Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 393.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/2
Дата публикации26.02.2014
Размер393.06 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Физика > Автореферат
  1   2


На правах рукописи
СУЯРОВ ТУХТАМУРОД ХОЛМУРОДОВИЧ

ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ СРЕДСТВА ПО РЕШЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ


13. 00. 02. - Теория и методика обучения и воспитания

(физика) (педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Курган-Тюбе - 2012

Работа выполнена на кафедре методики преподавания физики Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава.


Научный руководитель: доктор педагогических наук, член-корреспондент Академии

образования Таджикистан, профессор,

Шукуров Тагайбобо Абдуалимович.

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Султонов Низом,
кандидат педагогических наук

Умаров Ашур Авалович

Ведущая организация: Кулябский государственный

университет имени Абуабдулло Рудаки


Защита состоится «29» мая 2012 г. в «14.00» часов на заседании Диссертационного совета ДМ.737.016.01 по присуждению ученой степени доктора и кандидата педагогических наук при Курган-Тюбинском государственном университете имени Носира Хусрава по адресу: 7352140, г. Курган-Тюбе, ул. Айни, 67.

С диссертацией можно ознакомиться в научной и электронной библиотеке Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава.

Автореферат разослан «28» апреля 2012 г.


Ученый секретарь Диссертационного совета,

доктор физико-математических наук,

профессор А.Ш. Комилов

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Решение задач является одним из наиболее сложных видов учебной деятельности. На решение задач отводится более половины учебного времени, решение задач является и целью, и средством обучения, поэтому неумение учащихся самостоятельно решать задачи является серьезной трудностью в изучении физики, математики и других дисциплин. Такое положение объясняется не только сложностью данного вида учебной деятельности учащихся, но и недостатками самой методики решения задач.

В силу сказанного, одной из важнейших целей, которая должна достигаться в процессе обучения, является формирование у обучаемых обобщённых умений, которые позволят учащимся решать любые задачи вне зависимости от их содержания. Большинство исследователей считают возможным (а в плане общей дидактики необходимым) формирование обобщённых умений решения задач. Сформированные в рамках одной предметной области, обобщённые умения решать задачи можно перенести в другие предметные области. Данное обстоятельство должно явно осознаваться всеми субъектами учебного процесса. Обобщённые умения решать задачи есть те универсальные умения, которые могут быть востребованными на протяжении всей последующей деятельности человека вне зависимости от избранной им профессии. Это то ценное, «...что остается, когда все выученное уже забыто»

Об актуальности достижения такой цели, конечно же, говорить не приходится.

Обычно учащимся предлагается решать огромное количество задач, используя в качестве ориентира примеры решения типовых задач, прорешенных учителем на занятиях, в надежде, что умение решать задачи сформируется в процессе их решения само по себе. Не имея развёрнутой операционной основы деятельности по решению задач, ученики вынуждены руководствоваться методом аналогий и методом «подгонки» под известный ответ, приведённый в конце задачника. Так, посредством проб и ошибок, без опоры на мыслительные структуры однозначно обуславливающие исполнение тех или иных операций, ученик пытается решать задачи не имея представления о том, как это следует делать. Вряд ли можно считать такой подход продуктивным.

Методические умения педагога слабо помогают конструированию когнитивной деятельности учащегося, так как в ныне действующих общеобразовательных программах не предусмотрено изучение теоретических основ решения задач, да и сама методика формирования умений решать задачи опирается в основном на эмпирическое мышление ученика. Очень часто педагог оказывается один на один с проблемой обучения решению задач, без соответствующей теоретической и методической поддержки. Имеющаяся литература по методике преподавания физики даёт главным образом ответ на вопрос, как решать те или иные задачи, и явно недостаточно отвечает на вопросы, что значит решить задачу и как обучить решению задач по физике. Особенность физических задач, их структура, сущность решения вне зависимости от их конкретных типов и видов исследуются и обобщаются пока слабо.

Среди задач, решаемых в методике обучения решению задач, выделяются две взаимосвязанные задачи:

1) исследование операционного состава действий по решению
задач;

2) формирование у учащихся обобщенных умений решать задачи. Взаимосвязь данных проблем заключается в том, что
формирование соответствующих обобщённых умений возможно
только на основе полного, развёрнутого операционного состава
обобщённых действий. Не имея полного набора операций, педагог
не может представить ученикам обобщённые действия для
освоения в развёрнутом виде, вследствие чего формирование
умения решать задачи происходит в значительной степени
стихийно и имеет низкую эффективность. Именно поэтому
проблема выявления операционного состава обобщённых действий
по решению задач представляется весьма актуальной.

Степень изученности проблемы. В большинстве исследований по методике решения задач (Т.А. Шукурова, Ф.Х.Хакимова, Т.Бобоева, А.Маджидова, Д. Шерматова, Н.Н. Пойя, А.В. Тулькибаева, Л.М. Усова, Д.И.Фельдштена и др.) обычно предлагаются четыре группы действий. Это действия, обеспечивающие: анализ задачи (ориентирование); планирование решения; осуществление решения (исполнение); прочерк решения (контроль). Проблема раскрытия операционного содержания этих действий становится важнейшей проблемой при разработке методик обучения решению задач различных видов и типов. В ряде работ (Л.А. Иванова, В.В. Кириллов, Г.П. Стефанова), ориентированных на данную проблематику, раскрывается операционный состав следующих действий: анализ задачи, планирование решения, проверка решения. Операционный же состав действий обучаемых на этапе «осуществление решения задачи» на сегодняшний день остаётся недостаточно разработанным.

Чаще всего осуществление решения задачи представляется исследователями как применение общих положений соответствующей области знания, как то: определения, правила, законы, формулы, условия задачи, однако содержание ориентировочной основы, операционный состав действия по применению этих общих положений теоретического материала остаётся нераскрытым.

Таким образом, к средствам решения автор относит такие элементы теоретического материала, как аксиомы, определения законы, формулы, теоремы и т. д.

Практика обучения показывает, что решение задач часто вызывает значительные затруднения даже у тех учеников, которые достаточно свободно владеют теоретическим материалом учебного предмета. Для успешного решения задач, кроме знания теоретического материала, необходимо также владеть специфическим умением, обеспечивающим в процессе решения применение средств решения, т.е. тех элементов теоретического материала, которые используются при решении задач.

Из-за отсутствия умений применять теоретические знания в решении задач учащийся испытывает значительные затруднения при попытках воспользоваться полученными теоретическими знаниями непосредственно в практической учебной деятельности. Вследствие этого, теоретический материал воспринимается как нечто обособленное от практики, неудобное в практическом использовании. Неумение применять средства решения в решении задач побуждает учеников запоминать большое количество частных формул, ориентированных на решение типовых задач, и это является основной причиной затруднений при решении задач даже незначительно отличающихся от типовых. Данные обстоятельства побуждают обратиться к проблеме развития у учащихся таких обобщённых умений, которые бы обеспечили возможность применения теоретического материала в решении задач.

Таким образом, с одной стороны, решение задач не обходится без применения теоретических знаний, а с другой, приходится констатировать отсутствие в методике решения задач развёрнутого операционного состава действия, обеспечивающего применение теоретических знаний в решении задач. Сказанное выявляет ряд противоречий, наиболее существенными из которых являются следующие:

  • между необходимостью применять теоретические знания в решении задач и отсутствием в методике обучения решению задач методов формирования обобщённых умений по применению средств решения;

  • между потребностью в разработке методов формирования у учащихся обобщённых умений решения задач и недостаточной разработанностью операционного содержания обобщённого действия, обеспечивающего возможность применять средства решения в решении задач.

Названные противоречия определили проблему и тему предлагаемого исследования. Проблемой исследования является разработка методов формирования у учащихся умений решать физические задачи, основанных на развёрнутом операционном составе деятельности по решению задач, а темой – определение операционного состава обобщённого действия по применению средств решения в решении физических задач и формирование соответствующего данному действию умения.

Цель исследования: обосновать обобщенные действия по применению средств решения физических задач, и на их основе сформировать у учащихся умение применять средства решения в процессе решения задач по физике.

Объект исследования: процесс обучения школьников решению задач по физике.

Предмет исследования: теоретико-методологические основы изучения деятельности по применению средств решения, методы и приёмы формирования умения применять средства решения в решения физических задач.

Гипотеза исследования: методика обучения учащихся решению задач будет успешной, если в состав деятельности по решению задач будет входить развёрнутый операционный состав действия по применению средств решения. Нормативный подход к изучению деятельности будет являться методологической основой разработки операционного состава. Состав операций при этом будет определяться на основе анализа системы предметов деятельности решающего субъекта: задача, решение задачи, средства решения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать исторический, методический и педагогико-психологический аспект проблемы на основе изучения различных методов решения задач и разработать методику решения задач по физико-математическим дисциплинам.

2. Обосновать обобщённую модель и структуру процесса решения задач.

  1. Разработать операционный состав решения задач (средства решения).

  2. Обосновать структуру нормативной деятельности по решению физических задач и определить место, которое занимает в ней действие по применению средств решения.

  3. На основе имеющихся структур разработать методику формирования у учащихся умения применять средства решения в решении физических задач.

7. Апробировать сформированные умения на предмет их эффективности для учебной деятельности по решению задач.

Теоретическую основу исследования составил ряд сложившихся и общепринятых психолого-педагогических теорий:

- теория деятельностного подхода в обучении (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и другие);

- психологические и дидактические закономерности формирования обобщённых умений (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, В.А.Крутецкий, Н.А. Менчинская, Г.А. Дзида).

Методологическую основу исследования составили:

- нормативный подход к изучению деятельности (Л.М. Фридман, Д.И.Фельдштейн, Т.А.Шукуров, Ф.Х.Хакимов, Т.Бобоев, Б.К. Дамитров);

- общая теория и методика применения задач в обучении естественнонаучным дисциплинам (Е.Н. Кабанова-Меллер, Т.А. Шукуров, Ф.Х. Хакимов, Т.Бобоев. А.Маджидов, Н.А. Менчинская, Г.А. Саймон, Н.Н. Тулькибаева).

Важными для научной концепции исследования явились исследования по содержанию и структуре деятельности по решению физических задач (Г.Д. Бухарова, Д.И.Фельдштейн, Т.А. Шукуров, Ф.Х.Хакимов, Т.Бобоев, А.Маджидов, Дж.Шарипов, В.В. Кириллов, Г.П. Стефанова, Н.Н. Тулькибаева, Л.М. Фридман), работы по методике решения физических задач и методике обучения решению физических задач (П.А. Знаменский, С.Е. Каменецкий, В.П. Орехов, А.Н. Яворский и др.), работы по методике обучения учащихся решению физических задач (Г.А. Дзида, А.В. Усова). Определение содержания обобщенных умений решения задач связано с осмыслением и переработкой процесса решения задач, заложенного в кибернетике и информатике.

Общие вопросы методики решения задач, методики обучения учащихся решению физических задач, формирования обобщённых умений решения задач рассматривались также в исследованиях М.Е. Тульчинского, В.И. Савченко, Б.С. Беликова, Б.А. Гохвата.

Методы исследования. В работе применялась совокупность теоретических методов исследования, к числу которых относятся:

  • анализ литературных источников по рассматриваемой проблеме, позволяющий сформулировать исходные позиции исследования;

  • сопоставительный анализ действий вычислительных (кибернетических) систем и когнитивной деятельности учащихся при решении различных задач с целью выявления действий, инвариантных относительно формулировки задач и предметной области теоретического материала;

  • теоретическое обобщение и моделирование структур предметной деятельности учащихся при решении задач;

  • анализ и обобщение собственного опыта преподавательской деятельности по обучению решению задач в рамках общеобразовательных курсов физики и математики, а также курса общей физики (первый - второй курсы университета).

Использовался ряд эмпирических методов исследования, к которым можно отнести:

  • прямое и косвенное наблюдение за деятельностью студентов на лекционных практических и лабораторных занятиях по курсу общей физики, за деятельностью учащихся на уроках и посещающих подготовительные курсы для поступающих в вузы;

  • педагогический эксперимент по апробации сформированного обобщенного умения применять средства решения при решении физических задач,

Диссертационное исследование проводилось в период с 2005 г. по 2012 г. и включало в себя три основных этапа.

Первый этап (2005-2007) включал анализ существующих методик решения физических задач. Были выявлены основные ошибки, которые допускают обучаемые при решении задач, определены исходные условия исследования, существующие противоречия в формировании у учащихся умений решения задач, обоснованы подходы к разработке операционного состава обобщенных действий. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2008-2009) изучались и анализировались структуры деятельности обучаемых в процессе решения задач. Корректировались модели, описывающие процесс решения задачи, был теоретически обоснован операционный состав действия по применению средств решения и методики применения средств решения в решении физических задач.

На третьем этапе (2009-2012) проводились обучающие эксперименты. Апробировалась методика решения задач, корректировалась модель процесса применения средств решения при решении задач. Проводился комплексный анализ педагогического эксперимента.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- дано теоретическое обоснование модели процесса применения средств решения в решении физических задач;

- сформирована структура средств решения;

  • сформирован объект задачи, релевантный средству реше­ния,

  • выделен алфавит задачи, построена таблица замещения знаков;

- обосновано утверждение средств решения в высказывании решения задачи;

- уточнена структура средства решения, компонентами которой являются идентификатор, объект средства решения.

Теоретическая значимость исследования заключается:

  • в совокупности методологических подходов, положений, составляющих теоретическую основу для выявления операционного состава обобщённых действий по решению физических задач;

  • в уточнении определений понятий «условие задачи», «требование задачи», «решение задачи» и «процесс решения задачи» в терминах формальной логики;

- определены связи и отношения меду тремя объектами деятельности по решению задач, а именно задачей, решением задачи, совокупностью средств решения.

Практическая значимость исследования выражается в следующем:

  • теоретические положения доведены до уровня конкретных методических разработок, которые были внедрены в практику обучения общеобразовательным школ Хатлонской области;

  • подготовлены методические рекомендации по пропедевтике решения физических задач.

Достоверность результатов исследования обеспечивается систематическим и всесторонним анализом проблемы; применением методов, адекватных целям и задачам исследования; опорой на теорию деятельности и теорию формирования обобщённых умений, разработанных в отечественной дидактике; следованием теоретическому нормативному подходу в изучении деятельности; согласованностью основных результатов и положений с современной методикой решения физических задач; положительными результатами педагогического эксперимента; репрезентативностью и статистической значимостью результатов педагогического эксперимента.

Педагогический эксперимент включал:

- обобщение передового педагогического опыта учителей, основанное на теории деятельности и теории формирования обобщённых умений, разработанных в отечественной дидактике;

- проведение опытно-педагогической работы по соотнесенности основных результатов и положений с современной методикой решения физических задач.

Апробация исследования осуществлялась автором в публикациях, выступлениях на научно-методических семинарах и научных конференциях.

Основные положения и результаты исследования были представлены и обсуждались на республиканской научно-практической конференции, состоявшейся на базе Педвузов РТ, на региональной научно-практической конференции молодых учёных и специалистов Хатлонской области, на научно-практической конференции, проходившей на базе Курган-Тюбинского государственного университета (Курган-Тюбе, 2005-2011).

На защиту выносятся:

- обобщённая модель, структуры и схемы процесса применения решения задач по физике;

- операционный состав действия по применению средств решения в решении физических задач, включающий в себя:

- формирование объекта задачи, релевантного средству решения;

- выделение алфавита задачи; построение таблицы замещения знаков; преобразование утверждения средства решения.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ


Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования. Сформулирована гипотеза, показаны научная новизна и практическая и теоретическая значимость работы.

Первая
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск