Скачать 69.34 Kb.
|
План- конспект урока по теме : «Предельные одноатомные спирты: свойства и применение» ( раздел «Кислородсодержащие органические вещества», 10 класс , курс «Органическая химия») Цель урока : Изучение химических свойств, областей применения предельных одноатомных спиртов. Задачи урока :
Оборудование и реактивы : компьютер с установленной программой «Уроки химии Кирилла и Мефодия» и презентацией к уроку, спиртовка, этанол, пробирки, медная проволока, спички. Ход урока.
У: В газете «Аргументы и факты» от 28 ноября этого года пишут: «Новогодних каникул во многих российских семьях ждут с содроганием, если не сказать – с ужасом. Пока не все могут уезжать на праздники на горнолыжные курорты … Но все могут позволить себе «немного» выпить. И кто-то после этого уже не остановится никогда, как бы не повышались цены на главный русский продукт – водку». Догадались, о каких соединениях сегодня пойдет речь? У : Какие ассоциации возникают с понятием «одноатомные спирты»? Составление кластера Растворитель радикал от предельного углеводорода группа ОН Алкоголь окисление Бутадиен первичные Каучук вторичные третичные Пред. одн. спирты Этилен горение Полиэтилен водородные связи У : Попробуем объединить названные понятия по группам. На основании ответов учащихся составляем схему: Состав молекул - Взаимное влияние атомов в молекуле - порядок соединения атомов в молекуле - строение - свойства - применение У : сегодня на уроке конкретными примерами мы постараемся подтвердить эту зависимость. Кроме этого :
2 Стадия - ОсмыслениеУ :Как только изменяется качественный и количественный состав молекулы, порядок соединения атомов в ней, сразу же происходит перераспределение электронной плотности, поэтому одни связи становятся более прочными, а другие – более слабыми, изменяются активность и свойства вещества. В центре доски : R - OH Далее учащиеся работают в группах. Задание для группы 1: Покажите в молекуле этанола распределение электронной плотности. Задание для группы 2 : Обозначьте наиболее реакционноспособные зоны в молекуле спирта Задание для группы 3: Определите место спирта в ряду других веществ, содержащих ОН группу, расположив их в порядке увеличения кислотности. Задание для группы 4 : Сравните подвижность атома водорода в молекуле этанола и в молекуле 2 хлорэтанола –1 После выступления групп – возврат к кластеру - Что определяет свойства спиртов? Какие реакции характерны?( Предельным одноатомным спиртам характерны реакции замещения, отщепления, окисления, дегидрирования). Задание всем : Начертите в тетради таблицу, в которой будут отражены химические свойства спиртов( слайд):
Задание по группам. Каждая группа должна прочитать текст на стр 143-145 учебника , выписать уравнения реакций, относящиеся только к своему столбику и попытаться ответить на вопросы , обозначенные в своем столбике. Ответы учащихся сопровождаются видеоопытами и лабораторным опытом ( спирт + нагретая медная проволока), который проделывает 4 группа. По ходу выступления каждой группы, задается один и тот же вопрос: Как вы думаете, где могут применяться продукты данных реакций? Возврат к кластеру : Как химические свойства спиртов связаны с областями их применения ? 3 Стадия: РефлексияУ : У меня в руках каталог продукции нашего ОАО «Салаватнефтеоргсинтез». На заводе спиртов получают бутиловый и изобутиловый спирты. Попытайтесь написать уравнения реакций , характерные бутанолу, а дома – изобутанолу. У :О губительном действии алкоголя вы не раз слышали. К нашему уроку я попросила подготовиться ваших одноклассников . Давайте их послушаем. Рассказ о губительном воздействии алкоголя на организм человека сопровождается лабораторным опытом : Цель опыта: убедить учащихся, что спирт денатурирует белки, необратимо нарушает их структуру и свойства. Ход опыта: в 2 пробирки налейте по 2 мл яичного белка. В одну добавить 8 мл воды, в другую – столько же этанола. В первой пробирке белок растворяется, хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции. .Выступления учащихся. Издревле человеку известно большое число ядовитых веществ, все они отличаются пи силе воздействия на организм. Среди них выделяется вещество, которое известно в медицине как сильный протоплазматический яд, – это этиловый спирт. Смертность от алкоголизма превышает число смертельных случаев, вызываемых всеми инфекционными заболеваниями вместе взятыми. Обжигая слизистую оболочку полости рта, глотки, пищевода, он поступает в желудочно-кишечный тракт. В отличие от многих других веществ спирт быстро и полностью всасывается в желудке. Легко преодолевая биологические мембраны, примерно через час он достигает максимальной концентрации в крови. Молекулы спирта быстро проникают через биологические мембраны в кровь по сравнению с молекулами воды. Беспрепятственно преодолеть биологические мембраны молекулам этилового спирта позволяют их малый размер, слабая поляризация, образование водородных связей с молекулами воды, хорошая растворимость спирта в жирах. Быстро всасываясь в кровь, хорошо растворяясь в межклеточной жидкости, спирт поступает во все клетки организма. Учеными установлено, что, нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении 100 г пива погибает около 3000 клеток мозга, 100 г вина – 500, 100 г водки – 7500, соприкосновение эритроцитов с молекулами спирта приводит к свертыванию кровяных клеток. В печени происходит обезвреживание ядовитых веществ, поступивших в кровь. Этот орган врачи называют мишенью для алкоголя, так как 90 % этанола обезвреживается именно в нем. В печени происходят химические процессы окисления этилового спирта. Этапы процесса окисления спирта: Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не превышает 20 г. Если же доза превышена, то в организме накапливаются промежуточные продукты распада. Это приводит к целому ряду побочных отрицательных эффектов: повышенному образованию жира и накоплению его в клетках печени; накоплению пероксидных соединений, способных разрушать клеточные мембраны, в результате чего содержимое клеток вытекает через образовавшиеся поры; весьма нежелательным явлениям, совокупность которых приводит к разрушению печени - циррозу. Уксусный альдегид в 30 раз токсичнее этилового спирта. Кроме того, в результате различных биохимических реакций в тканях и органах, в том числе в головном мозге, возможно образование тетрагидропапаверолина, структура и свойства которого напоминают широко известные наркотики психотропного действия – морфин и канабинол. Врачи доказали, что возникновение мутаций и различных уродств у эмбрионов вызывает именно уксусный альдегид. Уксусная кислота усиливает синтез жирных кислот и приводит к жировому перерождению печени. Изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос изменения их токсичности в гомологическом ряду одноатомных спиртов. С увеличением молекулярной массы молекул веществ возрастают их наркотические свойства. Если сравнить этиловый и пентиловый спирты, то молекулярная масса последнего больше в 2 раза, а токсичность – в 20 раз. Спирты, содержащие три- пять атомов углерода, образуют так называемые сивушные масла, наличие которых в спиртных напитках увеличивает их ядовитые свойства. В этом ряду исключение составляет метанол - сильнейший яд. При попадании в организм 1-2 чайных ложек его поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу. Опасность усиливается из-за сходства метилового спирта с этиловым спиртом по свойствам, внешнему виду, запаху. У: Наш урок я бы хотела закончить стихами С. Острового: Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход. И четыре в нем времени года. И особый в нем музыки ход. И особое таинство цвета, То с жестоким, то с добрым огнем. Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождем. Все вместил в себя. Версты и время. И от атомных бурь он ослеп. Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб. И какая в нем брезжит погода? Сколько в нем одиночества? Встреч? Человек – он ведь тоже природа… Так давайте природу беречь! |