Скачать 120.22 Kb.
|
Программа педагогической практики по «Школьной гигиене» для студентов 3 курса физического факультета на 2010-2011 учебный год. Цель: Вооружить будущего учителя физики практическими знаниями соблюдения гигиенических требований учебного процесса, а также знаниями формирования, укрепления и сохранения здоровья школьников. Задачи: 1. Уметь оценить расписание учебных занятий в соответствии гигиеническим требованиям (с учетом ранговой шкалы трудности уроков и динамики умственной работоспособности в недельном цикле и в течение дня). 2. Освоить методику хронометража умственной работоспособности учащихся на уроке и выявить развивающие утомление у детей в процессе учебной деятельности на уроке. Задание студентам: В ходе педагогической практики по «Школьной гигиене» студент должен выполнить: - два обязательных задания - сдать задания с обоснованными выводами и рекомендациями в срок, установленный руководителем практики и получить оценку за выполненную работу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 Физиолого- гигиеническая оценка расписания уроков Гигиенические требования к расписанию уроков в школе *Общая учебная нагрузка должна в неделю составлять: - 1-4 классы – 25 часов; - 5 класс- 31 час; - 6- класс —32 часа; - 7 - класс— 34 часов; - 8—9 классы — 35 часов; - 10— 11 классы —36 часов * В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся. * Для учащихся 5-9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, по литературе для написания сочинений, уроков труда, физкультуры (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для учащихся 5-9 классов допускаются только при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузы, продолжительностью не менее 30 минут. * В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам. * При составлении расписания следует чередовать предметы естественно-математического и гуманитарного циклов. * Уроки физической культуры не рекомендуется ставить первыми, особенно в понедельник из-за медленной врабатываемости организма в учебную деятельность и перед предметами, где требуется наибольшая мобилизация работы головного мозга (литература и русский язык, математика, физика). Наиболее рациональным местом в расписании этого предмета является 4-5-й уроки, когда переключение с умственной деятельности на физическую работу снижает утомление и способствует повышению работоспособности. * Школьное расписание уроков составляется с учетом динамики дневной и недельной умственной работоспособности учащихся. * В течение дня работоспособность изменяется следующим образом: на первом уроке работоспособность школьников невысока; наивысшая работоспособность отмечается на 2 - З уроке; на 4 уроке появляется тенденция к снижению трудоспособности; на 5 и 6 уроках возможен некоторый подьем активности (рис. 1), * В течение недели работоспособность изменяется следующим образом: вторник и среда могут быть заполнены более трудными предметами, так как в эти дни самая высокая работоспособность; в четверг работоспособность стабилизируется, или чуть снижается; в понедельник и пятницу работоспособность относительно низкая; в субботу возможно повышение работоспособности (рис. 2). Ход работы: 1. Выписать в тетрадь дневное и недельное расписание занятий для учащихся вашего класса (таб. 4). Против каждого предмета проставить оценку в баллах, используя ранговую шкалу трудности уроков (таб. 5). Таблица 4. Расписание уроков _____ класса
Таблица 5 Ранговая шкала трудности уроков (САНПиН, 1999)
2. Оценить соответствие школьного расписания физиолого-гигиеническим требованиям и сделать анализ недельного и дневного расписания. 2.2. Подсчитать сумму баллов за каждый день недели, полученные цифровые данные используют для построения графика, где на оси абсцисс обозначены дни недели, а на оси ординат - сумма баллов за каждый день (рис. 3). 2.3. Выбрать для анализа два учебных дня, полученные данные используют для построения графика (рис. 4). баллы дни недели пн вт ср чт пт суб Рис. 3. Изменение работоспособности в течение недели баллы уроки 1 2 3 4 5 6 Рис. 4 Изменение работоспособности в течение дня 2.4. Сравнить полученную кривую с динамикой работоспособности в течение учебного дня и недели, используя дополнительную информацию. З. Если расписание составлено нерационально, предложить альтернативный вариант, соответствующий физиолого-гигиеническим требованиям. 4. Оформление работы. Записать в тетрадь составленное недельное расписание класса, оценить в баллах, построить графики распределения дневной и недельной нагрузки и на основании полученных данных сделать общий вывод. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 2 Исследование умственной работоспособности учащихся на уроке Ход работы: 1. Для изучения работоспособности и выявления развивающегося утомления у детей в процессе учебной деятельности используют методику модификации хронометража. Исследования проводится на 2-3 учениках. 2. Предварительно следует заготовить протокол хронометража урока по образцу, представленному ниже. ПРОТОКОЛ ХРОНОМЕТРАЖА реакций поведения школьника во время учебной деятельности на уроке
3. Особенности поведения наблюдаемого ученика фиксируются в протоколе каждые три минуты с помощью следующих условных знаков: * активное участие в работе (+); * активное участие, но с проявлением двигательного беспокойства (+1); * отвлечение от работы без двигательного беспокойства (-); * отвлечение с двигательным беспокойством (-1); 4. После окончания урока подсчитывают общёе число каждого вида знаков и заносят в соответствующую графу протокола. 5. Для оценки поведения ученика вычисляют процентное распределение каждого вида знаков. Для этого общую сумму знаков принимают за 100 %, а сумму каждого вида знаков за “Х.”. Таким образом, можно определять, какую часть урока составляет учебная активность, отвлечения и двигательное возбуждение, свидетельствующее о наступлении утомления у каждого ученика в отдельности и всей исследуемой группы в целом. 1. ….- 100% Х = ….% (активное участие в работе) ….. – Х % 2.… - 100% Х = … % (активность, с двигат. беспокойством) ……- Х % 3. … - 100% Х = …% (отвлечение, без двигат. беспокойством) …. -Х % 4. …..- 100% Х = …% (отвлечение, с двигат. беспокойством) …. – Х% 6. Оформление работы. В работе должны быть представлены протокол хронометража урока, произведенные расчеты, письменный анализ по каждому обследуемому ученику, выводы и предложения по организации занятия. Анализ и выводы: ____________________________________________________________ ___________________________________________________________ Предложения по организации занятия: ________________________________________________________ __________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Приложение Оформление титульного листа Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт физики и технологии Отчет по педагогической педпрактике «Школьная гигиена» Выполнил: Студент 4 курса, гр. Ф.И.О_________ Проверил: Руководитель пед. практики Петрова Л.Г., к. п. н., доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии. |