Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер81.3 Kb.
ТипСтатья
100-bal.ru > Физика > Статья
Михайленко Елена Александровна, учитель-логопед

Муниципальное общеобразовательное учреждение.

«Эммаусская средняя общеобразовательная школа» Тверская область, Калининский район.

Статья отнесена к разделу: Школа - Начальная школа

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи. Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной.

С этой целью мы решили несколько разнообразить работу с детьми.
Предлагаем вашему вниманию использования эфирных масел на логопедических занятиях.


Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы.
Об опыте использования эфирных масел на логопедических занятиях.
Вопросы организации психогигиены школьников применительно к обучению всё острее встают в повседневной практике. Каждый взрослый человек, воспитывающий ребёнка, имеет свой жизненный опыт, обладает определённым багажом знаний психологии. Но к сожалению, не все известные достижения психогигиены детского возраста применяются в школе. Желание помочь ребёнку с задержкой речевого развития, в учебной работе, заставило меня искать дополнительные и более эффективные способы и приёмы снятия интеллектуального, эмоционального утомления и ликвидации психологического дискомфорта с помощью эффективного средства, как ароматерапия.

Продуктивность занятий зависит от того, с каким настроением дети пришли на урок, в какой мере на предыдущем их подготовили к следующему этапу получения знаний, как они отдохнули на перемене и от многого другого. Профессиональный долг и мастерство учителя и заключается в том, чтобы очень быстро оценить ситуацию в начале урока, принять решение о выборе оптимальных для данного случая способов воздействия (поднять настроение или погасить излишнее возбуждение, начать урок с проведения физпаузы, “разбудить спящих”).

Как обеспечить наиболее благоприятное течение урока? В практике работы нашего логопедического кабинета на помощь приходит аромотерапия.

Давно известно положительное влияние эфирных масел на состояние физической и интеллектуальной - эмоциональной сферы человека. Ценные сведения о лечебных свойствах эфирных масел мы получили от знаменитых учёных древности – Гиппократа, Галена, Плутарха, Анакреона. Много внимания уделял этой проблеме и гениальный Авиценна. Он называл эфирные масла сильнейшим средством профилактики и лечения нервно-психических расстройств.

Ароматерапия – целостное искусство, которое помогает обрести гармонию тела, эмоций и духа. Эфирные масла – это летучие пахнущие жидкости, сделанные самой природой, часто называемые «жизненной силой» или «душой» растений, потому что они обладают целым рядом целебных свойств. Рерих писал «Неразрывно с ароматом стоит понятие наших эмоций…», «Запахи способны управлять настроением и работоспособностью».

Обоняние обеспечивает восприятие запахов. Андрей Каменский, доктор медицинских наук, профессор, в лаборатории МГУ изучал возможности улучшения памяти и умственных способностей человека путём воздействия стимулирующими веществами на его мозг через нос. Оказывается, из полости носа есть прямая и короткая дорожка в мозг, минующая кровеносные сосуды. Эфирные летучие вещества, поглощенные стенками органа обоняния, попадают в длинные отростки нейронов – аксоны и по ним так называемым аксональным транспортом проникает непосредственно в гипоталамус. Медиками установлено, что приятные запахи, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при вдыхании приятных запахов усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

К сожалению, в доступной нам литературе мало сведений об исследованиях влияния эфирных масел на умственную работоспособность детей. Интересные данные получены в экспериментальных группах второклассников. В середине третьего урока, когда утомление получило уже достаточное выражение, детям надевался керамический медальон, в который помещали 2-3 капли масла и учащийся вдыхал его в течение 5 минут. Умственная работоспособность детей определялась двухминутной корректурной пробой (оценивалось количество просмотренных и подчёркнутых слов). Учащиеся в экспериментальной группе во второй половине урока просматривали и подчёркивали больше букв, чем в контрольных.

Но необходим дифференцированный подход к выбору ароматов для создания расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности. Приводятся характеристики эфирных масел, отражающих определённые эмоциональные состояния человека.

Остановимся на некоторых важнейших свойствах эфирных масел, которые позволили им занять столь значительное место среди профилактических и лечебных средств, применяемых человеком.

Виды масел, рекомендуемых для использования в детской практике: лаванда, полынь лимонная, мята, шалфей, эвкалипт.

В древнем Риме школьники носили розмариновые венки для улучшения памяти. Всего несколько капель масла розмарина необыкновенно повышают способность к сосредоточению.

Чтобы избавить ребёнка от страха перед экзаменом или контрольной, замените розмарин - лавандой.

Непоседливых детей успокаивает запах мускатного шалфея.

Основное условие, что ребёнка ни на йоту не раздражает предлагаемый запах. В противном случае: розмарин заменяют базиликом, а шалфей–лавандой.”

Эмоциональные и мозговые блоки, несогласованность в поступках и действиях корректируют запахи – кедра, мяты, пихты, полыни, эвкалипта.

Психотерапевты считают эфирное масло полыни хорошим средством, способствующим концетрации на самом главном, наиболее существенном для человека в данный момент. Оно помогает сберечь силы, не тратить их на мелочи, как бы возвращает человека непосредственно к сущности вопроса и ясному на него взгляду – тогда решение принимаются легче.

Утверждают, что свежий, лесной, пряный запах пихтового масла является бальзамом для одинокой души. Оно утешает и укрепляет при чувстве покинутости, даёт способность пережить трудное время.

По данным доктора Э.Баха, эвкалипт показан при медлительности, эмоциональных перегрузках, поскольку оказывает балансирующее действие, придавая некоторый интеллектуальный энтузиазм".

Эфирное масло герани, как успокаивающее, балансирующее, для лечения депрессии, нервного напряжения, страха.

Угнетение, чувство неполноценности – лавр! Эфирное масло лавра при испарении в аромалампе оказывает возвышающее влияние, создаёт живительную и торжественную атмосферу (7-8 капель на аромалампу).

Недостаточная концентрация внимания, рассеянность – иссоп, кипарис, мята, роза, розмарин, тимьян, шалфей.

Лаванда при испарении в аромалампе действует, как общеукрепляющая, успокаивающая, стимулирующая циркуляцию мозгового кровообращения. Рекомендуется при неврастении, раздражительности, повышенной агрессивности, колебаниях настроения, депрессии.”

Применение жасмина показано при эмоциональных страданиях, депрессии, страхах, пессимизме, паранойе, потери уверенности в себе.

  • Психические заболевания – мелисса, шалфей. Мелисса – одно из наиболее эффективных и ценных эфирных масел. Её выраженное влияние на тонкие энергетические центры в организме давно известно.

Авицена (980-1037г.г) указывал: “Мелисса делает сердце счастливым и укрепляет дух, она прогоняет тёмные мысли и балансирует “чёрную тоску”, т.к. мелисса действует непосредственно на жизненный центр сердца, она помогает координировать наиболее деликатные “колеблющиеся” эмоции. Это делает мелиссу эффективным средством против депрессии, тревоги, ночных кошмаров, шока, нерегулярного сердцебиения и дыхания. Тонизирующие воздействие на мозг, противоспазматическое, стимулятор физический и умственный (“патент на долгожительство” – по доктору Баху). Показано как при депрессии и меланхолии, так и в момент ярости и гнева. Ингаляции, воскуривание в ароматокурительницах (6-8 капель на объём до 30 м.куб.)

Эфирное масло ромашки применяется очень широко при оказания стимулирующего и

гармонизирующего действия на нервную и имунную системы. С целью предотвращения инфекционных заболеваний (особенно дыхательных путей и лёгких), а также рецидивов хронических болезней, предлагает проводить курсы профилактических процедур. Надевать медальон с ромашкой при головной боли, подавленном настроении, вегето-сосудистых неврозах, страхах, депрессии, приступах раздражительности.

При испарении масла шалфея мускатного в аромалампе, оно оказывает релаксирующее, вдохновляющее, стабилизирующее действие на психику.

Масла полыни лимонной, лимона, розмарина одновременно с повышением точности работы увеличивают скорость выполнения различных операций. Существенно, что композиции эфирных масел влияют на умственную работоспособность в большей степени, чем отдельные масла.

Высокая эффективность применение летучих фракций эфирных масел в качестве фитоадаптогенов позволяет рекомендовать их использование в комплексе лечебно-профилактических мероприятий. Для детей школьного возраста рекомендуется использовать композиции эфирных масел лаванды, мяты перечной, полыни лимонной, эвкалипта в соотношениях 5:1:1;2; лаванды, мяты, эвкалипта в соотношениях 5:1:2; лаванды, мяты, полыни лимонной – 5:1:1. Продолжительность процедур 25-30 минут.

Наблюдения за реакцией детей с задержкой речевого развития на эфирные масла во время занятий позволяет сделать следующие выводы:

- учащиеся воспринимают аромат как источник положительных эмоций;

- использование эфирных масел способствует ускорению включения в деятельность, снимает утомление.

Эфирные масла – очень сильный фактор, влияющий на эмоции человека. Наряду с положительным действием возможен и обратный эффект от неумелого её применения в учебном процессе. Здесь есть свои законы и логика.

В своей работе я придерживаюсь следующих правил и рекомендаций:

  1. Эфирные масла на уроке играют вспомогательную роль, они служат эмоциональным

фоном, стимулом к учебной деятельности.

  1. В первый раз применения эфирного масла, необходимо проверить нет ли аллергии к

этому аромату.

  1. Из-за высокой биологической активности дозировки недопустимо превышать.

  2. Лучше использовать те запахи, которые детям знакомы и любимы.

  3. Не следует часто менять аромат. Желательно использовать один запах в одной определённой ситуации.

Это будет способствовать более быстрому вхождению в учебную деятельность.

Вдыхая тонизирующий аромат, даётся такая установка: “Сейчас я вдыхаю аромат. У меня прибавляются силы, мне становится хорошо, я больше не испытываю усталости. Мне нравится мир, который я вижу. Он яркий, красивый, ароматный. Сегодня я буду чувствовать себя великолепно. Я успею сделать всё, что хочу”. Мозг автоматически свяжет установку с тем ароматом, который вдыхали. И когда его вспоминаешь, тут же снова почувствуешь бодрость и прилив сил.

А если нужно успокоиться и снять перевозбуждение, используется расслабляющие и успокаивающие масла и даётся другая установка: “Сейчас я вдыхаю успокаивающий аромат. Я становлюсь спокойнее. У меня проходит раздражительность, я больше не испытываю злость. Я добрый и хороший. Я люблю весь этот мир.”

Можно посвятить таким установкам буквально 5 минут перед началом работы. Если память о запахе не вплывает в нужные моменты, то “подкрепить” её ароматом.

Применение данного метода коррекции нельзя рассматривать изолированным, самостоятельным и самодостаточным. Его использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск