Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Коневская средняя общеобразовательная школа
Согласовано:
на педагогическом совете
школы № 1 от 30.08.2013
Рабочая программа
по физике
8 класс Базовый уровень
Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. Автор:
учитель физики
Гуляева Лариса Михайловна
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. М.: Дрофа, 2009.
Основные цели изучения курса физики в 8 классе:
освоение знаний о тепловых, электрических, магнитных и световых явлениях, электромагнитных волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи изучения курса физики в 8 классе:
развитие мышления учащихся, формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьниками знаниями о широких возможностях применения физических законов в практической деятельности человека с целью решения экологических проблем.
Количество часов Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики в 8 классе ученик должен знать/понимать
смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро.
смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы.
cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света.
уметь
описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление.
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки в квартире.
Содержание курса физики 8 класс
1. Тепловые явления (14ч)
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры тела со скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: работа и теплопередача. Виды теплопередачи.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.
Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Фронтальные лабораторные работы:
1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
2. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
2. Изменение агрегатных состояний вещества (11ч)
Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления.
Испарение и конденсация. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр.
Кипение. Температура кипения. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования.
Объяснение изменений агрегатных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
Преобразования энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Фронтальная лабораторная работа:
4. Измерение относительной влажности воздуха.
2. Электрические явления (27ч)
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда.
Дискретность электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы. Аккумуляторы. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и растворах электролитов. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр.
Электрическое напряжение. Вольтметр.
Электрическое сопротивление.
Закон Ома для участка электрической цепи.
Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Счетчик электрической энергии. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой бытовыми электроприборами. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Фронтальные лабораторные работы:
3. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
4. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
5. Регулирование силы тока реостатом.
6. Исследование силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника.
7. Измерение работы и мощности электрического тока.
4. Электромагнитные явления (7ч)
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применения. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Фронтальные лабораторные работы:
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
5. Световые явления (9ч)
Источники света. Прямолинейное распространение света.
Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало.
Преломление света.
Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых тонкой линзой. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Фронтальные лабораторные приборы:
10.Получение изображения при помощи линзы.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС (2 часа в неделю)
№
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки
| Вид
контроля,
измерители
| Элементы до-полни-
тельно-го содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| РАЗДЕЛ 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (25 часов)
| 1/1
| Тепловое движение. Температура
| Урок изучения нового материала
| Тепловое движение. Температура
| Знать понятия:
тепловое движение, температура
| Фронтальная проверка, устные ответы
| ЕГЭ, А8-А9
| §1
учебника, вопросы
|
|
| 2/2
| Внутренняя энергия
| Комбинированный урок
| Внутренняя энергия
| Знать понятия: внутренняя энергия
| Фронтальная проверка, устные ответы
| ЕГЭ, А8-А9
| §2,
вопросы
|
|
| 3/3
| Способы изменения внутренней энергии
| Комбинированный урок
| Способы изменения внутренней энергии
| Знать способы изменения внутренней энергии
| Фронтальная проверка, устные ответы
| ЕГЭ, А8-А9
| §3,
вопросы
|
|
| 4/4
| Теплопроводность
| Комбинированный урок
| Теплопроводность
| Знать понятие «теплопроводность»
| Тест
| ЕГЭ, А8-А9
| §4
|
|
| 5/5
| Конвекция
| Комбинированный урок (беседа)
| Конвекция.
| Знать понятие «конвекция»
| Приводить примеры
| ЕГЭ, А8-А9
| §5
|
|
| 6/6
| Излучение
| Комбинированный урок (беседа)
| Излучение
| Знать понятия: излучение
| Приводить примеры
| ЕГЭ, А8-А9
| §6
|
|
| 7/7
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
| Урок изучения нового материала
| Особенности различных способов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике
| Знать:
- особенности различных спо собов теплопередачи;
- примеры теплопередачи в природе и технике
| Физический диктант
|
| Повторить §3-6
|
|
|
8/8
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
| Урок изучения нового материала
| Количество теплоты. Единицы количества теплоты.
| Знать определение «количество теплоты», единицы измерения, формулу
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §7
|
|
| 9/9
| Удельная теплоемкость
| Урок изучения нового материала
| Удельная теплоемкость
| Знать определение теплоемкости, физический смысл
| Работа с таблицами, справочным материалом
|
| §8
|
|
| 10/10
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
| Урок-практикум
| Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Лабораторная работа №2 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»
| Знать расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Уметь решать задачи на количество теплоты
| Самостоятельная работа с оборудованием. Лабораторная работа
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §9
|
|
| 11/11
| Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
| Урок-практикум
| Лабораторная работа №3 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
| Знать расчет удельной теплоемкости твердых тел. Уметь решать задачи на удельную теплоемкость
| Самостоятельная работа с оборудованием. Лабораторная работа
|
| Повторить §8,9
|
|
| 12/12
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
| Урок изучения нового материала
| Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
| Знать понятия:
энергия топлива, удельная
теплота сгорания
| Работа с таблицами, справочным материалом
|
| §10
|
|
| 13/13
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
| Комбинированный урок (беседа)
| Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах
| Знать закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах, приводить примеры
| Физический диктант
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §11
|
|
| 14/14
| Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»
| Урок оценивания знаний по теме
| Тепловые явления
| Уметь решать задачи по теме «Тепловые явления»
| Контрольная работа
|
|
|
|
|
15/15
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
| Урок изучения нового материала
| Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
| Знать понятия:
агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
| Работа с графиками
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §12, 13, 14
|
|
| 16/16
| Удельная теплота плавления
| Урок изучения но-
вого материала
| Удельная теплота плавления
| Знать понятия: удельная теплота плавления
| Работа с таблицами,
справочным материалом
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §15
|
|
| 17/17
| Решение задач. Контрольная работа №2 по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел» (20 минут)
| Урок оценивания знаний по теме
| Решение задач. Нагревание и плавление кристаллических тел
| Уметь решать задачи по теме «Нагревание и плавление кристаллических тел»
| Решение задач. Контрольная работа
|
| Л. №1074
1078
|
|
| 18/18
| Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
| Комбинированный урок
| Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара
| Знать понятие
«испарение», объяснять процесс поглощения энергии при испарении жидкости и выделения ее при конденсации пара
| Фронтальная проверка, устные ответы
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §16, 17
|
|
| 19/19
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
| Комбинированный урок
| Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации
| Знать понятие «кипение». Объяснять процесс парообразования и конденсации
| Фронтальная проверка, устные ответы
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
| §18. Л.
1096-1112
|
|
| 20/20
| Кипение,парообразование и конденсация
| Урок оценивания знаний по теме
| Кипение, парообразование и конденсация
| Контрольная работа №3 по теме «Кипение, парообразование и конденсация»
| Решение задач, тестирование
| ЕГЭ, А8-А9,Б2
|
|
|
| 21/21
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
| Комбинированный урок
| Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха
| Знать понятие «влажность воздуха».
Уметь работать с психрометром и гигрометром
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §19
|
|
| 22/22
| Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
| Комбинированный урок
| Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
| Знать устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания
| Фронтальная проверка, устные ответы
|
| §21
|
|
| |