Скачать 94.72 Kb.
|
Элективный предметный курс по физике для предпрофильной подготовки «Глаз как оптическая система». Лысов А.А., учитель МОУ «СОШ с. Черкасское Вольского района Саратовской области», Вольский район, Саратовская область Пояснительная записка. Программа курса предназначена для углубления знаний и развития познавательного интереса к физике при изучении раздела «Световые явления». Реализация курса выстроена в соответствии с учётом возможности реализации программы в школьном кабинете. Элективный курс адресован для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в период предпрофильной подготовки и рассчитан на 12 часов. Он служит дополнением к базовому курсу изучения раздела в физике «Световые явления», который является очень познавательным и интересным для учащихся. Однако выделенного времени по базовой программе не достаточно для глубокого осмысления многих оптических явлений. Данный элективный курс поможет учащимся более глубоко понять некоторые оптические явления и осознать роль человека в изучении природы. Элективный курс является хорошим материалом для подготовки к ГИА по физике. Цель: -углубление знаний в изучении отражения, распространения, преломления света; -знакомство с оптическими приборами; -изучение строение глаза, его дефектов; -рассмотрение вопросов о том, как сохранить хорошее зрение. Задачи: - более глубокое изучение понятий преломление света, устройство и принцип действия фотоаппарата, изучение строения глаза, знакомство с дефектами зрения и профилактикой хорошего зрения; - развитие представлений о процессе научного познания; - развитие аналитических умений, применение знаний в конкретных ситуациях; - повышение интереса к предмету; -показать роль человека в изучении природы; -формирование образных и логических умений учащихся: анализировать, рассуждать, объяснять понятия, преобразовывать и творчески реконструировать учебный материал Для курса характерны следующие особенности: - проблемный подход в обучении; - организация обучения познавательной, научно-исследовательской деятельности; -проявление самостоятельности, самовыражения школьников; -развитие интереса к предмету. Планируемые результаты изучения курса: Учащиеся должны знать: - что такое свет; - закономерность распространение света в среде; - понятие преломление света; -устройство и принцип действия фотоаппарата; -строение глаза; -дефекты зрения; -профилактика хорошего зрения. Учащиеся должны уметь: - объяснять причину преломления света; -причину дефектов зрения; - проводить эксперименты, анализировать наблюдения, делать выводы; - решать задачи; - добывать самостоятельно новые знания; - работать с литературой, интернет-ресурсами; - создавать презентации; - проводить защиту своих творческих работ. Для выполнения учебных задач занятия проводятся в виде лекций, лабораторных работ, решения задач, тестирования, беседы. Уроки сопровождаются демонстрациями, презентациями, электронными учебными материалами из ЦОР http://school-collection.edu.ru. В элективном курсе прослеживается межпредметная связь с химией, биологией, астрономией. По окончании курса проводится защита докладов, рефератов, презентаций по предложенным темам с дифференцированным подходам с оценкой по пятибалльной шкале. Темы работ даны с учётом индивидуальных особенностей учащихся: простой маршрут, более сложный маршрут. Простой маршрут Дети пишут доклады по предложенным темам и защищают их. Приблизительные темы:
Более сложный маршрут Дети пишут рефераты с компьютерной презентацией по предложенным темам и защищают их: Приблизительные темы:
В теоретическую часть курса входят следующие понятия: Что такое свет, источники света, распространение света в среде, отражение света, преломление света, фотоаппарат, глаз, дефекты зрение, профилактика хорошего зрения. Демонстрации:
Лабораторные работы:
Используемые ТСО:
Учебно-тематический план. 12 часов
Содержание курса Тема №1 Введение, цели и задачи курса. Что такое свет? Сообщение темы, цели и задач курса. Рассмотрение понятий что такое свет, источники света, распространение света, отражение света. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в дальнейшем ЦОР. http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Уроки: 1. Свет. Источники света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_1.swf, 2. Распространение света в однородной среде. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_2.swf ; 3. Отражение света. Законы отражения света. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07e-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_3.swf Физика 7-9 классы. Часть 3. 9 класс. Урок 8. Электромагнитная природа света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bee88-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_8.swf Используется электронное тестирование из ЦОР: 1.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7969-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html; -Свет. Источники света. 2.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796a-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html ; -Распространение света. 3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html .-Отражение света. Законы отражения света Примечание. Можно загрузить Единую коллекцию на свой компьютер с помощью программы «1С: Образование 4. Школа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3b9b31b6-31ee-4616-aaf1-c10fc66f9879/102490/?interface=learn-tool ). Тема № 2 Преломление света Что такое преломление света? Закон преломления света, полное внутреннее отражение. Прохождение света через призму. Занятие сопровождается электронными учебными материалами из ЦОР. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 5. Преломление света. Законы преломления света http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba080-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_5.swf Используется электронное тестирование из ЦОР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b796d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Задаётся на дом тест. Тема № 3 Наблюдение преломления света и полного внутреннего отражения Лабораторная работа «Наблюдение преломления света, полное внутренне отражение». Формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы. Тема № 4 Измерение показателя преломления стекла. Лабораторная работа «Измерение показателя преломления стекла». Формирование навыков исследовательской и экспериментальной работы. Тема №5 Линзы. Виды линз Сформировать понятия о линзах, видах линз и их основных характеристиках Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 6 Линза. Оптическая сила линзы. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba081-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_6.swf Тема №6 Лабораторная работа «Определение фокусного расстояния и оптической силы линзы» проверить пригодность формулы тонкой линзы для вашей линзы и определить оптическую силу и фокусное расстояние линзы. Тема №7 Построение изображения в линзе Сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом. Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 7 Построение изображений, даваемых линзами. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba082-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_7.swf Тема № 8Фотоаппарат. Цифровой фотоаппарат рассказать об устройстве и принципе действия фотоаппарата. Тема №9 Глаз и зрение Дать представление о глазе как оптической системе Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 8 Глаз как оптическая система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf Тема №10 Близорукость и дальнозоркость. Очки Создать условия для усвоения понятий: близорукость, дальнозоркость Использование ЦОР http://school-collection.edu.ru. Раздел инновационные учебные материалы. Физика 7-9 классы. Часть 2. 8 класс. Урок: 8 Глаз как оптическая система http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba083-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/5_8.swf Тема № 11 Как сохранить хорошее зрение? Привитие детям навыков здорового образа жизни; знакомство с основными правилами ухода за глазами в целях сохранения хорошего зрения; знакомство детей с гимнастикой для глаз Тема №12 Защита докладов, рефератов. Презентация докладов, рефератов по предложенным темам. Конференция. Оценка результатов работы учащихся. Литература: 1. Пёрышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2006.-191с. 2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- М.: Прсвещение, 2009.-399с. 3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 2.-М.: Наука, 1986.-272с. 4. Энциклопедия. Википедия. http://ru.wikipedia.org 5. Шалаева Г.П. Новейший справочник школьника.-М.: Эксмо, 2007.-1551с. 6. Чеботарёва А.В. Тесты по физике. 8 класс.-М.: Экзамен, 2010.-191с. 7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru. 8. Булат В.Л. Оптические явления в природе. – М.: Просвещение. 1974. 9. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.-М.: Дрофа,2002.-192с. 10.Майер В.В. Простые опыты по криволинейному распространению света. – М.: Наука. 1984. 11.Майер В.В. Полное отражение света в простых опытах. – М.: Наука. 1986. 12.Мультимедийные демонстрации к учебнику С. В.Громова, Н. А. Родиной "Физика" 9 класс 13.Волков В.А.Поурочные разработки по физике к учебным комплектам С.В. Громова и А.В. Пёрышкина. 9 класс М.: «Вако»,2004,336с. 14.Волков В.А.Поурочные разработки по физике:8 класс.М.: «Вако»,2006,368с. |