее широко распространенные полимеры, их свойства и практическое применение
| § 9, Сообщения о полимерах.
Конспект
| 21
| 12. Практическая работа № 1
«Решение экспериментальных задач по определению пластмасс и волокон»
(3 неделя октября)
| 1
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.
Уметь определять наиболее широко распространенные полимеры по их свойствам
| Повт. § 9
|
22-23
| 13-14. Дисперсные системы и растворы
(3,3 неделя октября)
| 2
| Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Взвеси, золи, гели. Специфические свойства коллоидных систем, эффект Тиндаля. Значение коллоидных систем в жизни человека
| Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятия: истинные и коллоидные растворы, дисперсионная среда, дисперсная фаза, коагуляция, синерезис. Способы выражения концентрации растворов
| § 10, упр.1-4 сообщения по теме
| 24
| 15. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества»
(4 неделя октября)
| 1
| Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы
| Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «электроотриц-ть», «валентность», «степень окисления», «вещества молекулярного и немолекулярного строения», «углеродный скелет», «функциональная группа», «изомерия», «гомология». Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи
| Повт § 6-10
| 25
| 16. Контрольная работа № 2 по теме «Строение вещества»
(4 неделя октября)
| 1
| Основные понятия пройденной темы
|
|
|
Раздел программы: ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ (23 часа)
| 26-27
| 1-2. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
(4 неделя октября;
5 неделя октября)
| 2
| Классификация химических реакций: по числу и составу реагирующих веществ; по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества; по тепловому эффекту; по фазовому составу реагирующих веществ; по участию катализатора; по направлению; по механизму протекания; по виду энергии, инициирующей реакцию
| Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации
| § 11, упр. 4-8
| 28-29
| 3-4.Тепловой эффект химической реакции. Почему идут химические реакции
(5,5 неделя октября)
| 2
| Возможность протекания химической реакции на основании законов химической термодинамики. Теплота образования вещества. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Термохимические уравнения. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса
| Знать понятия:
«теплота образования вещества», «тепловой эффект реакции». Уметь составлять термохимические уравнения и производить расчеты по ним
| § 12, упр. 4-6
| 30-31
| 5-6.Скорость химической реакции
| 2
| Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Влияние различных факторов на скорость химической реакции:
| Знать понятие «скорость химической реакции». Знать факторы, влияющие на скорость реакций.
| § 13, упр. 1-9
|
| 2,2 неделя ноября)
|
| природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализаторов
|
|
| 32
| 7. Катализ
(2 неделя ноября)
| 1
| Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты - биокатализаторы.
Ингибиторы и каталитические яды
| Знать понятия «катализ», «катализатор».
Гомогенный и гетерогенный катализ. Сравнение ферментов с неорганическими катализаторами
| § 13, сообщения о ферментах
| 33
| 8. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие
3 неделя ноября)
| 1
| Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Условия смещения химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Закон действующих масс для равновесных систем. Константа равновесия
| Знать классификацию хим. реакций (обратимые и необратимые), понятие «химическое равновесие» и условия его смещения
| § 14 упр. 1-8
| 34-35
| 9. Решение задач и упражнений
(3,3 неделя ноября)
| 1
| Расчеты по термохимии и кинетике химических реакций. Упражнения по условиям смещения химического равновесия
| Уметь вычислять тепловой эффект х.р.
Уметь определять смещение равновесия х.р. от разл. факторов
| Задачи по индив. карточкам
|
36-39
| 11-14. Окислительно-восстановительные реакции 4,4 неделя ноября)
| 4
| ОВР. Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Составление уравнений ОВР методом электронного баланса. Метод полуреакций. Влияние среды на протекание ОВР в органической химии
| Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Знать отличия ОВР от реакций ионного обмена. Уметь составлять уравнения ОВР методом эл. баланса и полуреакций
| конспект лекции
| 40-41
| 15-16. Электролитическая диссоциация (ЭД). Реакции ионного обмена. (4 неделя ноября;
1 неделя декабря)
| 2
| Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Сильные и слабые электролиты. Основные положения ТЭД. Качественные реакции на некоторые ионы.
Методы определения кислотности среды. Кислоты, соли, основания в свете представлений об ЭД
| Знать понятия
«электролиты» и «неэлектролиты», примеры сильных и слабых электролитов. Знать сущность механизма диссоциации. Знать основные положения ТЭД.
Уметь определять характер среды раствора неорганических соединений
| § 15 упр. 1-4.
| 42
| 17. Водородный показатель
(1 неделя декабря)
| 1
| Диссоциация воды. Константа её диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель –рН. Среды водных растворов электролитов. Влияние рН на химические и биологические процессы
| Знать константу диссоциации воды, ионное произведение. Уметь определять рН среды различными методами.
| § 15 (до конца) упр. 6-7
|
43-45
| 18-20. Гидролиз
(1,2 неделя декабря)
| 3
| Понятие «гидролиз».
Гидролиз органических веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей. Различные пути протекания гидролиза солей в зависимости от их состава. Необратимый гидролиз
| Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Уметь составлять уравнения гидролиза солей (1 ступень), определять характер среды
| § 16, упр. 1-6, 9.
| 46
| 21. Практическая работа № 2
«Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»
(2 неделя декабря)
| 1
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила техники безопасности при выполнении работы
| Повт. § 16
| 47
| 22. Обобщение и систематизация знаний
(2 неделя декабря)
| 1
| Систематизация материала по теме «Химические реакции».
Типы химических реакций.
Скорость х.р.
Гидролиз.
ТЭД
| Знать: классификации химических реакций. ТЭД. Ионные реакции. ОВР. Скорость реакций и факторы, на нее влияющие. Химическое равновесие и условия его смещения
| Повторить главу 3
| 48
| 23. Контрольная работа № 3
«Химические реакции»
(3 неделя декабря)
| 1
| Основные положения изученной темы
| Основные положения данной темы
|
|
Раздел программы: ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА ( 30 часов)
| 49-50
| 1-2. Классификация неорганических веществ
(3,3 неделя декабря)
| 2
| Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация; основания, их классификация; соли их классификация. Комплексные соединения: строение, свойства
| Знать важнейшие классы неорганических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам неорг. соединений. Уметь составлять формулы компл. соединений и уравнения реакций
| § 17 (до класс. орг.в.)
упр. 1-3
| 51
| 3. Классификация органических веществ 4,4 неделя декабря)
| 1
| Углеводороды, их классификация. Изомерия. Гомология. Производные углеводородов: галогеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, Нитросоединения, амины, аминокислоты
| Знать важнейшие классы органических соединений, уметь определять принадлежность веществ к различным классам орг. соединений
| § 17 упр. 4-7
| 52-54
| 4-6. Металлы
(3,3 неделя января)
| 3
| Положение металлов в ПС Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов. Взаимодействие с простыми и сложными веществами. Ряд стандартных электродных потенциалов. Значение Ме в природе и в жизни организмов
| Знать основные металлы, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства металлов, опираясь на их положение в ПС и строение атомов
| § 18 упр.1-10
|
55
| 7. Коррозия металлов
(3 неделя января)
| 1
| Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения. Специфические виды коррозии и способы защиты
| Знать причины коррозии, основные её типы и способы защиты от коррозии.
| § 18 упр.14-17
| 56-57
| 8-9. Металлургия. Общие способы получения металлов
4,4 неделя января)
| 2
| Основные способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
Электролиз. Катодные и анодные процессы, протекающие при электролизе различных веществ. Составление уравнений ОВР электролиза
| Понимать суть металлургических процессов.
Уметь составлять уравнения электролиза, производить по ним вычисления
| 18 (до конца), № 29, 31, 37.
| 58-59
| 10-11. Урок- упражнение по классу «Металлы»
(4,5 неделя января)
| 2
| Решение задач и упражнений. Комбинированный зачёт
| Уметь писать уравнения р-й, характеризующих свойства Ме
| § 18 –повт.
| 60-62
| 12-14. Неметаллы
(5,5 неделя января)
| 3
| Положение неметаллов в ПС Д.И. Менделеева. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Простые вещества неметаллы: строение, физические свойства. Аллотропия. Химические свойства. Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения неметаллов. Зависимость свойств кислот от с.о. неметалла
| Знать основные неметаллы, их окислительные и восстановительные свойства. Уметь характеризовать свойства неметаллов, опираясь на их положение в ПС Менделеева. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов в периодах и группах
| § 19, упр. 1-16
|
63
| 15. Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы» (1 неделя февраля)
| 1
| Отработка теоретического материала в рамках данных темы
| Уметь применять теор. знания при решении задач и упр.
| § 19 (повторение)
| 64-66
| 16-18. Кислоты
(1,1 неделя февраля)
| 3
| Кислоты в свете протолитической теории. Строение, номенклатура классификация и свойства органических и неорганических кислот. Важнейшие представители этого класса
| Знать классификацию, номенклатуру кислот, уметь характеризовать их свойства. Знать особенности свойств серной и азотной кислот, муравьиной и уксусной кислот
| § 20, упр. 1-9
| 67-68
| 19-20. Основания (2,2 неделя февраля)
| 2
| Строение, номенклатура, классификация и свойства органических и неорганических оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина
| Знать классификацию и номенклатуру оснований, особенности органических оснований; уметь характеризовать их свойства
| § 21, упр. 1-7.
| 69-70
| 21-22. Амфотерные органические и неорганические соединения (2,4 неделя февраля)
| 2
| Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов и алюминия: взаимодействие с кислотами и щелочами. Амфотерность аминокислот, образование пептидов
| Знать понятие «амфотерность», уметь характеризовать свойства амфотерных соединений, составлять формулы пептидов
| § 22, упр. 1-4
|
71-73
| 23-25. Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ (4,4 неделя февраля)
| 3
| Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла и неметалла. Единство мира веществ
| Знать важнейшие свойства изученных классов органических и неорганических соединений
| § 23, упр. 1-5
| 74-75
| 26-27. Практическая работа № 3
«Генетическая связь между классами органических и неорганических веществ»
(1,1 неделя марта)
| 2
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила т.б.
Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
|
| 76-77
| 28-29. Обобщение и систематизация знаний
(1,2 неделя марта)
| 2
| Систематизация материала по теме «Вещества и их свойства».
Отработка теоретического материала в рамках данной темы
| Знать основы классификации и номенклатуры неорганических и органических в-в. Знать важнейшие свойства изученных классов соединений
| Повт. Главу 4
| 78
| 30. Контрольная работа № 4
«Вещества и их свойства»
(2 неделя марта)
| 1
|
|
|
| Раздел программы: ХИМИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА (9 часов)
|
79-81
| 1-2. Химия и производство (2,3 неделя марта)
| 2
| Химическая промышленность и химическая технология. Сырьё для хим. промышленности.
Основные принципы хим. технологии. Энергия для хим. производства.
Научные принципы важнейших производств. Производство серной кислоты
| Уметь определять возможность протекания хим. превращений в различных условиях и оценивать их последствия.
Знать основные стадии производства аммиака и метанола.
Производство кислот, щелочей, солей
| Самост. поиск хим. информации с использованием разл. источн.
§ 24 упр. 1-7
| 82-83
| 3-4. Химия и сельское хозяйство (3,3 неделя марта)
| 2
| Химизация с.х. и её направления. Растения и почва. Удобрения и их классификация. Химическая мелиорация почв. Химические средства защиты растений. Химизация животноводства.
Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними
| Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы. Использовать приобретенные знания для объяснения химических явлений, происходящих в природе
| Самост. поиск хим. информации с использ разл. источн.
§ 25
| 84-85
| 5-6. Химия и проблемы окружающей среды 1,1 неделя апреля)
| 2
| Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Охрана атмосферы от химических загрязнений.
Загрязнения почвы. Почвоохранные мероприятия.
| Уметь использовать приобретенные ЗУН для объяснения химических явлений, происходящих в природе и на производстве. Вести себя экологически грамотно.
| Самост. поиск хим. информации с использованием
|
|
|
| Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия.
| Оценивать влияние хим. загрязнения ОС на организм человека и др. живые организмы.
| разл. источников
§ 26, упр. 1-9
| 86-87
| 7-9. Химия и повседневная жизнь человека
1,2 неделя апреля)
| 3
| Химические средства гигиены и косметики. Домашняя аптечка.
Химия и пища. Жиры, белки, углеводы, соли в рационе питания. Развитие пищевой промышленности. Пищевые добавки
| Уметь использовать приобретенные ЗУН в повседневной жизни.
Соблюдать правила безопасности при использовании средств бытовой химии
| Самост. поиск хим. информации с использ разл. источн.
§ 27
| Раздел программы: ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ (3 часа)
| 88-89
| 1. Практическая работа № 4
«Получение газов и изучение их свойств»
2,2 неделя апреля)
| 1
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные способы получения и собирания газов в лаборатории
|
| 90
| 2. Практическая работа № 5
«Решение экспериментальных задач по неорганической химии»
(3 неделя апреля)
| 1
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила т.б.
Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
| Повт. § 20-22
|
91-92
| 3.
Практическая работа № 6
«Решение экспериментальных задач по органической химии»
(3,3 неделя апреля)
| 1
| Правила техники безопасности при выполнении данной работы
| Знать основные правила т.б.
Уметь грамотно обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием
| Повт. § 23
| 93-94
| Систематизация и обобщение знаний по курсу
(4,4 неделя апреля)
| 2
| Основные понятия курса общей химии
| Основные понятия курса общей химии
| Повторение
лекции
| 95-96
| Решение задач
(1,1 неделя мая)
| 2
|
|
|
| 97-102
| Резерв
| 6
|
|
|
| |