Скачать 28.55 Kb.
|
Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Постановка учителем актуальности темы. 3. Проверка знаний учащимися законов фотоэффекта. 4. Проверка домашней работы. 5. Решение задач. 6. Самостоятельная работа. 7. Подведение итогов. 8. Задание на дом. Необходимое техническое оборудование: компьютер, ПО, мультимедийный проектор, экран, ЭОР. Ход урока Постановка учителем актуальности темы. В предыдущем разделе были рассмотрены трудности, возникшие при описании движения тел с релятивистскими скоростями, и показаны пути решения этой проблемы. Однако это была не единственная проблема, с которой столкнулось физика в начале XX века. Оказалось, что на основе законов классической физики невозможно объяснить строение атома, происхождение линейчатых спектров, закономерности испускания и поглощения электромагнитного излучения нагретыми телами, явления фотоэффекта, люминесценции и т.п. Все это вместе создало ситуацию, которая была названа кризисом классической физики. Разрешить этот кризис удалось путем создания теории относительности и квантовой теории – двух фундаментальных теорий, возникших в начале XX века. Исторически квантовая теория возникла в процессе установления закономерностей теплового излучения, которые мы рассматривали на предыдущих уроках. Проверка знаний учащимися законов. Учащиеся четко, с комментарием формулируют по памяти законы фотоэффекта и фотохимические законы. Законы фотоэффекта1. максимальная начальная скорость фотоэлектронов определяется частотой света и не зависит от его интенсивности; 2. для каждого вещества существует красная граница фотоэффекта, т.е. наименьшая частота света, при которой ещё возможен внешний фотоэффект; 3. число фотоэлектронов, вырываемых из катода за 1 с (фототок насыщения), прямо пропорционально интенсивности света Законы фотохимические1. Каждый поглощенный веществом фотон вызывает превращение одной молекулы. 2. Молекула вступает в фотохимическую реакцию под действием фотона лишь в том случае, когда энергия фотона не меньше определенного значения, необходимого для разрыва молекулярных связей. Данные законы формулируют 5-6 учащихся класса. Проверка домашней работы № 58.3, №58.4, №58.5, № 61.1, № 61.2 по учебнику физика –11 класс под редакцией А.А. Пинского. Данный учебник используется при сетевом и дистанционном обучении учащихся. Три ученика решение данных задач до урока готовят на классной доске. Самостоятельная работа Учащимся предложены 2 варианта работы. Работа выполняется по заданиям А23, А25 с варианта 1 по вариант 10 заданий проверочных работ ЕГЭ по физике ФИПИ 2011,2012 г. Учащиеся вносят ответы в бланк ответов. 2 учащихся работают в это время у доски с закрытыми «крыльями». Задание, вызвавшие затруднения, комментирует учитель. Работа выполняется на скорость. Пример задания: А23, А25 А23. Длина волны, соответствующая красной границы фотоэффекта равна 800 нм. Если при облучении фотокатода лучами с определенной длиной, то волны кинетическая энергия выбитых электронов оказалась в три раза больше работы выхода, то длина волны равна 1) 200 нм 2) 267 нм 3) 400 нм 4) 1600 нм 5) 2400нм А25. Если в среде с показателем преломления n = 1,5 длина волны излучения равна 500 нм, то энергия фотона равна. 1) 1,66 эВ 2) 2,47 эВ 3) 3,22 эВ 4) 4,70 эВ 5) 4,95 эВ Доклады учащихся Двое учащихся делают 3-4х минутные сообщения на темы: 1. Фотоэлементы. Применение фотоэффекта. 2. Люминесценция. Применение люминесценции. При подготовке докладов используется материал ЭОР по адресам: 1. http://fcior.edu.ru/card/24507/pirometr-spektralnogo-otnosheniya-s-fotoelementom-trenazher.html 2. http://fcior.edu.ru/card/24766/kondensacionnyy-gigrometr-trenazher.html 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6dd7f394-e992-ef7c-afde-6d96589ba3ab/?fullView=1&from=&interface=electronic&rubric_id[]=23587 Задания на дом: Параграф 87-82, А25 (В1 – В5) по вариантам ФИПИ ЕГЭ по физике 2012 г. Итог урока Объявление оценок. Сообщение о важности данной темы при изучении физики атома. |