Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 217.05 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации26.10.2013
Размер217.05 Kb.
ТипЛекция
100-bal.ru > Физика > Лекция


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Начальник кафедры

подполковник полиции

______________ А.И. Тузов

«___» ___________ 2012 г.


Дисциплина: «Анатомия и физиология центральной нервной системы ».

По направлению подготовки (специальности) 050407.65 Педагогика и психология девиантного поведения

специализация - Социальная педагогика
ЛЕКЦИЯ

ТЕМА 11: «Введение в физиологию нервной системы»

Обсуждена и одобрена на

заседании кафедры

Протокол №

от «___»_________20 г.





Подготовил:

Начальник кафедры

психологии и педагогики

А.И.Тузов


Краснодар 2012
Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа

Место проведения: учебная аудитория

Методика проведения: классическая лекция

Основное содержание темы:

Предмет и задачи физиологии ЦНС. Принципы и методы физиологии ЦНС. Открытие биоэлектричества. Микроскоп и окрашивание нервных тканей. Эксперимент и стимулирование. Поведенческие методы. Биохимические методы. Классификация методов. Физиологические концепции нервных процессов. Электротон и стимул. Электротонический потенциал.

Основные термины и понятия: Электротон и стимул, электротонический потенциал, проведение возбуждения, классификация нервных волокон, адаптация и депрессия, передача нервного сигнала, химическая передача информации в синапсах, электрическая природа передачи информации в синапсах, пресинаптическое торможение.

Основные цели лекции:

  1. сформировать систему знаний Физиологии ЦНС.

  2. обеспечить сосредоточение внимания на физиологии ЦНС как предмете важном для психологов.

  3. содействовать осознанию важности физиологии ЦНС.

План:

Введение

  1. Предмет и задачи физиологии ЦНС.

  2. Принципы и методы изучения ЦНС.

Заключение

Литература:

  1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

  2. Козлов В.И., Цехмистренко Т.А. Анатомия нервной системы. – М.: Мир, 2006.

  3. Физиология человека: учебник для мед. ин-тов / под ред. Г.И. Косицкого. М.: 2009.

  4. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Анатомия центральной нервной системы для психологов. – СПб.: Питер, 2009.

  5. Хомутов А.Е., Кульба С.Н. Анатомия центральной нервной системы. Р-н-Д 2008 г.

Дополнительная литература


  1. Антонова О.А. Анатомия и физиология центральной нервной системы. – М.: Высшее образование, 2006.

  2. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной нервной системы для психологов - СПб.: Питер, 2007

  3. Дерягина Л.Е. Основы физиологии центральной нервной системы. – М.: Изд-во МосУ МВД России, 2008.


Введение

Центральная нервная система (ЦНС) в организме выполняет интегрирующую роль, объединяя в единое целое все ткани, органы и координируя их специфическую активность в составе целостных гомеостатическнх и поведенческих функциональных систем.

ЦНС регулирует тонус мышц и посредством его перераспределения поддерживает естественную позу, а при нарушении восстанавливает ее, а также инициирует все виды двигательной активности (физическая работа, физкультура, спорт, любое перемещение организма). Регуляция работы внутренних органов осуществляется вегетативной нервной системой и эндокринными железами. Их функции следующие:

а) в покое — обеспечение гомеостаза (постоянства внутренней среды организма);

б) во время работы — приспособительная регуляция деятельности внутренних органов согласно потребностям организма и поддержание гомеостазиса.

Интенсивность функционирования отдельных органов изменяется в широком диапазоне и соответствует потребностям организма в данный момент. Функция одних органов может угнетаться, а других — стимулироваться. Например, при увеличении физической нагрузки деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем усиливается, желудочно-кишечного тракта — тормозится. С помощью вегетативной нервной системы регуляторные влияния осуществляются очень быстро, т.е. в течение одной или нескольких секунд. Регуляторные влияния с помощью гормонов развивают медленнее, но продолжаются дольше.

Приобретение и сохранение с помощью механизмов памяти информации об окружающей среде, о себе и социальном обществе — это обеспечивает сознание и все виды психической деятельности: ощущения, восприятия, внимание, мышление, представлен чувства (эмоции) и волю.

Формирование поведения в социальном обществе и организация адаптивного поведения организмов в изменяющейся природной среде на основе врожденных (безусловные рефлексы и инстинкты) и приобретенных (условные рефлексы) форм поведения. Адаптивное поведение направлено на индивидуальное и видовое сохранение организмов, взаимодействие с особями своего вида на освоение новых пространственно-временных сред.
1.Предмет изучения физиологии ЦНС

Центральное место при изучении основ психологии как науки, так и практики отводится физиологии центральной нервной системы человека и животных - головному и спинному мозгу. Несмотря на то, что в строении и функциях высших животных и человека имеется много общего, физиология ЦНС человека характеризуется качественно новыми свойствами. Достаточно отметить такие свойства как сознание, творчество, речь.

Существенное отличие физиологии человека связано не только с морфологическими особенностями, процессами и состояниями мозговых структур, но прежде всего с процессами общественной, социальной обусловленности развития человеческого сообщества, характером их совместной деятельности, способами осуществления взаимодействия и общения.

Общественная обусловленность жизни и деятельности человека определила возникновение новых взаимоотношений организма с окружающей средой и привела к развитию ряда особенностей в строении и функциях его опорно-двигательной системы, функционировании сенсорного аппарата и мотивационно-волевой сферы. Человек научился проектировать и творчески создавать орудия труда, целенаправленно воздействовать на окружающую среду в своих интересах. Человек обладает речевым аппаратом и способностью к формированию образно-понятийных моделей предметного мира. Физиология человека вообще и физиология мозговых структур и нервных процессов, в частности, имеет существенное практическое значение для психологии. В концентрированном виде это значение может быть отнесено к физиологии сенсорных систем, физиологии труда, физиологии общения, физиологии питания, физиологии детского возраста и старения.

Изучением строения и функций нервной системы человека в процессе филогенеза (исторического развития) и онтогенеза, занимается физиология ЦНС. Особый интерес представляет физиология в процессе онтогенеза психического развития, который охватывает весь период жизни от момента образования особи до гибели организма.

Основными функциями ЦНС являются: обеспечение связи отдельных органов и систем организма, согласование и объединение их функций, благодаря чему организм работает как единое целое; осуществление связи организма с внешней средой и обеспечение на этой основе индивидуальной приспособляемости организма к меняющимся условиям среды.

Благодаря специфике становления и развития своей нервной конституции, человек активно формирует среду собственного социального существования и изменяет естественную среду обитания. В динамике такого целенаправленного процесса формирования среды изменяются и нервные структуры, а также физиологические свойства нервной системы в целом.

Таким образом, предмет физиологии ЦНС заключается в изучении закономерностей процесса становления, развития и функционирования регулятивных основ нервной системы человека и животного, прежде всего спинного и головного мозга. Изучение строения и функций нервной системы осуществляется с учетом филогенеза и онтогенеза, в тесном взаимодействии с окружающей, в том числе социальной средой.

Задачи физиологии ЦНС

Определение предмета физиологии ЦНС позволяет наметить ее место и роль среди других областей знания и, соответственно, сформулировать основные теоретические и практические задачи.

Прежде всего, физиология ЦНС изучает закономерности становления, развития и функционирования нервной системы человека как единого целого, с учетом взаимодействия с окружающим средовыми факторами и динамикой жизненных процессов. Познание законов функционирования ЦНС позволяет добиться высокой точности диагностики психических познавательных процессов, свойств и состояний личности, определить понятие психической нормы и на этой основе активно проводить психологическое обеспечение профессиональной деятельности, регулировать психическое развитие и предупреждать отклонения и патологии.

Изучение физиологии ЦНС помогает практическим психологам не только понять особенности строения и функции материального носителя психики, но вскрыть закономерности и механизмы физиологии нервных процессов в интересах сохранения психического здоровья человека, а также оказания людям квалифицированной психологической помощи. Следовательно, задачи физиологии ЦНС можно классифицировать по различным отраслям психологического знания.

Физиология ЦНС активно способствует клинической психологии в лечении различных нервно-психических заболеваний, которые представляют собой нарушения физиологических процессов и сопровождаются структурными изменениями в организме человека. Такие изменения могут существенно отразиться на психике, поведении и деятельности человека, представляя собой определенную опасность в процессе социального взаимодействия.

В свою очередь, последовательные отклонения поведения и деятельности человека на физиологическом, психофизиологическом и психическом уровне требуют соответствующей оценки социальных последствий отклонений. Такая оценка отклонений на уровне нормы, акцентуации или патологии объективно немыслима без понимания критериальных показателей, выработанных в физиологии ЦНС. Не случайно, правильная оценка состояния и перспектив психического развития человека содействует выбору рациональных путей лечения, а также профилактики и нейтрализации причин и условий развития психопатологий.

Физиология ЦНС способствует глубокой разработке нервных процессов и механизмов, которые обеспечивают деятельность специалистов в области психиатрии, психотерапии, психофизики, психофизиологии, нейропсихологии, психобиологии, физиологии высшей нервной деятельности (ВНД), патопсихологии и др.

Физиология ЦНС играет важную роль в понимании процессов и состояний человека в экстремальных условиях трудовой деятельности. Например, авиационная и космическая психология активно используют данные функциональных физиологических изменений в нервной системе человека для обеспечения благоприятного морально-психологического климата экипажей. Целенаправленно используются физиологические закономерности и механизмы в военно-психологической области, инженерной психологии и психологии труда.

Физиология ЦНС помогает понять процессы возрастных изменений человека и соответственно учитывать их при диагностике, прогнозировании и регулировании психики детей и подростков на различных этапах жизненного пути. Активно используют достижения физиологии ЦНС специалисты по возрастной психологии, педагогической психологии и геронтологии. Педагогика на основе физиологии ЦНС смогла по-новому взглянуть на процессы обучения и воспитания, коррекции детей с различными отклонениями в умственном развитии. Исследование элементарных физиологических процессов восприятия, осмысления и воспроизведения информации, знаний, умений и навыков является основой изменения современной базы общеобразовательного процесса.

Особое место в понимании физиологических функций и процессов ЦНС

занимают новые достижения в области гистологии, эмбриологии и нейрологии. Гистология - наука о развитии, строении и функциях тканей организма Гистологию подразделяют на цитологию - учение о клетке; общую гистологию - собственно учение о тканях; частную гистологию - учение о микроскопическом строении органов.

Такое деление достаточно условно, так как клетки входят в состав тканей, а каждый орган состоит из нескольких тканей. Гистология изучает микроскопическое строение тканей организма с помощью оптических приборов (микроскоп, электронный микроскоп). В интересах изучения структуры клетки, я ее составных частей и механизмов функционирования используется рентгеноскопический анализ, ультразвуковая видеография, метод сканирования и др. Эмбриология - наука, которая изучает развитие организма, начиная с оплодотворения яйцеклетки и кончая дальнейшим образованием тканей и систем организма. Нейрология - наука, изучающая процессы нервной клетки и ее главного органа - мозга. Она включает анализ на многих уровнях, начиная с рассмотрения химической структуры отдельных молекул и кончая исследованием сложнейших поведенческих явлений.

Выявление физиологических закономерностей и резервов функционирования нервной системы человека позволяет оптимизировать условия интенсивного технического развития и оснащения производства современными информационно-кибернетическими устройствами. Современные технологии и информационно-аналитические системы управления требуют особой творческой активности человека, связаны с ростом интеллектуальных и эмоционально-волевых нагрузок в повседневной жизнедеятельности.

Важная научная задача физиологии ЦНС состоит в том, чтобы изучить, механизмы влияния физиологических процессов на динамику физической и умственной работоспособности человека. Понимание такой динамики позволит сохранить работоспособность на высоком уровне на длительный период времени, своевременно предупредить аварии и травматизм на основе утомления.

Актуальной современной задачей физиологии является необходимость всестороннего учета физиологических факторов при проектировании, разработке' и эксплуатации техники. Чтобы решить эту задачу, необходимо иметь данные о нервно-психических возможностях человека: количественных и качественных ' показателях приема и переработки информации, возможных эмоциональных и волевых срывах поведения, физиологических последствиях для человека ошибок в его профессиональной деятельности и т.п.

В этой связи можно вычленить задачи, которые решает физиология ЦНС на пути охраны психического здоровья людей. Здесь возникают физиологические проблемы психогигиены и психопрофилактики. Особое место физиология ЦНС занимает в решении проблем, связанных с психогенными потерями и заболеваниями, анализом изменений в организме и психике больного в ситуации длительного воздействия стрессогенных факторов. Первостепенная задача перед физиологией стоит в профилактике наркологической зависимости человека, предупреждении и лечении алкоголизма.

Таким образом, сказанное позволяет кратко перечислить важнейшие фундаментальные, теоретические и прикладные задачи, стоящие перед физиологией ЦНС на современном этапе развития общества.

2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИОЛОГИИ ЦНС

Изучение физиологических процессов и функций живого организма вообще и центральной нервной системы в частности, осуществляется с учетом определенных принципиальных положений. Принципы ( от лат. - основа) - основные положения, на которых базируется система теоретических рассуждений и построений в той или иной области знания. Методологические принципы указывают направление исследования, способствуют постановке проблем и влияют на истолкование результатов экспериментов.

Принцип целостности

Прежде всего, для понимания физиологических механизмов нервно-психической регуляции особое значение имеет положение о том, что строения нервных органов и их регулятивные функции рассматриваются как единое целое. Такое положение обеспечивает физиологии ЦНС, с одной стороны, понимание целостности организма, а с другой стороны - ее функцию в организме для актуализации приспособительных возможностей к постоянно меняющейся среде.

Помимо того, любую функцию трудно понять, если рассматривать ее саму по себе, в отрыве от той системы физических и социальных структур-факторов, в которой существует и развивается человеческий организм, обладающий этой функцией. Другими словами, речь идет о неразрывной связи организма и среды.

Целостность организма заключается в диалектическом единстве его структур и функций. Причем, целое несводимо к простой сумме частей и элементов. Такое единство организма представляет собой новообразование, суть которого заключается в формировании специфических свойств целостной саморегулирующейся биологической системы. К таким свойствам целостной биологической системы в сравнении с неживой природой можно отнести: обмен веществ; поддержание энергетического и теплового баланса; получение, хранение и воспроизводство информации; целенаправленную деятельность и саморегуляцию. Деятельность такой целостной саморегулирующейся системы, направлена на самосохранение, адаптацию и развитие. При этом имеется в виду, что связь структур мозга и организма в целом с психическими функциями регулирования является весьма сложной и не всегда прямой.

Принцип развития

Второе принципиальное положение физиологии ЦНС требует рассматривать физиологические явления в их развитии. Развитие - это всегда система необратимых качественных изменений. Идея развития вошла в физиологию и психологию под влиянием эволюционной теории Ч.Дарвина. В отечественной психологии эту идею и одновременно научную задачу впервые сформулировал И.М. Сеченов. "Психология, - писал он, - должна изучать историю развития ощущений, представлений, мысли, чувств и пр." (Сеченов И.М. Избранные произведения. М., 1972. С.208).

Целостность организма человека, его систем и органов формируется и разрушается в ходе развития. Проблема заключается в том, что приспособительные возможности этой целостной биологической системы рассматриваются в физиологии с двух позиций: как результат длительного и сложного процесса эволюции животного мира (филогенез), и как процесс актуальных прижизненных изменений его структурно-функциональных образований в практической деятельности человека на Земле (онтогенез). Другими словами, принцип развития указывает на необходимость изучения физиологических явлений как многомерных и многоуровневых.

Возраст земной коры определяется приблизительно в 4,5 млрд. лет. Жизнь в ее примитивных формах возникла на 0,5-1 млрд. лет позже. Все это обусловило то обстоятельство, что живые существа, возникнув как более позднее явление эволюции, неизбежно должны были "вписаться" в рамки существующего неорганического мира. Живые существа встретили жесткие границы, имевшие определенную пространственно-временную конфигурацию, строгие температурные, барометрические, гидрологические и другие параметры. Одни группы явлений окружающего мира чередовались, другие - характеризовались стабильностью. Естественно, что биологическая эволюция вошла в соприкосновение как со стабильными явлениями, так и с неожиданными событиями внешнего мира.

Такое соприкосновение и последующее усложнение во взаимоотношениях i организмов с внешней средой было внесено эволюцией жизни. Живые существа : (индивидуумы) были вынуждены вступать в контакты между собой, что особенно расширило круг неожиданных апериодичных событий. Все это потребовало развития определенных приспособительных реакций.

Процесс эволюционного развития живого организма, приспособительных реакций, особенно высокоразвитых животных и человека, сопровождался формированием качественно новых свойств целостной биологической системы.

Прижизненное состояние и индивидуальное развитие организма рассматривается физиологией с учетом влияния актуальных негативных (позитивных) факторов внутренней и внешней среды, продуктов и результатов жизнедеятельности человека (условий обитания, радиации, экологии и т.п.) Особое место в этом изучении занимают физиологические закономерности периода внутриутробного развития и возрастных изменений.

Таким образом, физиология ЦНС основывается в своих исследованиях на принципиальном положении не только об изменениях свойств организмов в процессе исторического развития, но и осуществляет конкретные научные разработки закономерностей актуального приспособления организма к изменяющейся среде, накоплении и использовании информации (научения).

.

Принцип системности

Третье принципиальное положение физиологии ЦНС связано с системным подходом к изучению нервной системы человека. Работа 50 миллиардов нейронов нашего мозга состоит не только в том, что они передают и принимают информацию. Нервные клетки объединяются в целые системы, ансамбли и сети, обеспечивая связь со средой и выполняя самые разнообразные регулирующие и мобилизующие функции организма.

Как отмечал И.П. Павлов, "человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам, но система, в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию" (Павлов И.П. Полное собрание трудов. М., 1951. T.III. Кн.1.).

Согласно принципу системности, все многообразие физиологических явлений у человека возникает и существует в рамках некоторой биосоциальной системы явлений. Способ существования человека является полисистемным. Причем, связи между явлениями не являются случайными, а выступают существенными условиями возникновения, развития и функционирования каждого из них и системы в целом. Принадлежность человека к биологической системе остается существенным и необходимым условием его существования и развития. На этой основе возникли самые разнообразные концепции, в которых физиологическое отождествлялось с психологическим или психические процессы рассматривались как прямое продолжение нейрофизиологического.

Ведущая роль при системном изучении физиологии ЦНС человека отводится тому, что человек принадлежит не только к биологической, но и к социальной среде. Биологические средовые факторы не отменяются социальным бытием человека, однако, изменяются условия и характер их действия.

Наиболее перспективными подходами, опирающимися на принцип системности в анализе нейрофизиологических основ психики являются: теория патернов мультиклеточной активности (Н.П. Бехтерева); пространственной синхронизации мозговых процессов (М.Н. Ливанова); теория функциональных систем (П.К. Анохин). С позиций, например, П.К. Анохина, целостные психические процессы сопоставляются через анализ общемозговых системных механизмов, через системные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в функциональную систему поведенческого акта. Психическое рассматривается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиологических и рефлекторных процессов с учетом обратной положительной связи.

Принцип системности требует рассматривать проблемы физиологии ЦНС с точки зрения: специфических закономерностей данной системы; многомерности изучаемых явлений; многоуровневости и иерархичности нервных процессов; многопорядковости при описании явлений и состояний.

Принцип детерминизма

Четвертое положение, на котором основывается физиология ЦНС, связано с принципом детерминизма (от лат. - определять), т.е. закономерная и необходимая зависимость физиологических явлений от порождающих их факторов. Другими словами, детерминизм означает наличие причинно-следственных связей становления, развития и функционирования нервных процессов.

Причинность понимается как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его. При этом подчеркивается, что связь между причиной и следствием не является жесткой и однозначной. То, что в одних обстоятельствах выступает как следствие, в других может оказаться причиной. Детерминизм требует исследования развития физиологических и соответственно психофизиологических явлений, в ходе которых возникают качественно новые свойства.

Физиологическое понимание детерминизма сложилось в отечественных трудах И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которые показали что воздействия внешних объектов на организм с высокоорганизованной нервной системой формируют специфические связи и отношения среды и организма, так называемый линейный детерминизм. Специфика физиологического понимания детерминизма была положена в основу рефлекторного объяснения поведения человека и животного.

Данная точка зрения на понимание детерминизма создала методологические предпосылки для реализации принципа детерминизма на современном уровне психофизиологических, психологических и психосоциальных процессов деятельности человека. На этой основе в последние десятилетия была выдвинута трактовка детерминизма как действия ''внешних причин через внутренние" (С.Л. Рубинштейн) и трактовка детерминизма как действия "внутреннего через внешнее" (А.Н. Леонтьев).

Современное понимание принципа детерминизма в физиологии ЦНС реализуется как научное знание с разработкой различных форм детерминации: системной детерминации; детерминации типа обратной связи; статистической детерминации; целевой детерминации и т.д. Физиологическая наука исходит из признания многообразия типов причинных связей и свидетельствует о наличии качественно новых форм и типов детерминации в органической природе. Успехи физиологии показали строгую причинную зависимость нервных процессов и психики в целом от материальных и духовных условий жизнедеятельности человека.

Исторические аспекты формирования методов исследования

в физиологии

История изучения нервной системы и разработки методов получения достоверной информации о функциях мозговых структур полна интересных и драматических сюжетов.

Методы физиологии можно представить как определенный арсенал приемов и способов изучения физиологических явлений, принятый в данной области знания и предназначенный для расширения возможностей познания. Удивительное переплетение истины и заблуждения, гениальных озарений и иллюзий сопровождало ученых на всем протяжении истории становления методов исследования физиологических процессов. Весь комплекс проблем становления методического арсенала физиологии можно представить в определенной историко-временной последовательности: античный, периода средневековья; XIX в. - начало XX в.; современный этап.

Анатомические наблюдения

Одним из первых по этому трудному "методическому" пути пошел Герофил из Александрии. Примерно за 700 лет до н.э. он утверждал, что седалищем души служит четвертый желудочек мозга (желудочки мозга - это просто полости, заполненные цереброспинальной жидкостью).

Однако более подробно эти взгляды разработал древнегреческий врач Гален (около 130-200 гг. н.э.). Он использовал метод анатомирования животных (быков и свиней), для изучения мозга. Таким способом были обнаружены не только системы мозговых желудочков и выделяемая ими жидкость (кровь, флегма или слизь, черная и желтая желчь), но и система "чудесной сети" - сплетение тонких сосудов в основании мозга. По этим сетям, по мнению Галена, циркулируют жидкости, которые образуют "животный дух". Эти жидкости, по мнению Галена, определяли физические функции тела, состояние здоровья, ощущения и течение болезней. "Жидкостная" точка зрения о работе нервной системы на протяжении почти полутора тысяч лет по существу не менялась. Хотя выдвигались и другие теории. Например, существовала теория "баллонистов". Согласно этой теории, нервы представляют собой полые трубки, по которым проходят потоки газов, возбуждающих мышцы. Ученые стали препарировать животных под водой, пытаясь обнаружить газовые пузырьки при сокращении мышц. Поскольку газовая теория оказалась ошибочной, ее заменили на теорию "жизненной жидкости". Сторонники данного подхода считали, что содержимое полых нервов втекает в мышцы, смешивается с их жидкостями и вызывает резкие сокращения.

Кроме того, активно использовался метод наблюдения последствий повреждения мозга у солдат с несмертельными ранениями во время войны. Так, уже в третьем веке до н.э. философы знали из наблюдений над ранеными о связи между периферическими нервами и движениями или ощущениями.

Открытие биоэлектричества

В начале XVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) и примерно 75 лет спустя английский анатом и врач Томас Уиллис (1621-1675) использовали методы механики для объяснения структур и функций организма. Они, в частности, перенесли законы механики на изучение нервных функций. Кеплер сделал это через изучение зрения, а Уиллис - через изучение слуха.

В конце .XVIII века и начале XIX столетия итальянский анатом и физиолог

Луиджи Гальвани (1737-1798), а впоследствии немецкий биолог Дюбуа-Реймон Эмиль Генрих (1818-1896), используя примитивные, по нынешним меркам, приборы, попытались измерить электрический потенциал живых действующих нервов на основе законов химии и физики.

Открытию Л.Гальвани сопутствовало случайное наблюдение. 26 сентября 1786 г. в своей тесной лаборатории, когда Гальвани препарировал лягушку, один из его ассистентов занимался электростатическим генератором и случайно коснулся скальпелем нерва в лапке мертвой лягушки, лапка резко сократилась. Гальвани считал, что он открыл важнейшую жизненную силу, которую назвал "животным электричеством". Так было положено основание методу электрической стимуляции живой ткани и методу измерения электрического потенциала. В XIX в. эти методы активно использовались в экспериментальной практике физиологов и до сих пор сохраняют свое значение для исследования нервных структур.

Микроскоп и окрашивание нервных тканей

Дальнейший прогресс в развитии методов изучения центральной нервной системы был связан с созданием микроскопа (светового; электронного - в 30-х гг. нашего столетия; в наиболее совершенном электронном микроскопе можно различать структуры размером 0,2 нм, т.е. 0,0000002 мм) и открытием в конце XIX в. метода приготовления и окрашивания срезов нервных тканей.

Нейроны хорошо видны под обычным световым микроскопом только при условии их предварительного окрашивания. Особого внимания заслуживают эксперименты английского анатома Августа фон Валлера (1816-1870). Он разработал метод химической окраски, позволивший выделять пучки отмирающих нервных волокон. Окрашивание нервных волокон по этому методу позволило уточнить центральную локализацию периферических нервов и изучить отдельные нервные клетки с помощью микроскопа.

Итальянец Эмилио Гольджи (1844-1926) и испанец, гистолог Сантьяго Рамон-и-Кахал (1852-1934) на основе химического и микроскопического методов выделили в нервных структурах клетки разных типов (нейроны и нейроглии). Наилучший метод, позволяющий видеть нейрон целиком - это окраска по Гольджи, при которой срез нервной ткани окрашивается солями серебра. Иной метод окрашивания серебром предложил Р.Кахал. Он добился окрашивания всех нейронов на срезе, включая тело, дендриты и немиелинизированные аксоны. Этот метод получил различные модификации: метод Вейгерта - окрашивание липидных мембран гематоксилином; метод Марки - окрашивание остатков поврежденных клеток с помощью осмия. С тех пор микроскопический анализ мозга и его частей стал третьим важным инструментом в стандартном наборе исследователя физиолога.

К этому моменту стало ясно, что нервные ткани состоят из отдельных клеток. Все это позволило немецкому анатому и гистологу Вильгельму Вальдейеру (1836-1921) выдвинуть "нейронную теорию", в которой такие клетки названы "нейронами" и соединены между собой отростками. От одной клетки к другой проводится "нервная энергия".

Химические методы

Последующие годы ученые физиологи были сконцентрированы на решении проблемы о способе передачи возбуждения между нейронами. Одна часть ученых отдавала предпочтение химическому способу передачи возбуждения, а другая - электрическому. К середине 20-х гг. XIX в. большинство ученых склонялись к химической природе передачи возбуждения в нервных структурах.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск