Скачать 64.68 Kb.
|
Использование интерактивных средств обучения на уроках физики. Шакирьянова Евгения Викторовна, учитель физики МБОУ СОШ № 132 На чем только люди не писали, и каких методов не применяли за всю историю человечества, пытаясь объяснить друг другу законы мироздания и воспитания нового поколения: и на песке, и на скалах, на глиняных плитах и вощеных дощечках. Наконец, появилась меловая доска. Она помогла расширить коммуникацию, т. е. смысловой аспект взаимодействия, сделать ее массовой, позволила преподавателям и ученикам вырабатывать новые стратегии поиска, раскрывая их творческий потенциал. Доска стала окном в мир знаний и воспитания. Со временем и обычная школьная доска изменилась: она стала шире, изменился цвет. Даже писать на ней стали по-другому: сначала — цветными мелками, а затем — фломастерами. На доске начали демонстрировать диафильмы, слайды, учебные фильмы. Чем больше возможностей появлялось у доски, тем легче и увлекательнее становилось учиться. Процесс обучения перестал быть однообразным и скучным. Возникли технологии, в которых учитель оставался за кадром, а ученик доходил до всего сам. Компьютеры и проекторы, однако, решают только часть задачи. Психологи рекомендуют задействовать в обучении все основные сенсорные системы человека — визуальную, аудиальную и кинестетическую (телесную). Последняя имеет особое значение, именно с ней связаны такое явление, как моторная память, и возможность довести навыки до автоматизма, т. е. перевести на уровень подсознания. Нельзя, например, чисто умозрительно научиться ездить на велосипеде: никакое глубокое обучение невозможно без включения телесного восприятия и моторики. Здесь, к счастью, нам на помощь приходят такие устройства, как интерактивные доски. Применение интерактивных досок в сфере физического образования открывает множество дополнительных возможностей. Можно сделать процесс обучения физике значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствуют красочные, логично структурированные обучающие программы по физике: «Открытая физика», «Библиотека наглядных пособий. Физика», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики», позволяющие моделировать опыты и эксперименты, а также возможности тестирования аудитории с моментальным выводом на доску полученных результатов, демонстрации тематических видеоматериалов и многие другие полезные функции интерактивных досок. Обычно веду работу на доске в двух режимах: интерактивный и режим Office. В интерактивном режиме компьютером можно управлять прямо с поверхности доски с помощью электронных маркеров. В этом режиме доска превращается то в координатную сетку, то в космическое пространство, то в подводный мир, в зависимости от тематики задач, которые мы решаем на ней. Координатная сетка помогает быстро, с применением различных цветов показать сложение векторных величин, строить графики и отмечать их преобразования. Предлагая различные задачи, например, о движении и взаимодействии тел, подбираю фон из реальных объектов совершающих эти движения, что вызывает больший интерес у обучающихся при решении задач. При решении задач на закон всемирного тяготения фоном можно сделать планеты и другие космические объекты. При отработке навыков решения задач удобно использовать замечательный инструмент Шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски можно поместить план решения задачи, которым должны пользоваться обучающиеся и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы ученики могли сверить своё решение с решением учителя и т. д. При выполнении тестов эта функция доски также может быть использована для скрытия правильных ответов и последующей их проверки. Во время объяснения по заранее подготовленному конспекту можно путешествовать с помощью инструмента Прожектор, который затемняет неважный в данную минуту материал и высвечивает на доске именно тот участок, который должен привлечь внимание учеников. При объяснении материала, иногда требуется вернуться к началу или середине своего объяснения, ведь могут возникнуть различные ситуации: что-то забыли, кто-то прослушал, кто-то не успел дописать. На обычной доске предугадать такой возврат бывает трудно, интерактивная доска позволяет быстро вернуться к тому месту, которое вызвало затруднение или непонимание материала, т. к. все записи на ней сохраняются. Кроме того, при подготовке конспектов занятий можно сделать ссылки на другие файлы (Word, Excel, PowerPoint), звуковые файлы, видео-файлы, конспекты предыдущих занятий и даже на Интернет страницу. При работе в режиме Office доска позволяет работать с документами MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Например, при проверке домашнего задания, где необходимо было показать на рисунке направление тока или силы, удобно отсканированный рисунок вместе с заданием поместить в MS PowerPoint, а затем на занятии, не затрачивая времени на воспроизведение условия и рисунка, попросить учеников показать выполнение домашнего задания. Таких слайдов можно сделать несколько и соответственно вызвать несколько учеников для проверки домашнего задания. Все изменения, произведённые в этом режиме, сохраняются в исходном документе, поэтому работы можно проверить после занятия. Домашние задания, выполненные в этих программах, также легко проверяются и обозреваются всем классом. С помощью компьютерных анимаций можно показывать схемы процессов, объяснение протекания которых связано со знанием структуры вещества на атомно-молекулярном (давление газов, протекание тока, ядерные реакции) или планетарном уровне (образование ветров, магнитное поле Земли, солнечное затмение). Кроме того, их удобно использовать для демонстрации в динамике принципов действия технических устройств (насос, множительный аппарат, двигатель и т. д.), в которых невозможно увидеть процесс в ходе работы механизма. Анимации призваны облегчить введение абстрактных понятий, физических величин, которые связаны с изменением какого-либо параметра во времени (движение относительно разных систем отсчета, ускорение как изменение вектора скорости, правило буравчика и т.д.) При работе с интерактивной доской я использую компьютерные интерактивные модели и виртуальные лаборатории, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов. Для более эффективного усвоения материала можно использовать фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений. Также можно использовать рисунки, которые являются статичными иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т. п., диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязь различных физических параметров объектов. Как правило, интерактивную доску использую на всех этапах урока, Основными формами моей деятельности при создании электронной презентации является:
Основные способы использования интерактивной доски на моих уроках:
Из всего вышесказанного следует: ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой ученикам в рамках обучения информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в преподавании точных наук. С помощью интерактивных досок, либо приборов, подобных им, без привлечения больших финансовых, а также временных затрат, вполне возможно решить эти и многие другие проблемы. Решения на базе подобного оборудования помогают использовать выделенное для проведения обучения время максимально эффективно и увеличить эффективность образования в целом. Использование интерактивной доски при изучении физики повышает интерес к предмету, приводит к оживлению учеников, вызывает дискуссии, дает возможность завладеть вниманием класса. Она стала мощным инструментом взаимосвязи учителя и ученика, важнейшим элементом триады «учитель — объект познания — ученик» в современном трехкомпонентном педагогическом процессе. Она развивает мыслительную деятельность ученика, раскрывает смысл объектов познания для личности, тем самым субъективизирует образование, оживляет интерес к знаниям, формирует качества личности. |