Урок физики в 7 классе.
Тема: «Сообщающиеся сосуды».
Цели урока:
- развивать исследовательские способности детей; умение делать выводы по результатам эксперимента;
- формировать знания о законах сообщающихся сосудов;
- показать ценность научных знаний для формирования личностной компетентности ребят.
Оборудование урока: ПК, проектор, сообщающиеся сосуды, сосуды с водой и растительным маслом, презентация с иллюстрациями.
Технологическая карта урока
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| 1. Постановка проблемы
| Друзья мои, я очень рада вас видеть!
Сегодня нас интересует очень важная проблема - подача воды. Наш обычный день невозможно представить без неё. Поэтому, мы всегда недовольны, когда она по каким-то причинам не течёт из крана. Так вот эта проблема, как оказалось древняя. Оказывается, первые водопроводы построены несколько тысяч лет назад. Например, в Древнем Риме водопровод представлял собой огромное сооружение, из каменных каналов, по которым струилась вода.(слайд1). Римский водопровод прокладывался не в земле, а над ней,
на высоких каменных столбах. (слайд2) Для чего это делалось? Разве не проще было бы прокладывать трубы в земле, как это делается теперь?
Конечно, проще, но римские инженеры того времени имели весьма смутное представление о законах физики. Поэтому они придавали трубам равномерный уклон вниз на всём пути. А для этого требовалось иногда вести воду в обход, или возводить огромные арочные подпоры. (зачитать со слайда2) Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики.
| Внимательно слушают учителя.
Пытаются понять проблему урока.
| 2. Постановка цели.
Проведение эксперимента.
| Итак, ребята, цель нашего урока – понять принцип действия современного водопровода, и тогда мы поймём, в чём ошиблись древние. А помогут нам в этом сообщающиеся сосуды.
Какие же сосуды называются сообщающимися? (слайд3)Перед нами две стеклянные трубки, соединённые между собой. Соединения могут быть в виде резиновой трубки, в виде металлических труб. А ещё сообщающиеся сосуды могут выглядеть очень привычным для нас образом. (слайд 4).
А теперь, ребята, исследуем все закономерности, которые хранят в себе эти нехитрые приспособления.
Для этого разобьёмся на три группы. Каждая группа получит своё задание.
| Проверяют законы сообщающихся сосудов экспериментально.
(приложение1)
| 3. Рефлексия.
| Итак, я вижу, работа закончена, пора подвести итоги. Ответим на контрольные вопросы.
Д/з: 1 группе ребят (слабым) – упр 16. № 2., 2 группе (сильным) – задание 9 №2.
| Выступают. Отвечают на вопросы.
Записывают д/з
|
Приложение1.
Перед вами сообщающиеся сосуды, соединённые резиновой трубкой. Пережмите пальцами середину трубки и налейте в один сосуд воду.
Освободите трубку и пронаблюдайте, что происходит с уровнем воды в обоих сосудах. Как это можно объяснить? (Для объяснения наблюдаемого явления можно воспользоваться учебником на стр.94, второй абзац).
| Перед вами сообщающиеся сосуды. Пережмите резиновую трубку пальцами. В один сосуд налейте воду, в другой сосуд налейте растительное масло.
Разожмите трубку. Что наблюдаете? Как установились уровни жидкости? Как это можно объяснить? ( Для объяснения наблюдаемого явления можно воспользоваться материалом учебника на стр. 94, третий абзац).
| С помощью представленных средств, покажите действие фонтана. Начертите простую схему устройства фонтана где-нибудь в парке или во дворе. Объясните принцип действия фонтана.
| |