№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
Тема 1. Строение атома (8 ч)
|
1
| Атом – сложная частица
| Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны. Микромир и макромир. Дуализм частиц микромира.
|
| 1 упр 1-4
|
|
2
| Состояние электронов в атоме
| Электронное облако и орбиталь. Фор-ма орбиталей. Главное квантовое чис-ло. Энергетические уровни и подуров-ни. Взаимосвязь главного квантового числа, типов и форм орбиталей и максимального числа электронов на подуровнях и уровнях
|
| 2 упр 2, 4-6
|
|
3
| Электронные конфигурации атомов химических элементов
| Электронные формулы атомов эле-ментов. Принцип Паули, правило Гунда. Электронно-графические формулы атомов элементов. Элект-ронная классификация элементов: s-, p-, d-, f-семейства.
|
| 3 упр 1-7
|
|
4.
| Валентные возможности атомов химических элементов | Валентные электроны. Валентные возможности атомов химических элементов, обусловленные числом неспаренных электронов. Другие факторы, определяющие валентные возможности атомов: наличие неподеленных электронных пар и наличие свободных орбиталей. Сравнение понятий «степень окисления» и «валентность»
|
| 4 упр 1-7
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
5
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома
| Предпосылки открытия Периодичес-кого закона: накопление фактологи-ческого материала, работа предшест-венников (Берцелиуса, Деберейнера, шанкуртуа, Ньюлендса, Майера), съезд химиков в г. Карлсруэ. Личност-ные качества Д.И.Менделеева.
Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Первая фор-мулировка Периодического закона
|
| 5 упр 1-3
|
|
6
| Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома
| Горизонтальная, вертикальная, диагональная закономерности. Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современная трактовка понятия «химический элемент». Вторая формулировка Периодического закона. Физический смысл порядкового номера элементаБ номеров группы и периода. Причины изменения свойств элементов в группах и периодах. Третья формулировка Периодического закона. Значение Периодического закона и Периодической системы Д.И.Менделеева для развития науки.
|
| 5 упр 4-7
|
|
7
| Обобщение знаний, подготовка к контрольной работе.
| Выполнение упражнений
|
|
|
|
8
| Контрольная работа № 1 | Строение атома
|
|
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
Тема 2. Строение вещества (10 ч)
|
9
| 1. Химическая связь.
| Ионная химическая связь и ионные кристаллические решетки. Ковалент-ная химическая связь и ее виды: по механизму образования (обменный и донорно-акцепторный), по электроот-рицательности (полярная и неполяр-ная), по способу перекрывания электронных орбиталей, по кратности (одинарная, двойная, тройная и полу-торная). Полярность связи и поляр-ность молекулы. Кристаллические решетки веществ с ковалентной связью: атомные и молекулярные.
| Д. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи
| 6 упр 1-3
|
|
10
| 2. Химическая связь . Единство природы химической связи (урок-семинар)
| Металлическая химическая связь и металлические кристаллические решетки. Водородная связь межмол-екулярная и внутримолекулярная. Механизм образования этой связи и ее значение.
Единая природа химических связей.
Ионная связь как предельный случай ковалентной полярной связи.
| Д. Модели кристаллических решеток веществ с различным типом связи
| 6 упр 4-7
|
|
11
| 3. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул
| Типы гибридизации у молекул орга-нических веществ разных классов и неорганических веществ (соединения бериллия, ворды, аммиак, алмаз, графит, карбин). Геометрия молекул органических и неорганических веществ
| Д. 1. Модели молекул разной геометрической конфигурации.
2. Кристаллические решетки алмаза и графита
| 7 упр. 1-4
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
12
| 4. Дисперсные системы
| Понятие о дисперсных системах. Дисперсионная среда и дисперсная фаза. Девять типов дисперсионных систем и их значение в природе и жизни человека. Коллоидные и истинные растворы.
| Д. 1. Образцы различных систем с жидкой средой.
2. Коагуляция. Синерезис
3. Эффект Тиндаля
| 8 упр 1-4
|
|
13
| 5. Теория строения химичес-ких соединений А.М. Бутлеро-ва
| Предпосылки создания ТСБ: работы предшественников (Дюма, Велер, Жерар, Кекуле), Съезд естествоиспы-тателей в г. Шпейере. Личностные качества А.М.Бутлерова.
Основные положения ТСБ. Виды изомерии. Изомерия в неорганической химии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических и неоргани-ческих веществ.
| Д. 1. Модели структурных и пространственных изомеров
2. Свойства толуола и гидроксидов III периода
| 9 упр 1-6
|
|
14
| 6. Теория строения химичес-ких соединений А.М. Бутлеро-ва
| Основные направления развития ТСБ: изучение зависимости свойств веществ не только от химического, но и от их электронного и пространственного строения. Индукцуионный и мезомерный эффекты. Стереорегулярность.
|
| 9
|
|
15
| 7. Диалектические основы общности двух ведущих теорий химии (семинар)
| Диалектические основы общности закона периодичности Д.И.Менделеева и теории строения А.М. Бутлерова в становлении, предсказании и развитии
|
| 9
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
16
| 8. Полимеры органические
| Полимеры. Основные понятия химии ВМС: мономер, полимер, макромолекула, структурное звено, степень полимеризации. Способы получения полимеров: реакции поликонденсации и полимеризации
| Д. Коллекции пластмасс и волокон
| 10 упр 1-6
|
|
17
| 9. Полимеры неорганические
| Строение полимеров: геометрическая форма макромолекул, кристалличность и аморфность, стереорегулярность
| Д. 1. . Образцы неоргани-ческих полимеров: серы пластической, фосфора красного, кварца и др.
2. Модели молекул ДНК и белков
| 10
|
|
18
| 10. Контрольная работа № 2
| Строение вещества
|
|
|
|
Тема 3. Химические реакции (11 ч)
|
19
| 1. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
| Понятие о химической реакции, ее отличие от ядерной реакции. Реакции аллотропизации и изомеризации, идущие без изменения качественного состава вещества. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов, образующих вещества; по тепловому эффекту); по фазе; по направлению; по использованию катализатора, по механизму, по виду энергии, инициирующей реакцию.
| Д. 1. Превращение красного фосфора в белый; кислорода в озон.
2. Модели бутана и изобутана
3. Получение кислорода из воды и пероксида водорода; дегидратация этанола.
4. цепочка P P2O5
H3PO4.
5. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды.
| 11 упр 1-4
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
20
| 2. Классификация химических реакций в органической и неорганической химии
| Выполнение упражнений, решение задач
| Д. 1. Свойства металлов.
2. Свойства СН3СООН
3. Окисление альдегида в кислоту и спирта в альдегид
4. Примеры экзо- и эндотермических реакций
| 11 упр 5-8
12
|
|
21
| 3. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
| Понятие о скорости хим. Реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакций. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции. Природа реагирующих веществ. Температура.
| Д. 1. Взрыв гремучей смеси
2. Взаимодействие раст-воров Na2SO4 и BaCl2, Na2S2O3 и H2SO4 при разных t, Na c H2O и C2H5OH.
| 13 упр. 1-5
|
|
22
| 4. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
| Факторы, влияющие на скорость реакции. Концентрация веществ. Катализаторы. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.
| Д. 1. Взаимодействие растворов Na2S2O3 разных концентраций с H2SO4.
2. Опыты, иллюстрирую-щие действие катализато-ров и ингибиторов.
3. Взаимодействие Zn (порошок и гранулы) с HCl и др.
| 13 упр. 6-10
|
|
23
| 5. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.
| Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамич-ность химического равновесия. Конс-танта равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура. Принцип Ле Шателье
|
| 14 упр. 1-8
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
24
| 6. Электролитическая диссоциация (ЭД)
| Электролиты и неэлектролиты. ЭД. Механизм диссоциации веществ с различным типом связи. Свойства ионов. Катионы и анионы. Кислоты, основания и соли в свете представле-ний о ЭД. Степень электролитической диссоциации и ее зависимость от природы электролита и его концентрации. Константа диссоциации. Ступенчатая диссоциация электролитов. Свойства растворов электролитов.
| Д. 1. Зависимость степени диссоциации СН3СООН от разбавления.
2. Сравнение свойств 0,1 н растворов H2SO4 и H2SO3; НСООН и СН3СООН; LiOH, NaOH и КОН.
Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды с участием орга-нических и неорганичес-ких электролитов.
| 15 (до диссоциации воды) упр.1-5, 8-11
|
|
25
| 7. Водородный показатель
| Диссоциация воды. Константа ее диссоциации. Ионное произведение воды. Водородный показатель – рН. Среды водных растворов электроли-тов. Влияние рН на химические и биологические процессы.
| Л. Изменение окраски индикаторов в различных средах
| 15 (до конца)
упр.6,7
|
|
26.
| 8. Гидролиз
| Понятие «гидролиз». Гидролиз органических веществ и его значение.
Гидролиз неорганических веществ.
| Д. Сернокислотный и ферментативный гидролиз углеводов.
| 16 упр 1-6
|
|
27.
| 9.Гидролиз
| Гидролиз солей (3 случая). Ступенчатый гидролиз. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
| Л. Гидролиз растворов карбонатов, сульфитов, силикатов щелочных металлов; нитрата цинка.
| 16 упр.7-12
|
|
28.
| 10. Повторение и обобщение пройденного по теме
| Подготовка к контрольной работе
|
|
|
|
29.
| 11. Контрольная работа № 3
| Химические реакции
|
|
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
Тема 4. Вещества и их свойства (22 ч)
|
30
| 1.Классификация неорганических веществ
| Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, основные. Комплексные соли.
| Д. 1. Образцы представи-телей классов неоргани-ческих веществ.
2. Коллекция «Минералы и горные породы».
Л. Получение нераство-римых оснований меди, железа, алюминия, цинка.
| 17 (до класси-фикации орга-нических в-в
|
|
31
| 2.Классификация органических веществ
| Углеводороды, их классификация в зависимости от строения углеродной цепи (алифатические и циклические) и от кратности связей (предельные и непредельные). Гомологический ряд. Производные углеводородов: галагеналканы, спирты, фенолы, альдегиды и кетоны, карбоновые кислоты, простые и сложные эфиры, нитросоединения, амины, аминокислоты.
| Д. 1. Коллекция «Нефть и каменный уголь»
2. Образцы газообразных, жидких, твердых органических веществ.
3. Возгонка бензойной кислоты (или нафталина)
| 17 (до конца)
упр 1-8
|
|
32
| 3. Металлы
| Положение металлов в ПСХЭ и строение их атомов. Простые вещества – металлы: металлическая связь и строение кристаллов. Аллотропия. Общие физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов (восстановительные).
| Д. 1. Образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов.
2. Горение Na и Li в кислороде, взаимодейст-вие Na с водой.
Л. Взаимодействие магния с водой, металлов с кислотами, растворами солей и щелочей.
| 18 (до коррозии металлов)
упр 1-6
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
33
| 4. Металлы
| Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств от степени окисления металла. Значение металлов в природе и жизни организмов.
|
| 18 (до коррозии металлов)
упр 7-13
|
|
34
| 5. Коррозия металлов
| Понятие «коррозия». Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты метал-лов от коррозии.
| Д. 1. Изделия, подверг-шиеся коррозии.
2. Способы защиты металлов от коррозии: образцы нержавеющих сталей, защитные покрытия.
| 18 (до способов получения металлов)
упр. 14-20
|
|
35
| 6. Общие способы получения металлов
| Металлы в природе. Металлургия: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
Электролиз расплавов соединений металлов.
| Д. 1. Коллекция «Минералы и горные породы»
2. Получение железа взаимодействием алюминия с оксидом железа III
| 18 (до конца)
|
|
36
| 7. Общие способы получения металлов
| Электролиз растворов соединений металлов Практическое значение электролиза соединений металлов.
| Д. Электролиз растворов иодита калия, сульфата меди
| 18 (до конца)
упр.21-27
|
|
37
| 8. Урок-упражнение по классу «Металлы»
| Выполнение упражнений, решение задач.
|
|
|
|
38
| 9. Урок-упражнение по классу «Металлы»
| Комбинированный зачет
|
|
|
|
39
| 10. Неметаллы
| Положение неметаллов в ПСХЭ, строение их атомов. ЭО. Инертные газы. Двойственное положение водорода в ПСХЭ. Неметаллы – простые вещества, их атомное и молекулярное строение. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства неметаллов. Восстановительные свойства неметаллов. Водородные соединения неметаллов.
| Д. 1. Модели кристаллических решеток иода, графита, алмаза.
2. Взаимодействие цинка и серы, железа и хлора, хлора с бромидом натрия в растворе, бромной воды и этилена.
3. Получение и свойства HCl и NH3.
| 19 упр 1-10
|
|
40
| 11. Неметаллы
| Несолеобразующие и солеобразующие оксиды неметаллов. Кислородные кислоты. Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидогв неметаллов в периодах и группах. Зависимость свойств кислот от степени окисления неметалла.
| Д. 1. Превращения Р
Р2О5 Н3РО4
2. Взаимодействие СО2 с NaOH.
| 19 упр 11-21
|
|
41
| 12. Урок-упражнение по классу «Неметаллы»
| Решение задач и упражнений. Комбинированный зачет
|
|
|
|
42
| 13 Кислоты органические и неорганические
| Кислоты в свете протолитической теории. Сопряженные кислотно-основные пары.
Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот.
| Д. 1. Свойства HCl, H2SO4(разб.) и СН3СООН.
| 20 упр 1-4
|
|
43
| 14. Кислоты органические и неорганические
| Особенности свойств H2SO4 (конц.) и HNO3 . Особенности свойств уксусной и муравьиной кислот.
| Д. 1. Взаимодействие H2SO4 (конц.) и HNO3 .(конц. и разб.) с медью
2.еакция «серебряного зеркала» для НСООН
| 20 упр 5-9
|
|
44
| 15. Основания органические и неорганические
| Основания в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.
| Д. 1. Взаимодействие NaOH с кислотами, кислотными оксидами, солями, амфотерными гидроксидами.
| 21
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
45
| 16. Основания органические и неорганические
| Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина.
| Д. 1. Разложение Cu(OH)2
2. Взаимодействие метил-амина и аммиака с водой и хлороводородом
| 21 упр 1-7
|
|
46
| 17. Амфотерные органические и неорганические соединения
| Амфотерные соединения в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных металлов. Понятие о комплексных соединениях. Амфотерность кислот.
| Д. 1. Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия.
2. Взаимодействие аминокислот с кислотами и щелочами.
| 22 упр.1-5
|
|
47
| 18. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла ( на примере Ca и Fe), неметалла ( на примере S и Si), переходного элемента (Zn).
| Д. Практическое осуществление цепочек превращений для ряда Ca,
Р, Cu.
| 23 упр 1-4
|
|
48
| 19. Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений
| Генетические ряды и генетическая связь в органике (для соединений, содержащих два атома углерода). Единство мира веществ.
| Д. Практическое осуществление цепочек превращений этанол-этилен- дибромэтан
| 23
|
|
49
| 20. Урок-упражнение
| Решение задач и упражнений
|
|
|
|
50
| 21. Урок-упражнение
| Решение задач и упражнений
|
|
|
|
51
| 22. Контрольная работа № 4
| Вещества и их свойства
|
|
|
|
Тема 5. Химический практикум (5 ч)
|
53
| 1. Практическая работа № 1
| Получение газов и изучение их свойств (кислород)
|
|
|
|
54
| 2. Практическая работа № 2 | Получение газов и изучение их свойств (углекислый газ)
|
|
|
|
55
| 3. Практическая работа № 3
| Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз солей»
|
|
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
56
| 4. Практическая работа № 4
| Решение экспериментальных задач по неорганической химии
|
|
|
|
57
| 5. Практическая работа № 5
| Решение экспериментальных задач по органической химии
|
|
|
|
Тема 6. Химия в жизни общества (8 ч)
|
58
| 1. Химия и производство
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) химическая промышлен-ность и химические технологии;
2) сырье для химической промыш-ленности; 3) воды в химической промышленности; 4) энергия для химического производства
| Д. Модели производств H2SO4 и NH3.
| 24 упр 1-3
|
|
59
| 2. Химия и производство
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) научные принципы хими-ческого производства; 2) защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве;
3) основные стадии химического производства: сравнение производ-ства аммиака и метанола
|
| 24 упр 4-7
|
|
60
| 3. Химия и сельское хозяйство
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) химизация сельского хозяйства и ее направления;
2) расте-ния и почва, почвенный поглощающий комплекс (ППК);
3) удобрения и их классификация
| Л. Коллекция удобрений и пестицидов.
| 25 упр. 1-3
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
61
| 4. Химия и сельское хозяйство
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) химические средства защиты растений; 2) отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними; 6) химизация животноводства
|
| 25 упр 4,5
|
|
62
| 5. Химия и экология
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) химическое загрязнение окружающей среды; 2) охрана гидросферы от химического загрязнения; 3) охрана почвы от химического загрязнения; 4) охрана атмосферы от химического загрязнения.
|
| 26 упр.1-5
|
|
63
| 6. Химия и экология
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) охрана флоры и фауны от химическогозагрязнения;
2) биотехнология и генная инженерия.
|
| 26 упр. 6-9
|
|
64
| 7. Химия и повседневная жизнь человека
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) домашняя аптечка;
2) моющие и чистящие средства;
3) средства борьбы с бытовыми насекомыми.
|
| 27 упр. 1-7
|
|
65
| 8. Химия и повседневная жизнь человека
| Лекционно-семинарское занятие по плану: 1) средства личной гигиены и косметики; 2) химия и пища.
3) маркировка упаковок пищевых и гигиенических продуктов и умение их читать; 4) экология жилища; 5) химия и гигиена человека.
|
| 27 упр. 8-13
|
|
№
уро
ка
|
Тема урока
|
Изучаемые вопросы
| Эксперимент
(Д – демонстрационный
Л – лабораторный)
| Задание на дом по учебнику
|
Сроки
|
66.
| Резервное время
| Подведение итогов
|
|
|
|
67
| Резервное время
|
|
|
|
|
68
| Резервное время
|
|
|
|
|