Скачать 132.02 Kb.
|
Название работы Агрегатные состояния вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Номинация № 5. Предмет физика. Участники (возраст, класс): учащиеся (7 класс). Цели: Научиться применять знания о взаимодействии молекул к объяснению и анализу явлений окружающего мира. Называть три агрегатных состояния вещества, уметь приводить примеры, объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения (МКТ). Знать основные положения МКТ. Систематизировать имеющиеся знания о силах взаимодействия молекул. Формировать умение видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни, и умения применять полученные знания в новой ситуации. Усвоить характерные особенности межмолекулярного взаимодействия в веществах находящихся в различных агрегатных состояниях. Совершенствовать умения логического мышления, умение ясно и грамотно излагать мысли. Способствовать развитию внимания, наблюдательности, воображения и фантазии Задачи: Образовательные: Назвать физическую величину, определяющую агрегатное состояние вещества. Проиллюстрировать это. Составить список явлений, которые объясняются основными положениями МКТ строения вещества, найти удобную форму представления этой информации. Дать представление о кристаллической решетке как модели строения твердых тел. Обосновать связь между межмолекулярным взаимодействием и строением вещества. Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений. Показать, что взаимодействие является неотъемлемым свойством материальных объектов. Продолжить работу по выделению основного содержания материала при работе с научно-популярной литературой по нескольким источникам. Расширить и уточнить знания о взаимодействии молекул при объяснении перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Сформировать умения применять основные положения теории строения вещества к обоснованию свойств данного агрегатного состояния вещества. Формировать навыки самоконтроля. Воспитательные: Подчеркнуть значение моделирования строения вещества в познаваемости явлений окружающего мира, противодействующие стороны в явлении взаимодействия молекул и подвести к пониманию закона единства и борьбы противоположностей. Показать, что моделирование и описание выступают как методы изучения фактов при обобщении явлений на разных уровнях. Показать значение опытных фактов и эксперимента в создании модели строения вещества. Содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира. Аннотация: Конспект урока по физике с использованием ЭОР представляет собой изучение нового материала и первичного закрепления знаний, позволяет обобщить учебный материал по теме: «Агрегатные состояния вещества», формирует умения синтезировать, анализировать, обобщать, выделять главное и развивает навыки исследовательской работы. Предлагаются, различные виды творческих заданий для коллективной и индивидуальной работы в классе и в качестве домашней задания, для отработки умений и навыков. В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательного процесса используются современные педагогические методы, и технологии (индивидуальная и групповая форма работы, словесно-наглядно-практические и проектные методы).
Вышеперечисленные методы, приемы и технологии, применяемые в ходе урока, повышают мотивацию, позволяют выбирать индивидуальный темп, решать творческие задачи, формируют навыки самоорганизации и самообразования, обеспечивают деятельностный и личностно-ориентированный характер образования, который является неотъемлемой частью Федеральных Государственных стандартов нового поколения. Автор: Плескова Ирина Аркадьевна учитель физики I_sara@mail.ru Место работы: Воронежская область город Воронеж Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Лицей №2» (МБОУ «Лицей №2») Техническое оборудование: Компьютер учителя с программным обеспечением средств Power Point, Windows Media, мультимедийный проектор, интерактивная доска, Веб-камера. Урок начинается с анализ выполнения домашнего задания. Контроль знаний и умений (проходит в виде беглого опроса или беседы). Примерный перечень вопросов:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b53-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf Подвести итог устных ответов учащихся и систематизировать знания в виде таблицы, схемы или рисунка. Формулировка темы урока: Строение твердых, жидких и газообразных тел. Цель урока: Уметь объяснять поведение жидких, твердых и газообразных тел с позиций молекулярного строения (МКТ). Знать основные положения МКТ. Расширить знания о взаимодействии молекул при переходе веществ из одного агрегатного состояния в другое. Эпиграф к уроку: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное применение этих сведений». (А.Н. Толстой) Основное содержание урока: Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и возможен ли переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b7979-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ Механические свойства твердых тел (форма, объем). Частицы твердых тел совершают колебания около средних равновесных положений, называемых узлами кристаллической решетки. Структура этих веществ характеризуется высокой степенью упорядоченности (дальним и ближним порядком) — упорядоченностью в расположении (координационный порядок), в ориентации (ориентационный порядок) структурных частиц, или упорядоченностью физических свойств. Аморфные тела, хотя и рассматриваются обычно как твердые, представляют собой переохлажденные жидкости. Если рассматривать некоторый атом аморфного тела как центральный, то ближайшие к нему атомы будут располагаться в определенном порядке, но по мере удаления от "центрального" атома этот порядок нарушается, и расположение атомов становится случайным. К аморфным телам относятся стекло, пластмассы и т.д. Механические свойства жидкостей (форма, объем). Жидкость - это агрегатное состояние вещества, промежуточное между твердым и газообразным. Жидкостям присущи некоторые черты твердого вещества (сохраняет свой объем, образует поверхность, обладает определенной прочностью на разрыв) и газа (принимает форму сосуда, в котором находится). В жидкости средняя энергия взаимодействия молекул примерно равна средней энергии теплового движения. Тепловое движение нарушает связь между молекулами и приводит к перемещению их относительно друг друга внутри объёма жидкости. В связи с этим жидкость принимает форму сосуда, в который она помещена. Механические свойства газов (форма, объем). Газ (от греческого chaos — хаос) — это агрегатное состояние вещества, в котором силы взаимодействия его частиц, заполняющих весь предоставленный им объем, пренебрежимо малы. В газах межмолекулярные расстояния велики и молекулы движутся практически свободно. Три состояния вещества (примеры). http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a54b5e75-ff6e-4791-a78f-b2c49ec939f1/7_71.swf Объяснение этих свойств на основе знаний о молекулах, их расположении и силах взаимодействия. Основные положения строения вещества (МКТ).
Броуновское движение — беспорядочное движение микроскопических видимых, взвешенных в жидкости или газе частиц твердого вещества, вызываемое тепловым движением частиц жидкости или газа. Броуновское движение никогда не прекращается. Броуновское движение связано с тепловым движением, но не следует смешивать эти понятия. Броуновское движение является следствием и свидетельством существования теплового движения. Броуновское движение - наиболее наглядное экспериментальное подтверждение представлений молекулярно-кинетической теории о хаотическом тепловом движении атомов и молекул. Если промежуток наблюдения достаточно велик, чтобы силы, действующие на частицу со стороны молекул среды, много раз меняли своё направление, то средний квадрат проекции её смещения на какую-либо ось (в отсутствие других внешних сил) пропорционален времени. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/88f2ea3f-1732-4c72-8513-3dba9b8ae057/7_20.swf, http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b52-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_3.swf Демонстрации: Необходимо подтвердить теорию опытом:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b55-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_6.swf Вопросы для контроля уровня усвоения УМ
Создание проблемной ситуации: Состояние вещества связано с характером расположения, взаимодействия и движения молекул. Представить это в виде рисунков и заполнить таблицу.
Задания для расширения и углубления УМ
Вопросы для обсуждения и оценка ЗУН:
Проблемы:
Выполнить тест: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/669b5274-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/view/ К сведению учителя. При фазовых переходах первого рода скачком изменяются плотность веществ и энергия тела; очевидно, при фазовых переходах первого рода всегда выделяется или поглощается конечное количество тепловой энергии. При фазовых переходах второго рода плотность и энергия меняются непрерывно, а скачок испытывает такие величины, как теплоемкость, теплопроводность; фазовые переходы второго рода не сопровождаются поглощением или выделением энергии. Примером фазового перехода второго рода может служить переход жидкого гелия в сверхтекучее состояние, переход ферромагнетика в парамагнетик при точке Кюри, переупорядочение кристаллов сплавов и др. Характерным примером фазового перехода первого рода может служить переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. В физике рассматривают четыре агрегатных состояния: твердое, жидкое, газообразное и плазменное. При переходах из одного агрегатного состояния в другое, как уже отмечено выше, обязательно выделяется или поглощается тепло. Переход от более упорядоченных структур к менее упорядоченным - требуют притока тепла извне, при обратных переходах выделяется такое же количество тепла, которое поглощается при прямом переходе. Как правило, переход из одного агрегатного состояния в другое обычно имеет место при постоянной температура, таким образом, фазовый переход является источником или поглотителем тепла, работающим практически при постоянной температуре. Нередко изменения агрегатного состояния вещества позволяет очень просто решать до этого почти неразрешимые технические задачи. Например, как заполнить послойно емкость смешивающимися между собой жидкостями? Способ послойного заполнения емкости смешивающимися жидкостями путем последовательного анализа их, отличающийся тем, что с целью упрощения процесса, первую жидкость, налитую в емкость, замораживают, следующую жидкость наливают на верхний слой замороженной жидкости, а затем последнюю размораживают. При изменениях агрегатного состояния резко изменяются электрические характеристики вещества. Так, если металл в твердом или жидком виде - проводник, то пары металла - типичный диэлектрик. Цели домашнего задания
Проекты: Для контроля и самопроверки знаний построитьДиаграмму:
или кластер: Метод заключается в том, что информация, касающаяся понятия, явления, события, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связывают с ключевым понятием. В результате получится подобие опорного конспекта по теме. (На следующем уроке произвести показ и защиту лучших проектов).Домашнее задание§ 11 – 12,
|