Скачать 0.69 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» Кафедра теоретической физики кафедра физики ФИЗИКА АТОМНОГО ЯДРА И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 050203 Учитель физики с дополнительной специальностью 050202 Информатика Красноярск 2012 Рабочая программа составлена Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 201 г. Заведующий кафедрой (ф.и.о., подпись) Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией) м и 201 г. Председатель комиссии (ф.и.о., подпись) СОДЕРЖАНИЕ Содержание 3 I. Пояснительная записка 4 И. Общая программа дисциплины 5
2.4 Ресурсное обеспечение дисциплины 8
2.5 Рейтинг-контроль 9
2.6 Методические рекомендации 9
2.7 Учебные материалы : 9
III. Приложения 15 Учебно-методическая карта дисциплины 16 Карта самостоятельной работы студента по дисциплине 17 Протокол согласования 18 Анализ результатов обучения 19 Карта литературного обеспечения дисциплины 20 Карта обеспеченности учебными материалами дисциплины 21 Карта обеспеченности оборудованием дисциплины 22 Технологическая карта дисциплины 23 Журнал рейтинга студентов по дисциплине 25 Лист внесения изменений 27 I. Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Физика атомного ядра и элементарных частиц» включает в себя следующие элементы: 1) Рабочая модульная программа дисциплины: a. введение; b. содержание теоретического курса; c. учебно-методическая карта дисциплины; d. карта самостоятельной работы студента по дисциплине; e. протокол согласования; f. анализ результатов обучения. 2) Ресурсное обеспечение дисциплины: a. карта литературного обеспечения дисциплины; b. карта обеспеченности учебными материалами дисциплины; c. карта обеспеченности оборудованием дисциплины. 3) Рейтинг-контроль: a. технологическая карта дисциплины; b. журнал рейтинга студентов по дисциплине. 4) Методические рекомендации: a. для студентов; b. для преподавателей. 5) Учебные материалы: a. контрольные вопросы по дисциплине; b. вопросы к экзамену; c. пример экзаменационных билетов; d. электронная библиотека. II. Общая программа дисциплины 2.1 Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальность 032200.00 (050203.65) - Физика с дополнительной специальностью. утвержден заместителем Министра образования и науки Российской Федерации А.Г. Свинаренко 31 января 2005 г., номер государственной регистрации № 694 пед/сп (новый) Индекс ДПП.Ф.02 Наименование дисциплин и их основные разделы Основы теоретической физики Классическая механика. Предмет классической механики. Кинематика. Основания ньютоновской динамики. Динамика частицы. Динамика системы частиц. Основы аналитической механики. Некоторые задачи классической механики. Основы специальной теории относительности и релятивистская механика. Электродинамика. Электрический заряд и электромагнитное поле в вакууме. Релятивистская формулировка электродинамики. Электростатическое поле в вакууме. Стационарное магнитное поле в вакууме. Электромагнитные волны. Общие свойства электромагнитного поля в веществе. Квантовая механика. Состояния и наблюдаемые в квантовой механике. Динамические уравнения и законы сохранения. Одномерное движение. Движение в центрально симметричном поле. Приближённые методы квантовой механики. Элементы теории излучения. Спин электрона. Системы тождественных частиц. Многоэлектронные атомы и молекулы. Статистическая физика и термодинамика. Основные положения статистической физики. Статистическая термодинамика. Статистическое распределение для системы в термостате. Основные применения распределения Гиббса. Квантовые статистики идеального газа. Равновесие фаз и фазовые переходы. Элементы теории флуктуации. Основы теории неравновесных процессов. Физика твердого тела. Конденсированное состояние вещества. Теория кристаллической решётки. Динамика кристаллической решетки. Зонная теория кристаллов. Статистика носителей заряда. Кинетические явления в кристаллах. Поляризация диэлектриков. Магнитное упорядочение. Сверхпроводимость. Материалы современной техники. Физика атомного ядра и элементарных частиц. Методы исследования в ядерной физике. Свойства атомных ядер. Ядерные модели. Ядерные силы и их основные свойства. Ядерные превращения. Элементарные частицы. Всего часов 600 2.2 Программа, рекомендованная Федеральным агентством по образованию РФ для специальности 032200 Физика Введение. Масштабные уровни строения материи. Фундаментальные взаимодействия и их основные характеристики. Методы исследования в ядерной физике. Постановка опытов по рассеянию, упругое и неупругое рассеяние, распады. Сечение рассеяния, вероятность распада. Современные источники и детекторы частиц. Свойства атомных ядер. Состав ядра, его заряд и массовое число. Масса, энергия связи и удельная энергия связи ядер. Спин и магнитный момент ядер. Форма и размеры ядер. Ядерные модели. Капельная модель. Полуэмпирическая формула для энергии связи ядра. Модель ядерных оболочек, магические числа. Ядерные силы и их основные свойства. Ядерные превращения. Радиоактивность, типы радиоактивных превращений. Механизмы альфа-распада, бета-превращений и гамма-излучения ядер. Ядерные реакции, их классификация. Деление тяжелых ядер под действием нейтронов, цепная реакция деления. Ядерные реакторы на тепловых и быстрых нейтронах, воспроизводство ядерного горючего. Реакции синтеза ядер, условия их осуществления. Термоядерная энергия в природе. Проблемы управляемого термоядерного синтеза, практические разработки и перспективы. Элементарные частицы. Общие характеристики частиц (масса, спин, четность, время жизни, электрический заряд). Пептоны, лептонные дублеты, лептонный заряд. Адроны, стабильные адроны и резонансы, мезоны и барионы, изомультиплеты. Характеристики адронов (барионный заряд, изоспин и его проекция, странность, очарование). Адроны как составные частицы. Кварки, их характеристики, аромат и цвет. Кварковый состав мезонов и барионов. Проблема пленения кварков. Взаимопревращения частиц, законы сохранения. Несохранение пространственной четности в слабом взаимодействии. Обменный механизм фундаментальных взаимодействий. Электромагнитное взаимодействие и фотон. Природа слабого взаимодействия, промежуточные бозоны. Кварк-глюонная модель сильного взаимодействия. Понятие о современных единых теориях фундаментальных взаимодействий. Кварк-лептонная симметрия. Современная картина строения материи. 2.3 Рабочая модульная программа дисциплины 2.3.1 Введение Раздел «Физика атомного ядра и элементарных частиц» запланирован как VI часть дисциплины «Теоретическая физика» ГОС 2005 для студентов IV курса физического факультета. Этот раздел изучается в IX семестре после классической механики, электродинамики, квантовой механики, физики твердого тела и опирается на базовые знания студентов по перечисленным разделам. Это учитывается при составлении настоящей программы. Являясь наукой о микромире «Физика атомного ядра и элементарных частиц» является базовой дисциплиной, формирующей знание законов природы на ядерном и субъядерном масштабных уровнях. Ее представления, понятия и методы исследования носят фундаментальный характер и лежат в основе естественнонаучной картины мира. Она играет первостепенную роль и в современном понимании эволюции Вселенной, взаимосвязи очень малого и очень большого. Цели и задачи курса: получение студентами базовых знаний по физике элементарных частиц и атомного ядра; овладение представлениями о структурной организации микромира, механизме фундаментальных взаимодействий, идеями и методами этой дисциплины; умение применять усвоенные принципы и методы для анализа отдельных явлений и процессов физики элементарных частиц; понимание роли принципов симметрии, причинности, квантовой механики, законов сохранения в физике элементарных частиц; приобретение навыков решать конкретные физические задачи. Для усвоения курса «Физика атомного ядра и элементарных частиц» студентам необходимы знания общей физики, классической механики, основ релятивистской механики, электродинамики, принципов квантовой механики. План занятий предусматривает лекционный курс, семинарские и индивидуальные занятия. Форма отчетности - контрольные работы и экзамен. Тематика курса разбита на три базовых, дополнительный и итоговый модули. Каждый модуль состоит из трех-семи разделов. Учебный план предусматривает аудиторные занятия (лекции, семинары, индивидуальная работа) и самостоятельную работу студентов (СРС). На семинарских занятиях осуществляется решение задач по теме предыдущей лекции. СРС включает в себя решение задач и самостоятельное конспектирование отдельных тем курса. Индивидуальная работа предусматривает консультирование по тематике лекционного материала и СРС, а также проверку СРС. 2.3.2 Содержание теоретического курса
Тематика лекций: Базовый модуль № 1 1. Внутренняя структура ядра.
2. Превращения ядер.
3. Ядерные взаимодействия и модели ядер.
4. Ядерные реакции и их применения.
5. Частицы и античастицы.
6. Фундаментальные взаимодействия.
7. Симметрии и законы сохранения.
8. Стандартная модель в теории элементарных частиц.
2.3.3 Тематическая карта дисциплины Представляет собой перечень модулей дисциплины с указанием бюджета времени на аудиторную (лекционный курс, семинарские занятия, индивидуальные занятия) и самостоятельную работу по каждому модулю (Приложение 1). 2.3.4 Технологическая карта самостоятельной работы Включает график самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине с указанием ее содержания, объема в часах, сроков и форм контроля за результатами по всем формам обучения (Приложение 2). 2.3.5 Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности Курс «Физика атомного ядра и элементарных частиц» является завершающим этапом изучения раздела «Основы теоретической физики» и физики вообще в педагогическом университете. Изложение курса предполагает, что учащиеся успешно освоили предшествующие теоретические курсы: «Классическая механика», «Основы специальной теории относительности», «Электродинамика», «Квантовая механика», «Физика твердого тела» (Приложение 3). 2.3.6 Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине После окончания изучения студентами учебной дисциплины по результатам ее преподавания ежегодно осуществляются следующие мероприятия:
Анализ заполняется по мере необходимости (Приложение 4). 2.4 Ресурсное обеспечение дисциплины 2.4.1 Карта литературного обеспечения дисциплины Документ, включает перечень учебников и учебных пособий, обязательной и дополнительной литературы, информационных источников на электронных носителях с указанием количества экземпляров и базы информационных ресурсов (Приложение 5). 2.4.2 Карта обеспеченности дисциплины учебными материалами Включает информацию о количестве имеющихся в наличии учебных материалов, необходимых для проведения аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов, в том числе экземпляров наглядных пособий, иллюстративных, раздаточных и иных материалов (Приложение 6). 2.4.3 Карта обеспеченности оборудованием дисциплины Включает информацию об аудиторном оснащении дисциплины и перечень технического и иного специального оборудования, необходимого для изучения дисциплины, с указанием количества экземпляров (Приложение 7). 2.5 Рейтинг-контроль 2.5.1 Технологическая карта дисциплины Документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях (Приложение 8). 2.5.2 Журнал рейтинга студентов по дисциплине Бланк регистрации рейтинга учащихся по всем позициям технологической карты дисциплины (Приложение 9). 2.6 Методические рекомендации 2.6.1 Методические рекомендации для студентов План занятий предусматривает лекционный курс, семинарские и индивидуальные занятия. На каждую лекцию приходится одно семинарское занятие. Самостоятельная работа студентов предусматривает внеаудиторный разбор и конспектирование некоторых частных вопросов лекционной тематики. Оценка учебной деятельности студентов осуществляется на основе рейтинговой системы. В этой системе учитываются посещения студентом аудиторных занятий, решение задач, выполнение самостоятельной работы и индивидуальных заданий, а также результат написания контрольных работ. Отдельно оценивается рабочая активность и групповая деятельность при работе над совместным проектом. Форма отчетности - контрольные работы по модулям в течение семестра и экзамен в период сессии. Итоговый рейтинговый бал формируется экзаменационной оценкой и рейтингом работы в течение семестра. Для подготовки к экзаменам студентам в самом начале семестра предоставляется тематика лекций и список экзаменационных вопросов. Литературу по курсу можно найти в читальном зале библиотеки учебного корпуса № 4 по адресу ул. Перенсона 7. Электронные варианты учебных пособий можно взять в электронной библиотеке ИМФИ или у ведущего курс преподавателя. 2.6.2 Методические рекомендации для преподавателей Семинарские занятия посвящаются решению задач по теме предыдущей лекции. В начале занятия у доски решаются «концептуальные задачи» по данной теме и, если нужно, повторяется лекционный материал, а затем - выдается задание для самостоятельного решения. 2.7 Учебные материалы 21Л Контрольные вопросы по дисциплине
Определить кинетическую энергию ядра отдачи, отлетевшего под углом ■в = 30° к первоначальному направлению движения а-частицы.
21. Вычислить, возможны ли следующие процессы: a. п —> р + е~ + ие; b. п t + р —> п + /i+ ; 10 c. fi+ —¥ е+ + i> + v ; d. /Г-^+^+тг0; e. я- + n -> A" + K°; f. A"" + p -> E+ + тГ. 22. Вычислить, возможны ли следующие процессы: a. 7г" + р -> Л + #°; b. тг~ + р —> К~ + Е+; c. р + р -> Ё° + К0 + п ; d. р + п -» Л + Ё+; e. S" + р —> Л + п; f. тг- + п -> 2" + К+ + К'. 23. Назовите взаимодействие, ответственное за каждый из следующих распадов: a. п —> р + е" + £е; b. 7Г° —> 7 + 7 5 c. А+ -+ тг° + р ; d. тг+ -» /х+ + i/^ . 24. Какие законы сохранения нарушаются в каждом процессе: a. р —> п + е+ + i/e; b. n —> р + 7г; c. е+ + е~ —> 7 J d. p + p-»7 + 7; e. i/e + р -+ п + е+ ; f. р -* 7г+ + е+ + е" ? 25. Протоны могли бы распадаться по различным схемам. Какие законы сохранения нарушались бы следующими распадами: a. • р -» е+ + Л° + ие; b. р —> 7г+ + 7 ; 11 с. и+ —» е+ + v + v ; d. K+ тг °; e. тт~ +п~^ К' +К°; f. if" + p -> Е+ + 7г-. 22. Вычислить, возможны ли следующие процессы: a. тг- + р -» Л + /Г°; b. тг- + р -> А"" + Е+; c. р + р -» Ё° + ^° + п ; й. р + п -* Л + Ё+; e. Е~ + р —> Л + п; f. тг" + п -» Н" + iT+ + К~. 23. Назовите взаимодействие, ответственное за каждый из следующих распадов: a. п —» р + е~ + £е; b. тг0 —> 7 + 7 I c. А+ -» тг0 + р ; 24. Какие законы сохранения нарушаются в каждом процессе: a. р —* п + е+ + пс; b. n —> р + л-; c. е+ + е~ —> 7 ; d. р + р-^7 + 7! e. ve + р —+ п + е+ ; I р -* тг+ + е+ + е" ? 25. Протоны могли бы распадаться по различным схемам. Какие законы сохранения нарушались бы следующими распадами: a. • р -> е+ + Л° + ^; b. р —► 7г+ + 7; 11 с. р-*п++К°!
'N. 7 28. Определить наименьшую энергию Е, необходимую для удаления одного нейтрона из ядра азота
2.7.2 Тематика вопросов к экзамену
12 2.7.3 Примеры экзаменационных билетов Билет № 1.
Билет № 2.
Билет № 3.
a. р -> е+ + Л° + ve; b. р —> 7г+ + 7 ; c. р^п++К°? Билет № 4.
Билет № 5.
Билет № 6.
Билет № 7.
Билет № 8. 1. Сильные взаимодействия. Кварки. Глюоны. Цвет. 13 2. Установлено, что образец кости животного, найденный при археологических раскопках, содержит 175 г углерода, а активность 14С равна 8,1 беккерелей. Каков возраст кости? Билет № 9.
Билет № 10.
2.7.4 Электронная библиотека Для изучения курса «Физика твердого тела» имеется:
14 Приложения 15 Приложение 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ Физика атомного ядра и элементарных частиц (наименование) для студентов основной образовательной программы 050203 - Физика с дополнительной специальностью 050202 - Информатика по очной (наименование, шифр) форме (укажите форму обучения)
16 Приложение 2 КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ Физика атомного ядра и элементарных частиц (наименование) для студентов основной образовательной программы 050203 - Физика с дополнительной специальностью 050202 - Информатика ПО ОЧНОЙ (наименование, шифр) форме (укажите форму обучения)
|