Класс: 9
Раздел: Неметаллы (10)
Тема урока: Азот, его свойства и значение.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая, развитие критического мышления, ИКТ
Цели.
А) Содержательная (предметные результаты):
- формировать умение объяснять взаимосвязь между строением атома азота, его свойствами и биологическим значением.
Б) Деятельностная (работает на метапредметный результат)
- формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
- учить работать в малых группах;
- воспитывать толерантность и бережное отношение к природе.
Задачи урока:
Конкретизировать знания учащихся о строении атома и ковалентной неполярной связи на примере строения атома и молекулы азота;
Рассмотреть физические и химические свойства азота в свете ОВР;
Показать значение азота как биогенного элемента, познакомить учащихся с нахождением азота в природе;
Продолжить работу по формированию умений работы с таблицами, схемами, диаграммами.
Личностные результаты:
Личностные УУД
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника и ЭОР).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана).
Коммуникативные УУД
Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные УУД
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный.
Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, экран, учебники, справочники, вопросы для обсуждения в группах, модель молекулы азота, ЭОР.
Ключевые понятия и термины: строение атомов и молекул азота, свойства азота, взаимодействие с металлами, водородом и кислородом, получение азота из жидкого воздуха, азот в природе и его биологическое значение..
Межпредметные связи: химия, физика, биология
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| время
| Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
| Методический комментарий
| 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД
|
| Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. - Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
1. Оцените свою работоспособность на начало урока по 10-ти бальной шкале
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
| Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
| 2 мин
|
| Здоровьесберегающий фактор.
Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.
| 3. Формулирование проблемы урока и актуализация знаний
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.
|
| Пять знаменитых химиков XVIII в. дали некоему неметаллу, который в виде простого вещества представляет собой газ и состоит из двухатомных молекул, пять разных имен.
В 1772 году шотландский химик, ботаник и врач Даниел Резерфорд назвал его «ядовитым воздухом».
В 1772 году английский химик Джозеф Пристли - «дефлогестированным воздухом».
В 1773 году шведский химик-аптекарь Карл Шееле - «испорченным воздухом».
В 1774 году английский химик Генри Кавендиш - «удушливым воздухом».
В 1776 году французский химик Антуан Лавуазье - «безжизненным воздухом».
Об этом элементе говориться – «безжизненный», но без него нет существования ничего живого, он обязательный копанет белковой молекулы.
- О каком элементе идёт речь? Организует беседу, создает условия для составления плана урока. Что подразумевает характеристика элемента? В чём отличие понятий химический элемент и вещество? Что значит химические свойства? Отношение азота, к каким веществам мы можем рассмотреть? Определяем тему и цели урока.
Определение проблемы урока.
Зная строение атома азота можно определить свойства и биологическое значение азота
| Слушают исторические факты о химическом элементе, определяют его название
Участвуют в определении темы и цели урока.
Записывают тему урока Предлагают план изучения темы, определение проблемы
| 2 мин
| Регулятивные УУД
1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей.
| Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.
Формирование интереса к проблеме.
| 4. Совместное открытие знаний
Цель: реализовать обсуждение проблемы и нахождение путей решения проблемы.
|
2.Лабораторная работа "Конструирование модели молекулы азота"
| Класс работает в группах постоянного состава (по 5 человек) по заданиям.
На выполнение заданий каждой группе отводится 15 минут, после чего, каждая группа обменивается подготовленной информацией (время выступления 2 минуты, обсуждение - 1 минута). В случае затруднений обращаются к учителю.
1 группа Строение и свойства атома азота
1.Ознакомившись с ЭОР, дайте характеристику атома азота по его положению в ПС.
2. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение на 2 минуты.
2 группа Строение молекулы азота
1.Ознакомившись с ЭОР, опишите строение молекулы азота.
2. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение на 2 минуты.
3 группа Химические свойства азота
1.Ознакомившись с ЭОР, выполните задание:
2. Запишите уравнения взаимодействия азота с металлами: литием, магнием, алюминием, неметаллами: водородом, кислородом. Назовите продукты реакции. При каких условиях протекают эти реакции? Что можно сказать о химической активности азота? Докажите, что азот может проявлять как окислительные так и восстановительные свойства. 3.Оформите таблицу по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
4 группа Получение и применение азота
Учащиеся работают с текстом учебника стр.144 и выполняют задание:
1.Промышленный и лабораторный способы получения азота.
2.Применение азота в промышленности и медицине.
3. . Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
5 группа Азот в природе и его биологическое значение
Изучив модуль ЭОР, ответьте на вопросы:
1.Нахождение азота в природе и в живых организмах.
2. Поясните схему круговорота азота в природе.
3. Оформите опорный конспект, подготовьте краткое сообщение на 2 минуты.
| Выполняют задания и отчитываются
| 10 мин
| Коммуникативные УУД
2. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
2. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника для начальной школы).
3. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. (Представлять информацию
в развёрнутом и сжатом виде в форме текста, таблицы, схемы, опорного конспекта, сложного плана.)
Регулятивные УУД
3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
| Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности.
Развитие умения работать в группе.
Развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения.
| 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.
|
| Физминутка. Отчеты группы о проделанной работе
|
Слушают, выделяют главное, оформляют опорный конспект (задают вопросы, уточняют)
| 5 минут
10 минут
| Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств.
| 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.
| 5.Тесты по теме "Азот – простое вещество"
| Предлагается ответить на вопросы теста
| Учащиеся отвечают на вопросы теста
| 8 мин
| Регулятивные УУД
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
|
| 7. Рефлексия УД на уроке
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке
|
| – На какой вопрос мы отвечали на уроке (какую проблему решали)?
– Что мы выяснили?
- Каким навыкам работы на уроке мы приобрели?
- Где мы их можем использовать?
– Как вы работали, что удалось на уроке, что нет?
Рефлексия
Каждый ученик на полях тетради ставит один из знаков:
«Все понял»
«Понял, но не все»
«Не понял» Листках бумаги, полученных в начале урока.
«Ребята, как вы себя сейчас чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале».
- У кого показатель стал ниже, поднимите руку? На одинаковой отметке? Выше? (подвести итог)
Домашнее задание: изучить § 24, по выбору: 1. выполнить № 2,4.
2. ТПО № 4-6
| Отвечают на вопросы, делают выводы о том, чему научились, что предстоит усовершенствовать и др., записывают домашнее задание
| 3 мин
3 мин
2 мин
|
| Возможность выбора исследовательского или творческого задания.
|
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |