Негосударственное образовательное учреждение Школа «Ника»
117303 г. Москва ул. Одесская д. 21/29 т. 310-51-66, 316-85-25
nou@nika-school.ru
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании кафедры зам. директора по УВР Директор НОУ Школа «НИКА»
Протокол _________ Е.Т. Дудко __________ И.А.Рублева
от__________ № ___
Зав. кафедрой _______ Приказ от ___________ № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для учащихся 11 классов
ступень обучения: основное общее образование
уровень: базовый на 2013-2014 учебный год
Программу составил
Учитель высшей категории
Фридман Александр Иосифович
Москва, 2013 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике в 11-м классе (базовый уровень) на 2013 -2014 учебный год составлена на основе Примерной программы для средней (полной) общеобразовательной школы по физике. М.: «Просвещение», 2010 г.
Преподавание ведется по учебнику: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика – 11, М.: Просвещение, 2009 г.
Количество часов на год по программе: 68.
Количество часов в неделю: 2,
что соответствует школьному учебному плану. Цели изучения физики Изучение физики в XI класс на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
формирование у учеников умения видеть и понимать ценность и значимость физического образования для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности.
формирование у учеников целостного представления о мире и роли физики в сознании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды.
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Учебная рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Прогнозируемые результаты Личностными результатами освоения учащимися курса физики являются:
в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью;
в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, целеустремленность.
Метапредметными результатами освоения учащимися курса физики являются:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез. Сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике.
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты
на базовом уровне:
1) в познавательной сфере:
классифицировать изученные объекты и явления;
давать определения изученным понятиям, называть основные положения изученных теорий и гипотез;
структурировать изученный материал, интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;
применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых и технических устройств, рационального использования и охраны окружающей среды.
2) в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия производственной и бытовой деятельности человека, связанной с использованием физических процессов, для окружающей среды.
3) в трудовой сфере – проводить физические эксперименты.
При проведении курса предполагается использование технологии уровневой дифференциации, системно-деятельностного подхода, технологии индивидуализации обучения, элементов проектной деятельности, технологии коммуникативной деятельности, методы группового обучения, ИКТ-технологии.
Основное содержание:
Тема
| Количество часов
| Количество лабораторных работ
| Количество контрольных работ
| по программе
| по плану
| Основы электродинамики
Магнитное поле
Электромагнитная индукция
|
5
6
| 5
6
|
Л.р. №1
Л.р. №2
|
| Колебания и волны
| 11
| 11
|
| К.р. № 1
| Оптика
| 13
| 13
| Л.р. №3,4,5,6
| К.р. № 2
| Квантовая физика
Элементы теории относительности
Атомная физика
| 15
2
13
|
15
2
13
|
| К.Р. №3, 4
| Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира
| 1
| 1
|
|
| Строение и эволюция Вселенной
| 8
| 8
|
|
| Обобщающее повторение
| 8
| 8
|
|
| Резерв
| 1
| 1
|
|
| Итого
| 68
| 68
|
|
|
Тематическое планирование
№
| Дата
| Код
контролир.
элемента
содержания
КЭС
| Тема урока
| Коды
проверя-
емых
умений
| Содержание
| 1.
| Сентябрь
октябрь
| 3.3.1.
3.3.2
| Взаимодействие токов. Магнитное поле.
| 1, 2.1
| Знать/понимать смысл физических понятий: магнитное взаимодействие, магнитная сила, магнитное поле.
| 2.
| 3.3.1
3.3.4
| Вектор магнитной индукции. Линии магнитного поля.
| 1, 2.2
| Приводить примеры практического применения физических знаний.Вектор магнитной индукции. Правило правой руки.
| 3.
| 3.3.3
3.3.4
| Модуль вектора магнитной индукции. Сила Ампера.
| 1, 2.3–2.4, 3
| Вывод формулы с помощью закона Ампера, Гипотеза Ампера о молекулярных токах. Спин электрона
| 4.
| 3.3.2
| Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»
| 1, 2.1–2.4, 3
2.11
| Формирование экспериментальных умений. Описывать и объяснять физические явления: действие магнитного поля на проводник с током.
| 5.
| 3.3
| Самостоятельная работа «Магнитное поле»
| 1, 2.1–2.4, 3
| Формирование практических умений решения задач
| 6.
| 3.4.1
3.4.2
3.4.3
3.4.4
| Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток.
| 1, 2.4
| Электромагнитная индукция. Индукционное поле, вектор магнитной индукции, магнитный поток.
| 7.
| 3.4.3
3.4.4
| Закон электромагнитной индукции.
| 3.4.1–3.4.7
3.5.1–3.5.7
| Приводить примеры практического применения физических знаний.
| 8.
| 3.4.1
3.4.2
3.4.3
3.4.4
| Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции».
| 2,5.3
| Формирование экспериментальных умений. Делать выводы на основе
экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.
| 9.
| 3.4.5
3.4.6
| Самоиндукция. Индуктивность.
| 1, 2.1–2.4
| Явление самоиндукции. Индуктивность. ЭДС самоиндукции.
| 10.
| 3.4.7
| Энергия магнитного поля тока.
| 1.2
| Знать/понимать смысл физических величин: энергия магнитного поля.
| 11
| 3.5.1–3.5.7
| Электромагнитное поле. Тестирование
| 1.1.
2.1.1.
| Знать/понимать смысл физических понятий: электромагнитное поле.
| 12
| 3.5.1
3.5.2
3.5.3
| Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур.
| 2.1.1.
| Описывать и объяснять: электромагнитные колебания, свободные и вынужденные колебания в электромагнитном контуре
| 13.
|
ноябрь
| 3.5.1
3.5.2
3.5.3
| Колебательный контур. Превращение энергии при электромагнитных колебаниях
| 2.1.1.
| Описывать и объяснять: устройство колебательного контура, превращение энергии в колебательном контуре. Характеристики электромагнитных колебаний
| 14.
| 3.5.4
| Переменный электрический ток.
| 2.6.
| Решение задач. Получение переменного тока. Уравнение ЭДС, напряжения и силы для переменного тока.
| 15.
| 3.5.4
| Генерирование электрической энергии. Трансформаторы.
| 2.3.
2.4.
| Приводить примеры практического применения физических знаний электродинамики в энергетике;
определять характер физического процесса. Электромеханическая индукция, генераторы переменного тока
| 16.
| 3.5.4
| Производство и использование электрической энергии. Передача электроэнергии.
| 2.3.
| Приводить примеры практического применения физических знаний, законов для производства, передачи и использования электрической энергии. Типы электростанций, передача электроэнергии. Повышение эффективности использования электроэнергии.
| 17.
| 3.3.1 –3.5.4
| Электромагнитные колебания. Основы электродинамики.
| 3.4.1–3.4.7
3.5.1–3.5.7
| Подготовка к контрольной работе по разделу
| 18.
| 3.3.1 – 3.5.4
| Решение задач.
| 2.6
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 19.
| 1.1.
3.5.5
3.5.6
| Электромагнитная волна. Свойства электромагнитных волн.
| 2.1.1.
| Знать/понимать смысл физических понятий электромагнитное поле,
резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитная волна.
Описывать и объяснять свойства электромагнитных волн.Теория Максвелла. Теория дальнодействия и близкодействия. Возникновение и распространение электромагнитного поля.
| 20.
| 3.5.5
3.5.6
| Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция.
| 2.1.2.
| Описывать и объяснять:принципы радиосвязи. Амплитудная модуляция, простейший радиоприемник.
Приводить примеры практического применения физических знаний,
различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций.
| 21.
| ноябрь
| 3.5.5
3.5.6
| Распространение радиоволн. Понятие о телевидении. Радиолокация. Развитие средств связи.
| 3.3.1
| Поглощение, отражение, преломление поперечных электромагнитных волн. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе средств радио- и телекоммуникационной связи;
| 22.
|
| Контрольная работа №1«Электромагнитные колебания. Основы электродинамики»
| 2.6
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 23.
| 3.6.1.
| Развитие на природу света. Скорость света.
|
| Повторение физики 9 кл.
| 24.
| 3.6.2
3.6.3
| Закон отражения света.
| 1.2.,2.1.1
| Разбор тестов. Построение изображений в плоском зеркале.
| 25.
| 3.6.4
| Закон преломления света.
| 1.2, 2.1.1
| Относительный и абсолютный показатель преломления. Понимать смысл физических величин,
показатель преломления.
| 26.
|
| 3.6.5.
| Явление полного внутреннего отражения. Решение задач.
|
| Применение в технике.
| 27.
|
| 3.6.4
| Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления стекла».
| 2,5.3
| Формирование практических умений и навыков. Уметь измерять показатель
преломления вещества; представлять результаты измерений с учетом погрешности измерений.
| 28.
| Декабрь
январь
| 3.6.6 3.6.7 3.6.8
3.6.9
| Решение задач по геометрической оптике
| 2.6
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 29.
| 3.6.13
| Дисперсия света.
|
| Явление дисперсии света
| 30.
| 3.6.10
3.6.11
3.6.12
| Интерференция света. Дифракция световых волн. Дифракционная решетка. Поляризация света.
|
| Сложение волн, интерференция, условия минимума и максимума
|
|
| Дифракционная решетка. Лабораторная работа №4
«Определение длины световой волны»
| 2,5.3
| Формирование практических умений и навыков. Уметь измерять длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом погрешности измерений
| 31.
| 3.6.9
| Глаз как оптическая система. Лабораторная работа №5 «Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза
| 2,5.3
| Глаз. Дефекты зрения.
Формирование практических умений и навыков.
| 32.
| 3.5.7
| Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.
| 2.1.2
| Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн.
| 33.
| 3.5.7
| Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение. Рентгеновские лучи.
| 2.1.2
| Виды электромагнитных излучений.
|
|
| Контрольная работа №2 «Световые волны. Излучение и спектры»
| 2.6
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 34
| 4.1
3.6.5, 3.6.10–3.6.13,
| Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности.
| 1, 2.1
| Принципы относительности, постулаты СТО, относительность одновременности, времени, расстояния
| 35
| 4.2
4.3
| Зависимость массы от скорости релятивистская динамика. Связь между массой и энергией.
| 1, 2.2,
1, 2.1–2.4
| Релятивистский импульс, формула Эйнштейна, энергия покоя.
| 36
| 5.1.1
5.1.2
5.1.3
5.1.4
| Фотоэффект. Теория фотоэффекта
|
| Законы фотоэффект, формула фотоэффекта
| 37
| 5.1.5
5.1.6
5.1.7
5.1.8
5.1.9
| Фотоны. Применение фотоэффекта.
| 2.5. 2.3.
5.1.1 –5.1.7
5.2.1, 5.2.2
| Знать/понимать смысл физических понятий: квант, волна, фотон, энергия и импульс фотона, корпускулярно- волновой дуализм света.
| 38
|
| 5.1.1
5.1.2
5.1.3
5.1.4
| Фотоны. Фотоэффект. Кратковременный тест.
| 2.6
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 39
| февраль
| 5.2.1
| Строение атома. Опыты Резерфорда.
| 1, 2.1–2.4
| Модель Томпсона, Резерфорда
| 40
| 5.2.2
5.2.4
| Квантовые постулаты Бора. Лазеры.
| 1, 2.1–2.4
1.3
| Постулаты Бора, модель атома водорода, поглощение света. Свойства лазерного излучения.
| 41
| 5.2.3
| Лабораторная работа №6 «Наблюдение линейчатых спектров».
| 2.5.3.
| Формирование экспериментальных умений. Линейчатые спектры.
| 42
| 5.2.1.-5.2.4
| Контрольная работа №3 «Световые кванты. Строение атома»
| 2.6
| Контроль знаний учащихся. Применять полученные знания для решения физических задач.
| 43
| 5.3.1 5.3.2
| Открытие радиоактивности.
Закон радиоактивного распада.
| 1, 2.1–2.4
| Определять характер физического процесса по графику, таблице,
формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
| 44
| 5.3.2.
| Виды излучений.
|
|
| 45
| 5.3.3
| Строение атомного ядра. Ядерные силы.
| 5.3.1, 5.3.2, 5.3.5 1, 2.1–2.4
| Знать/понимать смысл физических понятий: атом, атомное ядро, ядерные силы.
| 46
| 5.3.4
| Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции.
| 2.4
| Знать/понимать смысл физических понятий: ионизирующие
излучения, дефект массы, энергия связи, радиоактивность. Определять продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
| 47
| март
| 5.3.5
| Деление ядер урана.
Цепные ядерные реакции.
| 2.3
| Приводить примеры практического применения физических знаний в создании ядерной энергетики. Схема деления ядер урана
| 48
| 5.3.1
| Применение ядерной энергии. Биологическое действие радиоактивных излучений.
| 3.1 3.2
| Энергия термоядерной реакции
| 49
| 5.3.1-
5.3.5
| Контрольная работа №4 «Атомная физика и физика атомного ядра»
| 2.6.
| Контроль знаний по данной теме
| 50
| 1.2.9.
1.3
| Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества. Единая физическая картина мира. Семинар.
| 2.5 2.5.1
| Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
| 51
| 1.2.9.
1.3
| Строение Солнечной системы.
| Знать и понимать смысл основных положений изучаемых физических
теорий и их роль в формировании научного мировоззрения. Солнечная система.
| 52
| Система Земля-Луна.
| Луна - единственный спутник Земли
| 53
| апрель
| Общие сведения о Солнце
| Солнце - звезда
| 54
| Источник энергии и внутреннее строение Солнца
| Источник энергии и внутреннее строение Солнца
| 55
| апрель
| Физическая природа звезд
| Звезды и источники их энергии
| 56
| Наша Галактика
| Галактика
| 57
| Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной
| Вселенная
| 58
| 1.1.1-
1.1.8
| Повторение. Равномерное и неравномерное прямолинейное движение.
| 1.1–1.5
| Знать/Понимать:
1.1 смысл физических понятий:
физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, взаимодействие, инерциальная, система отсчета,
материальная точка, траектория, С.О, путь, перемещение, скалярная и векторная величина. Ускорение, уравнение движения, графические зависимости скорости от времени.
| 59
| 1.2.1-
1.2.8
1.2.9-
1.3.6
1.4.1-
1.4.9
| Законы Ньютона. Силы в природе
Силы в природе
Законы сохранения в механике.
| 1.1–1.5
| Смысл физических законов, принципов,
законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, границы применимости законов сохранения.
| 60
| 2.1.7 –
2.1.12
| Основы МКТ. Газовые законы.
| 2.1, 2.2
| Уравнение Менделеева – Клапейрона. Изопроцессы.
| 61
| май
| 2.1.13 –
2.1.17
| Взаимное превращение жидкостей и газов.
| 2.1, 2.2
| Испарение, конденсация. Кипение, влажность воздуха. Психрометр. Теплопередача. Количество теплоты.
| 63
|
| 2.2.1 –
2.2.11
| Тепловые явления.
| 2.1, 2.2
| Процессы передачи тепла. Тепловые двигатели
| 64
| 3.1.1 –
3.1.13
| Электростатика.
|
| Электрический заряд, закон Кулона, Конденсаторы.
| 65
| 3.2.1 –
3.2.8
| Законы постоянного тока
| 3.1–3.6
| Закон Ома. Последовательное и параллельное соединение проводников.
| 66
| 3.3.1 –
3.57.
| Электромагнитные явления
| 3.1–3.6
| Магнитное поле. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны, их свойства.
| 67
| 1.3.
| Итоговое тестирование.
| 2.6.
| Применять полученные знания для решения физических задач.
| 68
|
| Систематизация знаний.
| 3.1
| Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды;
|
Формы и средства контроля: устный опрос; фронтальный опрос; диктант; самостоятельная работа; практическая работа; лабораторная работа; тест; домашние контрольные работы; самоконтроль; защита творческих работ и проектов, использование электронного пространства учителя Лебедевой О.И. на сайте mioo.seminfo.ru
Литература
1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика – 11, М.: Просвещение, 2009 г.
Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
Сборник задач по физике: для 10-11 кл. общобразоват. учрежедний / Сост. Г.Н. Степанова. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2003. – 288 с
Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. / Орлов В.А. Татур А.О.: «Интеллект-Центр» М. 2009
Единый государственный экзамен 2011. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Физика / ФИПИ авторы-составители: А.В. Берков, В.А.Грибов – М.: Астрель, 2010.
Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Физика/ ФИПИ автор-составитель: М.Ю. Демидова, Е.Е. Камзеева, Н.С. Пурышева, – М.: Эксмо, 2010.
ГИА-2011. Экзамен в новой форме. Физика. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: Е.Е. Камзеева, М.Ю. Демидова - М.: Астрель, 2010.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Физика. 2011/ ФИПИ авторы-составители: Демидова М.Ю., Важеевская Н.Б., Пурышева Н.С., Камзеева Е.Е. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2010.
ЕГЭ-2011. Физика. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А.– М.: Национальное образование, 2010.
ЕГЭ-2011. Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Демидова М.Ю., Нурминский И.И., Грибов В.А. – М.: Национальное образование, 2010.
|