Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.72 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.11.2013
Размер94.72 Kb.
ТипПрограмма курса
100-bal.ru > Физика > Программа курса
Элективный предметный курс по физике для предпрофильной подготовки

«Глаз как оптическая система».

Лысов А.А., учитель МОУ «СОШ

с. Черкасское Вольского района Саратовской области», Вольский район, Саратовская область
Пояснительная записка.

Программа курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса к физике при изучении раздела «Световые явления». Реализация курса выстроена в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете. Элективный курс адресован для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в период предпрофильной подготовки и рассчитан на 12 часов. Он служит дополнением к базовому курсу изучения раздела в физике «Световые явления», который является очень познавательным и интересным для учащихся. Однако выделенного времени по базовой программе не достаточно для глубокого осмысления многих оптических явлений. Данный элективный курс поможет учащимся более глубоко понять некоторые оптические явления и осознать роль человека в изучении природы. Элективный курс является хорошим материалом для подготовки к ГИА по физике.

Цель:

-углубление знаний в изучении отражения, распространения, преломления света;

-знакомство с оптическими приборами;

-изучение строение глаза, его дефектов;

-рассмотрение вопросов о том, как сохранить хорошее зрение.

Задачи:

- более глубокое изучение понятий преломление света, устройство и принцип действия фотоаппарата, изучение строения глаза, знакомство с дефектами зрения и профилактикой хорошего зрения;

- развитие представлений о процессе научного познания;

- развитие аналитических умений, применение знаний в конкретных ситуациях;

- повышение интереса к предмету;

-показать роль человека в изучении природы;

-формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал

Для курса характерны следующие особенности:

- проблемный подход в обучении;

- организация обучения познавательной, научно-исследовательской деятельности;

-проявление самостоятельности, самовыражения школьников;

-развитие интереса к предмету.

Планируемые результаты изучения курса:

Учащиеся должны знать:

- что такое свет;

- закономерность распространение света в среде;

- понятие преломление света;

-устройство и принцип действия фотоаппарата;

-строение глаза;

-дефекты зрения;

-профилактика хорошего зрения.
Учащиеся должны уметь:

- объяснять причину преломления света;

-причину дефектов зрения;

- проводить эксперименты, анализировать наблюдения, делать выводы;

- решать задачи;

- добывать самостоятельно новые знания;

- работать с литературой, интернет-ресурсами;

- создавать презентации;

- проводить защиту своих творческих работ.
Для выполнения учебных задач занятия проводятся в виде лекций, лабораторных работ, решения задач, тестирования, беседы. Уроки сопровождаются демонстрациями, презентациями, электронными учебными материалами из ЦОР http://school-collection.edu.ru. В элективном курсе прослеживается межпредметная связь с химией, биологией, астрономией. По окончании курса проводится защита докладов, рефератов, презентаций по предложенным темам с дифференцированным подходам с оценкой по пятибалльной шкале.

Темы работ даны с учётом индивидуальных особенностей учащихся: простой маршрут, более сложный маршрут.

Простой маршрут

Дети пишут доклады по предложенным темам и защищают их.

Приблизительные темы:

  • История закона преломления света;

  • История изобретения фотоаппарата;

  • Глаз и зрение;

  • Близорукость и дальнозоркость.

Более сложный маршрут

Дети пишут рефераты с компьютерной презентацией по предложенным темам и защищают их:

Приблизительные темы:

  • Цифровой фотоаппарат;

  • Оптические приборы;

  • Как назначают очки при дефектах зрения?;

  • Как сохранить хорошее зрение?

В теоретическую часть курса входят следующие понятия:

Что такое свет, источники света, распространение света в среде, отражение света, преломление света, фотоаппарат, глаз, дефекты зрение, профилактика хорошего зрения.

Демонстрации:

  • Преломление света на границе раздела двух сред;

  • Преломление света призмой;

  • Ход лучей в линзах;

  • Строение глаза.

Лабораторные работы:

  • Наблюдение преломления света;

  • Измерение показателя преломления стекла;

  • Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Используемые ТСО:

  • Компьютеры;

  • Мультимедийный проектор;

Учебно-тематический план. 12 часов


№ урока

Тема

Кол-во часов

Формы работы

Образовательный продукт

1

Введение, цели и задачи курса. Что такое свет?

1

Лекция, беседа, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, тест из коллекции ЦОР

2

Преломление света

1

Комбинированное занятие: лекция, решение задач по определению показателя преломления, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, тест из коллекции ЦОР

3

Наблюдение преломления света и полного внутреннего отражения

1

Лабораторная работа

Оформление лабораторной работы, рисунки из опытов

4

Измерение показателя преломления стекла

1

Лабораторная работа

Оформление лабораторной работы.

5

Линзы. Виды линз

1

Лекция, беседа, работа с электронным материалом ЦОР, видео.

Конспект, отчёт, доклады

6

Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы

1

Лабораторная работа

Оформление лабораторной работы, рисунки из опытов

7

Построение изображения в линзе

1

Практикум, решение задач, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, отчёт по видам спектров.

8

Фотоаппарат. Цифровой фотоаппарат

1

Лекция, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, отчёт, задачи, тест.

9

Глаз и зрение

1

Лекция, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, отчёт, задачи, тест.

10

Близорукость и дальнозоркость. Очки

1

Лекция, работа с электронным материалом ЦОР.

Конспект, отчёт, тест.

11

Как сохранить хорошее зрение?

1

Лекция, беседа

Конспект, отчёт

12

Защита докладов, рефератов.

1

Конференция

Презентации творческих работ


Содержание курса

Тема №1 Введение, цели и задачи курса. Что такое свет?

Сообщение темы, цели и задач курса. Рассмотрение понятий что такое свет, источники света, распространение света, отражение света. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в дальнейшем ЦОР.

http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Уроки: 1. Свет. Источники света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf, 2. Распространение света в однородной среде. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf ; 3. Отражение света. Законы отражения света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf

Физика 7-9 классы. Часть 3. 9 класс. Урок 8. Электромагнитная природа света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee88-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf

Используется электронное тестирование из ЦОР:

1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7969-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html; -Свет. Источники света.

2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html ; -Распространение света.

3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html .-Отражение света. Законы отражения света

Примечание. Можно загрузить Единую коллекцию на свой компьютер с помощью программы «1С: Образование 4. Школа»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b9b31b6-31ee-4616-aaf1-c10fc66f9879/102490/?interface=learn-tool ).

Тема № 2 Преломление света

Что такое преломление света? Закон преломления света, полное внутреннее отражение. Прохождение света через призму. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из ЦОР.

Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 5. Преломление света. Законы преломления света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf

Используется электронное тестирование из ЦОР.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Задаётся на дом тест.

Тема № 3 Наблюдение преломления света и полного внутреннего отражения

Лабораторная работа «Наблюдение преломления света, полное внутренне отражение».

Формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы.

Тема № 4 Измерение показателя преломления стекла.

Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла».

Формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы.

Тема №5 Линзы. Виды линз

Сформировать понятия о линзах, видах линз и их основных характеристиках

Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 6 Линза. Оптическая сила линзы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba081-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf

Тема №6 Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы»

проверить пригодность формулы тонкой линзы для вашей линзы и определить оптическую силу и фокусное расстояние линзы.

Тема №7 Построение изображения в линзе

Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.

Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 7 Построение изображений, даваемых линзами.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf

Тема № 8Фотоаппарат. Цифровой фотоаппарат

рассказать об устройстве и принципе действия фотоаппарата.

Тема №9 Глаз и зрение

Дать представление о глазе как оптической системе

Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 8 Глаз как оптическая система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf

Тема №10 Близорукость и дальнозоркость. Очки

Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость

Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 8 Глаз как оптическая система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf

Тема № 11 Как сохранить хорошее зрение?

Привитие детям навыков здорового образа жизни; знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения; знакомство детей с гимнастикой для глаз

Тема №12 Защита докладов, рефератов.

Презентация докладов, рефератов по предложенным темам. Конференция. Оценка результатов работы учащихся.

Литература:

1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2006.-191с.

2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Прсвещение, 2009.-399с.

3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2.-М.: Наука, 1986.-272с.

4. Энциклопедия. Википедия. http://ru.wikipedia.org

5. Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника.-М.: Эксмо, 2007.-1551с.

6. Чеботарёва А.В. Тесты по физике. 8 класс.-М.: Экзамен, 2010.-191с.

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru.

8. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Просвещение. 1974.

9. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.-М.: Дрофа,2002.-192с.

10.Майер В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. – М.: Наука. 1984.

11.Майер В.В. Полное отражение света в простых опытах. – М.: Наука. 1986.

12.Мультимедийные демонстрации к учебнику С. В.Громова, Н. А. Родиной "Физика" 9 класс

13.Волков В.А.Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс М.: «Вако»,2004,336с.

14.Волков В.А.Поурочные разработки по физике:8 класс.М.: «Вако»,2006,368с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск