Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Первомайское
Стерлитамакского района Республики Башкортостан
Разработка урока по физике в 8 классе Тема «Объяснение электрических явлений»
Разработал и провел: учитель физики
Горин Вячеслав Юрьевич
2009 г.
Тема: Объяснение электрических явлений Цель: раскрыть и отработать на уроке понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрического заряда, электрическое поле, проводники и непроводники электричества, нейтральные и заряженные тела, действие электрического поля на электрические заряды, элементарные частицы. Тип урока: комбинированный. Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, проделывать эксперименты, анализировать, культура речи. Оборудование: эбонитовая и стеклянная палочки, шелк, полиэтилен, шерсть, два электрометра, проводник на изолирующей ручке, штатив на изолирующей подставке, фольга, компьютер, диапроектор, экран. Ход урока: 1. Мотивационный этап Сегодня на уроке мы должны дать объяснение ранее рассмотренным электрическим явлениям, опираясь на полученные знания. Данный урок является обобщающим по теме «Электрические явления». Мы должны с вами ответить на следующие фундаментальные вопросы:
Почему в обычном состоянии тела нейтральны ?
В каких случаях тела обладают отрицательным (положительным) зарядом ?
Объяснить процесс электризации тел.
Почему проводники проводят заряд, а диэлектрики не проводят ?
Почему заряженные тела притягивают к себе нейтральные тела ?
(Данные вопросы акцентируются с помощью проектора на экране)
2. Этап актуализации знаний Для ответа на данные вопросы необходимо повторить, знания
полученные на предыдущих уроках:
Электризация – процесс сообщения телу заряда, в результате которого тела приобретают способность взаимодействовать.
Способы электризации – а) натиранием тел; б) прикосновением к телу каким-либо заряженным телом; в) влиянием на расстоянии через заряженное тело. (демонстрация учеником)
Заряд – физическая величина, характеризующая способность тел к электрическому взаимодействию.
Виды зарядов и характер их взаимодействия – положительный и отрицательный; одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются.
Как получить положительный и отрицательный заряды? – стекло о шелк (+), эбонит о шерсть (-).
(демонстрация учеником о характере взаимодействия зарядов)
Назначение электроскопа и электрометра – обнаружить и измерить электрический заряд. (демонстрация учеником по обнаружению заряда)
Проводники (непроводники)- тела, через которые может проходить электрический заряд. (демонстрация учеником)
Каким образом взаимодействуют заряды ?- на расстоянии, посредством электрического поля.
Что такое электрическое поле ? – особый вид материи, отличающийся от вещества.
Свойства электрического поля- а) ослабевает с расстоянием от заряженного тела; б) можно обнаружить по его действию на заряженное тело. (демонстрация учеником по обнаружению поля)
Каким образом было раскрыто происхождение электрического заряда? – в опыте Иоффе – Миллекена, при делении заряда на мельчайших частицах, был обнаружен наименьший заряд в природе, носителем которого является частица, названная электроном. (демонстрация учеником деления заряда с помощью электрометра)
Каково строение атома ? – в центре атома находится ядро, состоящее из протонов и нейтронов, а вокруг ядра движутся электроны. (иллюстрация модели атома через проектор).
Описать частицы атома – электрон – частица, являющаяся носителем наименьшего отрицательного заряда (может отрываться от атома), протон - являющаяся носителем наименьшего положительного заряда (не отделим от атома), нейтрон – нейтральная частица.
Почему атом в обычном состоянии нейтрален? – число протонов равно числу электронов, поэтому их общий заряд равен нулю.
Отрицательный ион (положительный ион)- атом с избытком электронов (атом с недостатком электронов). (иллюстрация моделей ионов через проектор).
Примеры электризации в быту и природе – молния, волосы притягиваются к расческе, электризация синтетической одежды, к корпусу бензовоза прикрепляют цепь для снятия статического заряда.
3. Этап «создания» нового знания - Работа в группах (поиск на поставленные в начале урока вопросы, с использованием учебника)
- Обоснованные ответы учащихся с последующим составлением опорных конспектов с использованием наглядностей через проектор. (см приложение) 4. Этап закрепления и контроля знаний
(самостоятельная работа по задачнику Лукашика) Вариант 1 стр. 108 № 940, 945, 958, 977, 989
Вариант 2 стр. 108 № 941, 944, 962, 980, 979. 5. Итоги урока. 6. Домашнее задание а) Экспериментальное задание – изготовить электроскоп
б) Подготовиться к проверочной работе по материалу § 25 – 31. |