Скачать 71.49 Kb.
|
Тема: «Работа и мощность электрического тока».Цели урока: Образовательные: Учащиеся знакомятся с понятиями работа и мощность электрического тока, единицами их измерения. Учатся рассчитывать работу и мощность электрического тока. Учащиеся приобретают умения проводить расчеты стоимости электроэнергии, потребляемой в быту. Развивающие: развитие логического мышления и аналитических способностей учащихся: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. Воспитательные: затрагивается проблема экономии электроэнергии и её решение. Тип урока: комбинированный. Оборудование: мультимедиа – проектор. План урока:
Ход урока. Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня дежурный? (дежурный встает). Кто отсутствует? (дежурный называет отсутствующих, учитель отмечает в журнале). На прошлом уроке мы с вами выполняли контрольную работу по теме «Электрический ток. Закон Ома», знакомлю с результатами, обозначаю основные проблемы в решении задач. А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего сегодняшнего урока «Работа и мощность электрического тока». Записываю тему урока на доске. Ребята, давайте вспомним, что такое электрический ток? Ученик : Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц. Учитель : Отлично! А совершается какая-либо работа в этом процессе? Ученик : Да, работу совершают силы электрического поля, которые действуют на заряды и перемещают их. Учитель : Правильно! Так вот, эту работу электрического поля будем называть работой тока. Учитель : Хорошо, а давайте подумаем, от чего может зависеть работа тока? Ученик : высказывают свои мнения Учитель : Прекрасно. А теперь скажите мне ,пожалуйста, определение и формулу для расчета электрического напряжения ? Ученик: Напряжением называется физическая величина, равная отношению работы электрического поля по перемещению заряда из точки к самому этому заряду. И записывается это формулой U = Aэл.. / q. Учитель : Правильно! ( записываю формулу на доске, ученики в тетрадях). А в чем измеряется это самое напряжение? Ученик : Напряжение измеряется в Вольтах . Учитель : Хорошо. (Записываю наименование на доске, ученики в тетрадях). А что скажете про силу тока? Ученик : Сила тока – это физическая величина, равная отношению заряда(q), проходящего через поперечное сечение проводника за время (t), к этому времени и записывается формулой I = q / t. Измеряется в Амперах Учитель : Превосходно ( записываю формулу и наименование на доске, ученики пишут в тетрадях) Итак, цель нашего сегодняшнего урока – познакомиться с физическими величинами работа и мощность электрического тока, усвоить основные формулы, узнать от чего зависит работа и мощность электрического тока, научиться решать задачи. Ранее мы сказали, что за работу тока мы будем принимать работу электрического поля, посмотрите на доску и скажите, можем ли из какой-нибудь формулы выразить эту самую работу электрического поля? Ученик : Да, из формулы напряжения. Она будет равна Aэл.. = Uq. Учитель : Правильно. (Записываю на доске, ученики в тетрадях) .Чтобы выразить величину заряда, воспользуемся определением силы тока Ученик : Из формулы силы тока заряд будет выражаться как q= It. Учитель : Здорово ( Записываю на доске, ученики в тетрадях). Теперь давайте в формулу для работы Aэл. = Uq подставим q= It.Что у нас получается? Ученик : То, что работа электрического поля будет равна (Aэл.п = UIt) произведению напряжения на силу тока и на время, в течение которого эта работа совершалась. Учитель : Хорошо (записываю на доске, ученики в тетрадях). Для подсчета этой работы используют электрические счетчики, они заменяют нам одновременно и вольтметр, и амперметр, и секундомер. Эти счетчики есть у каждого из вас дома. Ребята, смотрите, мы можем ведь из полученной формулы выразить напряжение и силу тока из закона Ома ( U = IR , I = U/R), и тогда работа электрического поля будет равна Aэл.п = I 2Rt и Aэл.п = U2t/R. (Одновременно говорю и пишу на доске полученные формулы, ученики пишут в тетрадях) А теперь давайте посмотрим, в чем же измеряется работа тока – [A] = Дж/Кл * Кл/c*c = ВАс = Дж. (пишу на доске, ученики записывают в тетрадях) Из прошлой лабораторной работы вы знаете, что при совершении током работы, проводник нагревается. Давайте посмотрим видео-анимацию, которая поможет нам разобраться, почему это происходит ( Диск «Физика 7-11 класс. Библиотека наглядных пособий 1С», образовательный комплекс «Дрофа», видео-анимация «Движение электронов в кристаллическом проводнике» ). И в 1841 году английский ученый Джеймс Джоуль и наш русский ученый Эмилий Ленц независимо друг от друга опытным путем установили, что количество теплоты, которое выделяется в проводнике за время t, можно найти по формуле Q = I2Rt. Если единственным действием тока является тепловое, то согласно закону сохранения энергии Q = Aэл.. Ну а теперь, для закрепления, давайте решим задачу. (Вызываю к доске ученика, читаю условие задачи, все слушают. Начинаю читать условие второй раз, обращая внимание на главные моменты.) Задача. Определите работу силы тока в электрической лампе, включенной на 10 минут в сеть напряжением 220 В, если сила тока 0,5 А? Дано : Решение : I = 0,5 A А = UIt U = 220 B [A] = ВАс = Дж T= 10 мин = 600 с А = 220 * 0,5 * 600 = 66000 Дж А - ? Ответ : Работа силы тока в электрической лампе, включенной на 10 минут в сеть напряжением 220 В равна 66000 Дж. Учитель : Отлично. Мы узнали, что такое работа электрического тока и познакомились с основными формулами. Но ведь нам нужно ещё разобраться, что же такое мощность электрического тока, продолжим. Скажите определение мощности ? Ученик : Мощность – это отношение работы ко времени, в течение которого эта работа совершалась. P = А/t. Учитель : Правильно. Мы с вами только что изучили основные формулы для работы тока, какие? Ученик : Aэл = I 2Rt , Aэл = U2t/R, Aэл.= UIt Учитель : Замечательно! А теперь давайте в формулу мощности вместо работы подставим соответствующие ей формулы, что тогда мы получим? Ученик : P =UI, P = I2R, P = U2/R (записываю на доске, ученики в тетрадях) Учитель : Хорошо, а измеряется мощность в Ваттах. [Р] = Дж/с =Вт ( записываю на доске) Часто используется такая единица работы, как киловатт-час. [А] = кВт*ч = 1000 Вт *3600 с =3,6 * 106 Дж Наши счетчики, о которых мы говорили ранее, дают показания в кВт*ч. Ежемесячно мы платим за электроэнергию, чтобы узнать какую сумму необходимо заплатить, нам понадобится тариф электроэнергии. Сейчас он равен S0 = 2,56 руб/кВт*ч, тогда сумма, которую необходимо заплатить можно найти по формуле S = S0A. [S] = руб/кВт*ч *( кВт*ч) = руб. Давайте решим небольшую задачу(Вызываю к доске ученика, читаю условие задачи, все слушают. Начинаю читать условие второй раз, обращая внимание на главные моменты. ) Задача. В паспорте электродвигателя швейной машинки написано «220 В, 0,5 А».Чему равна мощность тока, потребляемая двигателем? Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за месяц работы этой машинки, если в день она работает по 2 часа? Дано : Решение : U = 220 B P = UI I = 0,5 A [P] = ВА = Вт t = 2 ч P = 220 * 0,5 = 110 Вт =0,11кВт N = 30 S = S0A S0 = 2,56 руб/кВт*ч [S] = руб/кВт*ч *( кВт*ч) = руб. P - ? A = Pt => S =S0Pt, где S -? S = 2,56 * 0,11 *60 = 16,90 руб. Ответ : мощность тока, потребляемая двигателем равна 110 Вт Сумма, которую нужно заплатить за месяц, равна 16,90 рубля. Учитель : Ребята, смотрите, мы только за одну машинку швейную заплатим почти 17 рублей. А ведь у нас работают компьютеры, телевизоры, люстры и порой мы их не выключаем, то есть работают без надобности. И в конце месяца приходится платить большие суммы за электроэнергию. Поэтому нужно учиться экономить электроэнергию! Как мы можем это сделать? Ученик : высказывает своё мнение Учитель : Отлично. Пора подводить итоги, сегодня мы с вами познакомились с такими понятиями, как работа и мощность электрического тока, вывели и записали основные формулы, научились решать задачи, а также поговорили об экономии электроэнергии, что не малозначимо для нашей жизни. Открываем дневники и записываем домашнее задание : §15, пункты 1,2,3 ; задачи 10,14,15. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Смоленский государственный университет» Конспект урока физики на тему «Магнитные взаимодействия. Действие магнитного поля на ток». Проведено студентом 4 курса Специальности физика-информатика Факультета ФМФ Ревяко Дмитрием Юрьевичем В 8 «Б» классе МОУСОШ №27 Учитель-предметник: Кондрашенкова Н.Н. Руководитель: Царенко В.И. Смоленск 2013 |