Скачать 79.85 Kb.
|
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе, при проведении интегрированных занятий». Подготовила: учитель-логопед МБДОУ «Ягодка» Погребнова Е.В. Тяжёлые нарушения речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом в последнее время встречаются, к сожалению, всё чаще. Это затрудняет общение, отрицательно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, снижает познавательную активность. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдаются нарушения мелкой и общей моторики, координации движений, пониженное внимание, быстрая утомляемость. Поэтому главным в работе с такими детьми становится комплексный подход: согласованность действий логопеда, воспитателя и специалистов. Осуществлению такого подхода эффективно способствуют интегрированные развивающие игровые занятия, планируемые в соответствии с лексическими темами. Они проводятся как совместная деятельность с детьми логопеда и музыкального руководителя и включают развивающие, речевые и музыкальные игры, упражнения для развития коммуникативных навыков, эмоциональной и двигательной сфер ребёнка, элементы психогимнастики. Интегрированные игровые занятия предполагают частую смену видов деятельности, что позволяет поддержать необходимый уровень работоспособности и внимания даже у детей с повышенной возбудимостью. В нашем детском саду часто дети, имеющие речевые нарушения, зажаты, закомплексованы, отказываются говорить на публике, зная, что их речь непонятна для других, что они могут оказаться объектом для насмешек. Музыка является мощным средством, способствующим созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. В атмосфере созданного праздника дошкольники забывают о своих комплексах, ведут себя раскрепощено. В коллективном исполнении песен и танцев ребенку легче раскрыться и проявить свои таланты. Использованный на интегрированном занятии музыкальный репертуар закрепляет их речевые достижения. Исходя из этого, мы связали коррекционно-логопедическую работу с использованием музыкального репертуара в совместных интегрированных занятиях с музыкальным руководителем. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Такие занятия вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости детей за счет переключения их внимания на разнообразные виды деятельности. Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. При проведении совместных интегрированных занятий с музыкальным руководителем учитываем определённые принципы построения этих занятий:
Мы предлагаем проводить такой вид совместной деятельности педагогов с детьми в конце работы над лексической темой, когда большая часть материала уже знакома детям. В основе каждого занятия лежит сюжет, логически объединяющий всё содержание. В среднем в течение месяца проводится три занятия, во второй половине дня. На каждую мы приглашаем родителей, чтобы они имели возможность ближе познакомиться с работой педагогов, освоить некоторые игры и упражнения, поиграть вместе с детьми. Таким образом, интегрированные занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя являются итогом коррекционной работы и демонстрацией достижений воспитанников детского сада, имеющих ту или иную речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию фрагменты интегрированного занятия, проведенного совместно с музыкальным руководителем. Это итоговое занятие. Лексическая тема: «Грибы». Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (с общим недоразвитием речи III уровня). Тема: «Грибы».Цель: обогащение словаря, развитие связной речи и активной познавательной деятельности детей по данной теме. Задачи:
Материалы и оборудование: схема-рисунок дерева, на которой чётко выделены ствол, ветви, листья, корни; листья разных деревьев (достаточное количество для выбора); картинки деревьев, грибов; пенёк; грибы из картона на подставках (белые грибы, лисички, подосиновик, мухоморы); корзинка; мяч; руль. Ход занятия. I. Организационный момент. Дети входят в музыкальный зал. Логопед: Ребята, послушайте загадку и отгадайте её. Осень, дождь на целый день, Листопад и мокротень. Только им не зябко - Одноножкам в шляпках. (Гриб). II. Основная часть. Логопед: Ребята, сегодня мы отправляемся в лес за грибами. На чём поедем? Дети: на машине, на автобусе, на электричке. Музыкальный руководитель: Ребята, а я предлагаю поехать на автобусе, заходим в автобус, рассаживаемся по местам. Готовы? Поехали! Исполнение музыкального произведения «Автобус» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) (выполнение музыкально-ритмического упражнения). Логопед: Выходим на остановке «Лесная». Нас встречает лес. Скажите, чего много в лесу? Дети: В лесу много грибов, ягод, деревьев. Логопед: Давайте вспомним, что есть у дерева? (Показываю схему-рисунок) Дети: Ствол, ветки, листья. Логопед: А где корни? Дети: Корни в земле. Логопед: Посмотрите, на нашем дереве разноцветные листья. Это приметы какого времени года? Логопед: А что происходит осенью с листьями деревьев? Дети: Листья становятся жёлтыми, оранжевыми, красными, коричневыми и падают – это листопад. Логопед: Сейчас мы превратимся в деревья, которые растут в лесу. На пеньке много листьев, выбирайте любой листочек, который вам понравится. (Дети выбирают листочки). Логопед: Какие же деревья растут в лесу? (По листьям дети называют деревья) Логопед: Поиграем в игру «Листья деревьев». Я называю дерево, ко мне подходят те ребята, у кого в руках есть эти листочки этого дерева. Подойдите у кого листочки дуба. Листья дуба, они какие? (дубовые) Подойдите у кого листочки берёзы. Листья берёзы, они какие? (берёзовые) и так далее. Музыкальный руководитель: Ребята, вы сказали, что осенью происходит листопад, я предлагаю исполнить песню об этом явлении природы «Золотая красавица» (сл. и муз. Е. Никитиной) Логопед: А что растёт под деревьями? Дети: Растут грибы. Под берёзой вырос подберёзовик, под осиной вырос подосиновик, под рябиной выросли лисички, под дубом вырос белый гриб. Музыкальный руководитель: Ребята, смотрите, а кто это задремал на пенёчке? Дети: Старичок-Лесовичок. Музыкальный руководитель: Давайте посмотрим и расскажем, что снится Старичку-Лесовичку. (Дети исполняют песню «Чудесный сон» (сл. и муз. З. Роот) ( инсценировка песни) Логопед: Старичок-Лесовичок, а можно нам с ребятами собрать грибы в твоём лесу? Старичок-Лесовичок: Вы посторонние в моём лесу, уходите из леса. Логопед: Не прогоняй нас Старичок-Лесовичок из леса, мы сейчас покажем, что не посторонние мы в твоём лесу. Ребята, давайте поговорим на лесном языке: Я скажу слово, а вы добавите к нему слово «лесной». Речевая игра с мячом. Логопед бросает детям (по очереди) мяч со словами: воздух, дорога, озеро, поляна, ягоды, грибы, тропинка, пенёк, веточки и т.п. Поймав мяч, ребёнок возвращает мяч логопеду, прибавляя к заданному слову слово «лесной» (лесной воздух, лесная дорога и т.п.). Логопед: Старичок-Лесовичок, а теперь можно нам собрать грибы? Старичок-Лесовичок: Я вижу, что вы не посторонние в моём лесу, собирайте, но только будьте внимательны, собирайте только съедобные грибы. Логопед: А вот сейчас посмотрим как дети знают грибы. Игра «Раз, два, три, к съедобному грибу беги!»По залу расставлены разные грибы, нарисованные на картоне. После слов логопеда дети бегут к названному грибу. Логопед: А это что за гриб? (Показывает картонный гриб.) Дети: Это мухомор. Логопед: Нужен он нам? Дети: Нет, мухомор нужен лесным жителям как лекарство, топтать его нельзя. Чтение стихотворения под музыку (А. Некрасов «Перед дождём») Логопед: Пока мы грибы собирали, погода в лесу изменилась. Вот послушайте: Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. На ручей, рябой и пёстрый, За листком летит листок, Над струёй, сухой и острой, Набегает холодок. Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон. Логопед: Каким стал лес? Ответы детей. III. Заключительная часть. Логопед: Думаю, нам пора домой, пока не началась буря. В лес мы приехали на автобусе, а уедем на электричке. Дети строятся «паровозиком» друг за другом. Под музыкальное произведение «Поезд» (муз. А. Филипенко, сл. Г. Бойко») выходят из зала. Список литературы.
|