Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ветютневская средняя общеобразовательная школа»
Фроловского муниципального района Волгоградской области
(МБОУ «Ветютневская СОШ»)
Ф.И.О. учителя Белов Виктор Николаевич Предмет: физика Класс: 10
УМК: Мякишев Г.Е., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 10 класс.- Просвещение, Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Дрофа,Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. 10-11 класс. – М.: Просвещение. Рабочая программа среднего (полного) общего образования (базовый уровень) составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования под ред. Поповой В.А. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема
| Импульс. Импульс силы. Закон сохранения импульса.
| Цель
| Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации по теме "Импульс. Закон сохранения импульса".
| Задачи
| Образовательная: способствовать формированию понятий: импульса тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.
Развивающая: продолжить развитие умений работать с учебным текстом, структурирование материалов в виде схем, опорных конспектов; развитие познавательного интереса к физике.
Воспитательная: формирование исторического взгляда на развитие физики как науки; способствовать формированию межличностного общения в процессе парной работы.
| Место урока в теме
| урок 1 из 7 уроков, отведенных на изучение раздела "Законы сохранения в механике".
| УУД
| Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
| Планируемые результаты
| Предметные:
Знать понятие импульса тела, импульса силы; определить понятия: замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса.
Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач
Личностные: совершенствовать умение оценивать усваиваемое содержание, исходя из социальных и личностных ценностей с точки зрения нравственно-этических норм.
Метапредметные: совершенствовать смысловое чтение, перевод словесной информации в знаково-символьную форму, умение общаться, умение строить высказывание в устной форме, осуществлять рефлексию способов и условий действий.
| Основные понятия
| Импульс тела, импульса силы, замкнутая система, внутренние силы, внешние силы; сформулировать закон сохранения импульса
| Ресурсы:
основные дополнительные
| Доска, учебники, прибор для демонстрации Закона сохранения импульса, мультимедийное оборудование.
Видеофильм «Импульс тела», презентация «Импульс тела»
| Формы урока
| Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
| Этап урока
| Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.
| Деятельность педагога
| Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции
| Организационный момент
Время: 2 мин
| Цель: Подготовка учащихся к работе на занятии. Формирование Познавательных, Коммуникативных, Регулятивных УУД.
| Учитель приветствует класс.
Определяет готовность класса к учебным занятиям.
| Концентрация внимания.
Проверяют готовность рабочего места к учебному занятию.
| Актуализация знаний
Время: 7 мин
| Формирование личностных УУД: действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных ценностей.
Слайд 2
| Рассказ учителя:
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела механики: законы сохранения, которые находят широкое отражение в природе и технике. Мы рассматривали системы тел, в которых координаты и скорости тел непрерывно изменяются с течением времени. Вспомним, какие механические явления мы рассматривали на занятиях?
В системах тел, на которые не действуют внешние силы (такие системы называются замкнутыми) имеются величины, которые при движении тел не изменяются со временем. С такими величинами мы сегодня и познакомимся.
Записывает формулу на доске.
Запишем векторную форму второго закона Ньютона, учитывая, что ускорение равно быстроте изменения скорости:
F=ma ; ; F*t =m*(v2-v1)
F*t =m*v2-m*v1, мы видим, что временная характеристика действия силы связана с изменением величины, равной произведению массы на скорость.
| Рассматривают изучаемый материал с практической точки зрения.
Вспоминают ранее изученный материал. Записывают на доске известные формулы, необходимые для изучения нового материала.
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
| Изучение нового материала
Время: 18 мин
| Цель: Создать условия для активной и продуктивной деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
Формирование Регулятивных УУД: целеполагание, планирование, Познавательных УУД: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Самостоятельная работа с учебником (§ 41 стр. 109) , подготовка опорного конспекта.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Систематизация изучаемого материала с помощью опорного конспекта.
Слайд 3, 4,5,6,7,8
Практическое применение полученных знаний при решении физических задач.
| Учитель объявляет тему урока “Импульс. Закон сохранения импульса”
- Какую цель мы поставим сегодня на урок?
Организует самостоятельную работу с учебником.
Внимательно прочитайте материал учебника и составьте в тетради опорный конспект по новой теме, используя вопросы для составления опорного конспекта. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) - Проверим правильность составления опорного конспекта. Учитель предлагает применить полученные знания на практике, решив задачу.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)
Предлагает устно ответить на вопросы к задаче.
- Какие выводы мы можем сделать, исходя из решения данной задачи? Векторная сумма импульсов тел не изменяется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел.
Внутренние силы не изменяют импульс системы.
Математическая запись: m1v1x + m2v2x = m1u1x + m2u2x
Границы применимости закона сохранения импульса: замкнутая система.
Проблемная задача
Герой книги Э. Распе барон Мюнхгаузен рассказывал: “Схватив себя за косичку, я из всех сил дернул вверх и без особого труда вытащил из болота и себя и своего коня, которого крепко сжал обеими ногами, как щипцами”.
Можно ли таким образом поднять себя?
| Записывают в тетради тему урока. Совместно с учителем формируют цель урока.
Работают самостоятельно с учебником над опорным конспектом.
Анализируют текстовый материал, классифицируют факты.
По очереди зачитывают материал опорного конспекта.
Решают задачу. Предлагают варианты решения.
Анализируя решение задачи, формулируют закон сохранения импульса. Записывают в конспект формулировку закона сохранения импульса, его математическую запись и границы применимости.
Решают проблемную задачу на применение закона сохранения импульса.
| Закрепление нового материала
Время: 9 мин
| Цель: Создать условия для усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Формирование Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Проведение физического опыта. Учащиеся самостоятельно выполняют задания с применением нового материала. Слайд 9, 10 Просмотр и обсуждение видеофильма «Импульс тела».
Слайд 11, 12
.
| Организует работу в группах:
- Рассмотрите самостоятельно упругое взаимодействие тел, при условии, что одно тело до взаимодействия покоилось проведите эксперимент и ответе на вопросы. Первая группа будет работать с подвешенными на нитях металлическими шариками.
Вторая группа – с тележками, равными по массе, между которыми находятся пружина. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3.)
Организует отчет о проведенном физическом опыте.
- Закон сохранения импульса находит широкое отражение в природе и технике.
Организует просмотр и обсуждение видеофильма «Импульс тела». Примером замкнутой системы вдоль горизонтального направления является пушка, из которой производится выстрел. Явление отдачи (отката) орудия при выстреле.
| Работают в группах.
Проводят физический опыт.
Рассматривают взаимодействие тел с точки зрения Закона сохранения импульса
Каждая группа отчитывается о выполненной работе
Просмотр видеофильма. Смотрят видеофрагмент. Анализируют. Выделяют главное. Отвечают на поставленные вопросы. Делают выводы.
| Контроль Время: 2 мин
| Цель: Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.
Формирование Регулятивных УУД: контроль, оценка.
| Задает вопросы по материалу урока.
Что называют импульсом тела?
- Что называют импульсом силы?
- Сформулируйте закон сохранения импульса
Каковы границы применимости законы сохранения импульса?
| Отвечают на вопросы по материалу урока.
| Рефлексия Время: 2 мин
| Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Формирование Регулятивных УУД: коррекция, оценка,
Личностных УУД: действия смыслообразования. Слайд 13,14 Обсуждение урока, подведение итогов.
| Задает вопросы:
Что вы узнали из сегодняшнего урока?
Что понравилось?
Какие, из полученных знаний, считаете наиболее важными? Учитель подводит итоги работы каждого ученика, выставляет оценки,
дает оценку работе класса в целом и отдельным учащимся (активность, адекватность ответов, неординарность работы отдельных учащихся, прилежание, уровень самоорганизации) Сообщает домашнее задание:
Общее: § 41, 42, упр. 8 №2
Индивидуально: подготовка к следующему уроку сообщения по выбору: “История ракетостроения”, “Реактивное движение”, “История космонавтики”, “Использование реактивного движения живыми существами”
| Обобщают полученные знания;
выделяют успешные этапы урока и этапы, которые вызвали затруднения.
Дают оценку своей деятельности на уроке. Записывают домашнее задание в дневник.
Знакомятся с объемом домашнего задания.
Слушают комментарии учителя. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Самостоятельная работа с учебником: § 41, стр. 109 Вопросы для организации самостоятельной работы:
Что называют импульсом тела?
Какая это величина: векторная или скалярная?
Какое направление имеет импульс? (сделайте пояснительный рисунок)
Что называют импульсом силы?
Единица импульса тела [p] = ______;
единица импульса силы [F*t] = ______.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Задача: Рассмотрим упругое взаимодействие двух тел массами m1 и m2, движущихся со скоростями v1 и v2 навстречу друг другу.
До взаимодействия
Запишите импульсы тел до взаимодействия:
______________________________________
______________________________________
Взаимодействие
Что можно сказать о силах и ?
______________________________________
______________________________________
На основании, какого закона?
______________________________________
После взаимодействия
Запишите импульсы тел после взаимодействия
______________________________________
______________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Описание опыта 1.
Два шарика подвешены на нитях. Один из них отводят на некоторый угол и отпускают.
Вопросы:
Какую физическую систему мы выбирает для изучения?
Как направлен импульс первого шарика в момент удара о второй шарик?
Каков импульс второго шарика после соударения?
На какой угол отклонится второй шарик после взаимодействия?
Выполняется ли закон сохранения импульса?
Описание опыта 2.
Закон сохранения импульса можно подтвердить с помощью опыта с тележками. Между двумя одинаковыми покоящимися тележками находится сжатая пружина. После пережигания нити, стягивающей пружину, тележки начинают двигаться в противоположные стороны.
Вопросы:
Какую физическую систему мы выбирает для изучения?
Сравните скорости тележек.
Какой импульс каждой тележки?
Чему равно изменение импульса системы тел, состоящих из двух тележек?
Выполняется ли закон сохранения импульса?
|