ГБОУ СОШ с углубленным изучением
физики и математики №2007 «Согласовано»
Руководитель МО
___________/________/
«___»__________2013 г.
«Согласовано»
Зам. Директора по УВР
___________/________/
«___»__________2013 г.
«Утверждаю»
Директор
__________/Бунчук А.В./
«___»__________2013 г. Образовательная программа дополнительного образования детей Кружок по физике: «От физических явлений до физических уравнений»7 класс(13-14 лет) Учитель: Липкин Кирилл Николаевич 2013 – 2014 учебный год Москва Пояснительная записка.Физический кружок - не урок, хотя преследует те же цели. Заинтересовать ученика, помочь ему по- новому взглянуть на материал, излагаемый в учебнике, иметь свое мнение и уметь отстоять его - вот основные задачи, поставленные перед занятиями.Занятия должны вызвать у ученика удивление: вот, оказывается, какая незнакомая, полная тайн и парадоксов эта физика! Вот сколько необычного и загадочного в ней. Многие положения физики, которые показались сухими, абстрактными на уроке, должны обрести материальные черты в примерах из живой природы, техники, новых изобретений и открытий. Физика тесно переплетается с жизнью, с повседневными ее вопросами, становится неотъемлемой и увлекательной частью нашего бытия. Семиклассникам такие занятия дадут возможность не только по- новому взглянуть на, казалось бы, обычные вещи. Они расширят круг их знаний, что даст возможность ребятам поспорить друг с другом и прийти к единому мнению. Ребята узнают о загадках инерции и о том, что вопреки Галилею тяжелые тела падают быстрее легких - об этом говорил Аристотель, а движение по инерции может быть только прямолинейным - об этом говорил Декарт. Также будет затронута тема о свойствах жидкостей и газов, во многом сходных между собой, но таких разных! Оказывается, капля дождя или другая капля падающей жидкости не каплеобразной формы; мыльная пленка прочнее стали; железо может плавать на воде, а пузырь рыбе нужен совсем не для того, что о нем думают; безмоторная баржа может плыть против течения реки, а плакучая ива - служит «вечным двигателем». Программа данного курса предназначена для учащихся 7-х классов физико-математической школы. Программа кружка рассчитана на один год. Тематическое планирование работы физического кружка «От физических явлений до физических уравнений» в системе дополнительного образования детей (7 класс) руководитель Липкин К.Н. № занят ия
| Содержание учебного материала
| Примерные сроки изучения
| 1.
| Абсолютная погрешность
| 01-07.09
| 2.
| Относительная погрешность
| 08-14.09
| 3.
| Измерительные приборы: штангенциркуль, микрометр
| 15-21.09
| 4.
| Практическая работа с измерительными приборами
| 22-28.09
| 5.
| Механическое движение
| 29.09-05.10
| 6.
| Взаимодействие тел
| 06.10-13.10
| 7.
| Масса тел
| 14-21.10
| 8.
| Плотность вещества
| 22-29.10
| 9.
| Решение олимпиадных задач
| 30.10-07.11
| 10
| Решение олимпиадных задач
| 09-14.11
| 11
| Решение олимпиадных задач
| 16-21.11
| 12.
| Сила тяжести
| 23.11-01.12
| 13.
| Вес тела. Невесомость
| 01-05.12
| 14.
| Сила упругости
| 07-12.12
| 15.
| Сила трения
| 14-19.12
| 16.
| 'ешение олимпиадных задач
| 21.12-26.12
| 17.
| Давление твердых тел
| 28.12-30.12
| 18.
| 1авление газов
| 04-09.01
| 19.
| Давление жидкости
| 11-16.01
| 20.
| Сообщающиеся сосуды
| 18.01-24.01
| 21.
| Атмосферное давление
| 25-30.01
| 22.
| "идравлический пресс. Насосы
| 1.02-06.02
| 23.
| Решение олимпиадных задач
| 08-13.02
| 24.
| Архимедова сила
| 15-20.02
| 25.
| Плавание тел
| 22-27.02
| 26.
| Решение олимпиадных задач
| 01-06.03
| 27.
| Механическая работа. Мощность
| 09-13.03
| 28.
| Рычаги
| 15-20.03
| 29
| Блоки
| 22-27.03
| 30.
| Наклонная плоскость
| 20.03-03.04
| 31.
| Коэффициент полезного действия
| 05-10.04
| 32.
| Решение олимпиадных задач
| 12-17.04
| 33.
| Потенциальная энергия
| 19-24.04
| 34.
| Кинетическая энергия
| 26-30.04
| 35.
| Переход одного вида энергии в другой
| 03-08.05
| 36.
| Закон сохранения энергии
| 10-15.05
| 37.
| Решение олимпиадных задач
| 17-22.05
| 38.
| Решение олимпиадных задач
| 24-28.05
| ЛитератураУчебники и учебно-методические пособия. A)Для учащихся:Основная: Перышкин А.В. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М: Дрофа, 2004.
Степанова Г.Н.. Степанов А.П. Сборник вопросов и задач по физике: Основная школа. - СПб.: ООО «Валерии СТД», 2001.
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике: Для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
Генденштейн Л.Э.. Гельфгат И.М., Кирик Л.А. Задачи по физике. 8 класс. Харьков, «Гимназия», 2003.
Дополительная: Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение. 1997.
Разумовский В.Г., Орлов В.А., Дик Ю.И. и др. Физика: учеб, для уч-ся 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. В.Г. Разумовского и В.А. Орлова. - М: \ Гуманит, изд. центр ВЛАДОС. 2003.
Балашов М.М. Физика. Пробный учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 1994.
Элементарный учебник физики: Учебное пособие. В 3-х т. / Под ред. Г.С. Ландсберга. Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. - М.: Наука. Физматлит, 2003.
Лукашик В.И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
Квант» для младших школьников. Физика / Составители В.А. Тихомирова, А.И. Черноуцан. -М.: Бюро Квантум, 1999.
Габиза Ф.В. Простые опыты: Забавная физика для детей. - М.: Дет. лит., 1997. 12. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2.-М., 1971.
Б). Для учителей: Перышкин А.В.. Родина Н.А., Рошовская Х.Д. Преподавание физики в У1-УП классах средней школы. - М.: Просвещение. 1989.
Балашов М.М. Методические рекомендации к преподаванию физики в 7-8 классах средней школы. -М.: Просвещение, 1991.
Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. - М.: Вербум.
Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя/ Буров В.А., Дик Ю.И., Зворыкин Б.С. и др. - М: Просвещение: Учебн. лит., 1996.
Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6-7 классы. - М.: Просвещение, 1988.
Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч. 1. / Под. ред. А.А. Покровского. - М.: Просвещение, 1978.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985.
Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в средней школе. М.: . Просвещение, 1972.
|