Скачать 125.06 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА |
| ФИО (полностью) | Мартынова Ульяна Николаевна |
| Место работы | МБОУ «Лицей им. С.Н. Булгакова» г. Ливны Орловской области |
| Должность | Учитель математики и физики |
| Предмет | Физика |
| Класс | 9 |
| Тема и номер урока в теме | Тема 1 «Законы движения и взаимодействия тел», урок 22 |
| Базовый учебник | А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011 г. |
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Организационное начало | | Приветствие | | 1 |
2. | Актуализация знаний. Повторение изученного материала | Тест по теме: Второй и третий законы Ньютона (10 стр.) | а) контроль знаний учащихся - Ребята, давайте мы с вами повторим всё, что знаем о законах Ньютона. Для этого выполним небольшой тест за компьютером. | Выполняют тестовые задания | 6 |
3. | Изучение нового материала | 2. « Закон сохранения импульса» стр1. 2. « Закон сохранения импульса» стр2. | а ) сообщение темы и цели урока Ребята, тема нашего урока «Импульс тела. Закон сохранения импульса». На сегодняшнем уроке мы должны усвоить понятие импульса тела, понятие замкнутой системы, вывести закон сохранения импульса, научится решать задачи на закон сохранения. б) введение понятия «импульс тела» Законы движения позволяют решать задачи механики, если известны силы, приложенные к телам. Но во многих случаях законы движения нельзя использовать для решения задач именно потому, что неизвестны силы. Когда, например, приходится рассматривать столкновение двух тел, будь то столкновение автомобилей, бильярдных шаров, трудно определить значения возникающих сил. Значит, кроме силы в физике есть другая величина, которая позволяет решать задачи при взаимодействии тел. Это импульс тела. Импульсом тела называется величина, равная произведению массы тела на его скорость. Обозначим импульс (его также называют иногда количеством движения) буквой . Тогда Из формулы видно, что импульс — векторная величина. Направление вектора импульса тела всегда совпадает с направлением вектора скорости движения. Единица импульса не имеет особого названия. Ее наименование получается из определения этой величины: [p] = [m] · [] = 1 кг · 1 м/с = 1 кг·м/с . При расчетах пользуются уравнением для проекций векторов: px = mx. в) импульс силы Запишем второй закон Ньютона в виде: С другой стороны: Подставим это выражение в формулу второго закона Ньютона. После преобразования, получим Данная формула устанавливает взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела. Изменение импульса равно произведению силы, приложенной к телу, на время ее действия. Величина – импульс силы. Изменение импульса тела равно импульсу силы. Импульс обладает интересным и важным свойством, которое есть у немногих физических величин – это свойство сохранения. г) Опыт 1 Рисунок 1. Рисунок 2. Что происходит с импульсом? Исчез? д) Опыт 2 Учитель. Тележка обладает импульсом? Учитель. Шарик обладает импульсом? Учитель. Что происходит с импульсом? е) Опыт 3 Учитель. Что происходит с импульсом? Учитель. В зависимости от случая импульс сохраняется, сохраняется не полностью, исчезает. Нравится ли такой закон? ж) закон сохранения импульса (на ЭОР) -Ребята, давайте обратим внимание на слайд. Учитель. В природе все тела и явления взаимосвязаны и взаимо обусловливают друг друга. Но, несмотря на это, при решении некоторых задач механики можно не учитывать влияния на некоторую группу тел всех остальных тел. Такая условно выделенная группа тел, не взаимодействующая с внешними телами, носит название замкнутой системы. В природе замкнутых систем тел нет. Иногда можно исключить действие внешних сил (ружье и пуля в его стволе, Солнце и планеты, пушка и снаряд). Рассмотрим упругое столкновение, где нет потерь энергии. Пусть замкнутая система состоит из двух тел массами m1 и m2, которые до столкновения имеют скорости и , а после столкновения - Система будет замкнутая, так как силы тяжести уравновешены силами упругости поверхности, а силы сопротивления малы. Во время столкновения возникают силы (1). По второму закону Ньютона каждую из этих сил можно заменить произведением массы на ускорение, полученное каждым из шаров при взаимодействии: Ускорения, как мы знаем, определяются из равенств: Заменив в уравнении (2) ускорения соответствующими выражениями из уравнений (3) и (4), получим: В результате сокращения обеих частей уравнения (5) на t получим: или Сгруппируем члены уравнения (6) следующим образом: Учитывая, что запишем уравнение (7) в таком виде: Левые части уравнений (7) и (8) представляют собой суммарный импульс шаров после их взаимодействия, а правые — суммарный импульс до взаимодействия. Значит, несмотря на то, что импульс каждого из шаров при взаимодействии изменился, векторная сумма их импульсов после взаимодействия осталась такой же, как и до взаимодействия. Уравнения (7) и (8) являются математической записью закона сохранения импульса. Таким образом, векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. В этом заключается закон сохранения импульса. Взаимодействия бывают: 1) упругими, 2) неупругими. з) демонстрация «Примеры взаимодействия тел» | Записывают тему урока Слушают лекцию Записывают формулы Отвечают: Импульс сохранился Отвечают: Нет, т.к. его скорость равна нулю. Обладает. Импульс сохраняется не полностью. Импульс пропал Нет. Слушают лекцию, записывают формулы | 1 3 2 1 1 1 7 2 |
4 | Закрепление нового материала | 2.«Закон сохранения импульса» стр 4. 3. «Задачи на закон сохранения импульса» стр.3 | а) опорный конспект б) решение задач (Учитель у доски) С тележки, движущейся со скоростью 2 м/с, спрыгивает мальчик со скоростью 1 м/с, направленной горизонтально против хода тележки. Масса мальчика равна 45 кг, а масса тележки – 30 кг. С какой скоростью будет двигаться тележка сразу после того, как мальчик спрыгнул с нее? Решение. Используя закон сохранения импульса запишем уравнение в векторном виде: Спроектируем полученное векторное уравнение на ось ОХ: 2 = ((45 кг + 30 кг) * 2 м/с + 45 кг )* 1 м/с) / 30 кг = 6,5 м/с Ответ: 2 = 6,5 м/с. в) ученик решает задачу у доски (ЭОР) | Учащиеся записывают Учащиеся записывают Учащиеся записывают | 2 7 7 |
5 | Итог урока | Информационный модуль « Закон сохранения импульса» стр 3. | а) вопросы к уроку 1. При каком условии система тел является замкнутой? 2. В чём заключается закон сохранения импульса? 3. Является ли закон сохранения импульса фундаментальным законом природы и почему? 4. Изменяется ли в результате взаимодействия 2 тел их суммарный импульс? б) выставление оценок | Отвечают | 4 |
6. | Домашнее задание | | § 21, 22, Упр 21 (2). | | 1 |
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Тест по теме «2 и 3 законы Ньютона» | Контрольный | Тест включает 10 интерактивных заданий различных типов с возможностью автоматизированной проверки для контроля знаний | http://www.fcior.edu.ru/card/11951/vtoroy-i-tretiy-zakony-nyutona.html |
2. | Информационный модуль «Закон сохранения импульса» | Информационный | Иллюстрированные гипертекстовые материалы, интерактивные анимации и модель «Закон сохранения импульса» | http://www.fcior.edu.ru/card/6020/zakon-sohraneniya-impulsa.html |
3. | Контрольная работа «Задачи на закон сохранения импульса» | Контрольный | 3 расчетные задачи по теме « Закон сохранения импульса» с возможностью их автоматизированной проверки | http://www.fcior.edu.ru/card/3156/zadachi-na-zakon-sohraneniya-impulsa.html |