ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Свободное падение тел.
Ускорение свободного падения.
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
|
Василенко Николай Иванович
|
| Место работы
| с. Поспелиха, МОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа», Алтайский край.
|
| Должность
| Учитель физики
|
| Предмет
| Физика
|
| Класс
| 9
|
| Тема и номер урока в теме
| Урок №15 главы «Законы взаимодействия и движения тел».
|
| Базовый учебник
| Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа.2004.256 с.
| Цель урока: Сформировать понятие свободное падение, добиться усвоения представления о свободном падении как о равноускоренном движении; продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы.
Задачи:
- обучающие: формировать у учащихся понятия о свободном падении тел через проведение исследований, показывающих несоответствие их житейского опыта и научных знаний;
-развивающие: развивать умение ребят логично и аргументировано доказывать правоту своих суждений;
-воспитательные: создавать условия для воспитания у ребят толерантности, чувства такта при обсуждении поставленной проблемы.
Тип урока: урок – введение нового материала с использованием ЭОР при ведущей роли учителя.
Формы работы учащихся: наблюдение, отбор фактов, постановка к ним вопросов, определение главного вопроса, построение модели (словесное описание), наблюдаемого явления, формулировка выводов по основному вопросу.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, компьютерный измерительный блок с набором датчиков по механике L-медио, трубка Ньютона, тетрадь, учебник, доска (длиной 2,3м), стальной шарик, электронный секундомер.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
| Организационный
момент.
Актуализация опорных знаний, важных для получения новых знаний.
Организация усвоения новых знаний
Первичное закрепление материала
Применение полученных знаний в новых ситуациях
Закрепление полученных знаний и умений.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание
|
1
2.
2.
3.
| Какие вопросы у вас возникли при выполнении домашней работы?
Какие характеристики движения мы определяли?
Давайте еще раз вспомним формулы, позволяющие находить эти характеристики.
Как вы понимаете фразу : равноперемен- ное движение?
Каким оно может быть?
Вы сможете привести пример равнопремен- ного движения в реальных условиях?
Сегодня мы познакомимся с самым настоящим равнопере- менным движением- это свободное падение тел.
Как вы понимаете свободное падение тел?
А всегда ли явно просматриваются помехи движению? Обратимся к наблюдениям. У меня в руках книга и тетрадь. Как вы думаете, что быстрее упадет: тетрадь или книга?
А почему книга упадет быстрее? Такого же мнения придерживался и Аристотель, древнегреческий ученый, то есть люди издревле считали, что чем больше масса тела, брошенного с высоты, тем больше изменяется его скорость, и оно быстрее достигнет земли.
Теперь я изменяю со - держание опыта, кладу тетрадь на книгу и бросаю.
Что наблюдаем? Так почему же в этом случае книга и тетрадь упали одновременно? Какой вывод можно сделать? К такому же выводу пришел итальянский ученый Г.Галилей, который, чтобы доказать правильность своих выводов, демонстрировал опыты на «падающей» башне в г. Пиза.
Как можно создать одинаковость условий для падения тетради и книги?
Проверим эксперимен- том.( Опыт с трубкой Ньютона). Можно назвать падение тел в трубке свободным?
Дайте определение свободного падения Вследствие чего тело падает на Землю?
Как тело движется под действием этой силы?
Каково оно для всех тел, падавших в трубке?
Это ускорение назвали ускорением свободного падения. Рассчитаем его значе- ние. Но в реальных условиях провести такой эксперимент сложно. Обратимся к медиаресурсам.
Рассмотрим интерак – тивное задание свободного падения. Обратимся к графику. Между какими параметрами установ – лена связь?
(Разбираем, как можно рассчитать ускорение, и рассчитываем).
Что двигалось в нашей задаче?
Стало быть, ускорение свободного падения будет одинаковым для любого тела, свободно падающего. Тогда формулы, характеризу- ющие свободное падение будут иметь вид (соотношу формулы равнопеременного движения и свободного падения). Каково же будет ускорение тела, падающего в воздухе?
Давайте убедимся на опыте. На доске собрана установка, позволяющее это сделать (L-медио).
(время падения пластины с высоты 0,55 м берем среднее по трем измерениям).
Поясните полученный результат.
А если я буду ронять вот этот стальной шар с высоты, то каково его будет ускорение падения?
Давайте проверим.
Опыт: у стены доска, длиной 2,3 м . Трижды измеряем с помощью электронного секундо- мера время падения) Расчеты выполните дома.
А теперь вновь вернемся к интерактив- ному заданию (стробоскопическая фотография свободно – го падения сначала вверх, затем вниз).
Что здесь отражено?
Каково время движе- ния туда и обратно?
Каковы начальная и конечная скорости на всем пути движения?
Каковы будут ускорения тел при движении туда и обратно?
Изобразим схематично в тетради: по оси координат ОУ – движение вниз, рядом- движение вверх; с указанием стрелками направления скорости, ускорения, перемещен.
Для закрепления изученного материала вам предлагается выполнить тестовые задания. На их выполнение-10 мин.
Так какие новые понятия были введены сегодня на уроке?
Тело брошено верти - кально вниз-1 вариант, вверх- 2 вариант. Схематично изобразить движение с указанием направлений вектор- ных величин и формул для их расчета.
Учебник Физика,9 класс. П13,14,вопросы.
Упр.13.(1,2), дорешать экспериментальную задачу.
| Траектория, перемещение, пройденный путь, координата, скорость, ускорение.
Записывают в тетради и на доске. Движение с постоянным ускорением
Равноускоренным и равнозамедленным. Дети затрудняются.
Записывают тему урока в тетрадь. Когда движуще- муся телу ничто не мешает.
Да.
Книга. Она тяжелее.
Они упали одновременно.
На тетрадь и книгу действие воздуха одинаковое. Падение тел не за- висит от массы тел, либо, при падении тетради отсутствовало сопротивление воздуха.
Убрать воздух.
Да.
Учащиеся формулируют
определение.
Силы притяжения Земли. С ускорением.
Одинаковое.
Перемещение и время падения. Выполняют расчет в тетради самостоятельно.
Произвольное тело. Записывают формулы свободного падения напротив соответствующих формул равнопре – менного движения
Меньше 9,8 м/c2
Рассчитывают значение ускорения.
g = 9,73 м/c2
полученное значе- ние ускорения немного меньше табличного, так как на пластину действовала незна- чительная сила сопротивления воздуха. Оно будет еще больше отличатся от табличного.
Записывают в тетрадь исходные данные для расчета ускорения падения шарика.
Тело свободно движется сначала вверх, затем вниз. Одинаковое.
Одинаковые.
Одинаковые, но отличаются знаком, +, --.
Делают опорный конспект свободного падения тела вверх – вниз.
Выполняют работу.
Свободное падение, ускорение свобод - ного падения, формулы нахождения скорости, ускоре- ния и перемеще- ния при свободном падении. Записывают в тетради. Слушают пояснения и записывают домашнее задание.
| 1
2
15
9
5
10 2
1
|
Приложение к плану-конспекту урока
Свободное падение тел
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| Интерактивное задание.
| И - типа
| модель
| ..\64029.oms
| 2.
| Компьютерный измерительный блок L-медио.
| П - типа
| фотография
| к уроку свободное падение тел.JPG
| 3.
| Тест к уроку «свободное падение тел».
| К - типа
| Тестовые задания
| ../68270.oms
| |