Этап учебного занятия
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
Организационный
| 2 мин
| подготовить учащихся к работе на уроке
| правила поведения на уроке
| организовывать рабочее место
| словесный
| фронтальная
|
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Приветствие учащихся, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.
| Рапорт командира класса, приветствие учителей, проверка готовности к уроку.
|
Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.
| Время
| Цель этапа
| Компетенции
| Методы
| Формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
3 мин
| обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока, актуализировать субъективный опыт учащихся
|
| формулироватьцели урока
| словесный, демонстрация
| фронтальная
| файл для интерактивной доски, видеофайл
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель технологии демонстрирует и комментирует видеосюжет:
Действительно, электричество может дать свет, тепло, связь. Позволит приготовить пищу и постирать белье, узнать последние новости и послушать любимую музыку, попарится в бане и укрыться от жары в кондиционированном помещении. Во всем мире производятся тысячи бытовых приборов и устройств, способных выполнять все вышеперечисленные функции, и использующие в качестве источника энергии электричество.Но, увы, со всеми плюсами у электричества есть и одно несомненное отрицательное свойство - потенциальная угроза для жизни и здоровья. Именно поэтому, пользуясь электричеством, необходимо постоянно соблюдать необходимую технику безопасности.
Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
| Смотрят видеофильм «Уроки осторожности»
Слушают учителя.
Формулируют цели урока.
|
| Учитель технологии сообщает тему и корректирует цели урока.
На уроке вам будет предоставлена возможность рассмотреть устройство и принцип действия лампы накаливания и электрических нагревательных приборов, вспомнить правила техники безопасности при их использовании.
Запишем число и тему урока: «Лампа накаливая. Бытовые электроприборы».
|
Записывают тему урока
|
Усвоение новых знаний
| время
| Цель этапа
| Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
27 мин
| обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала
| успешно усваивать полученные знания
| сравнивать объекты, делать выводы, формулировать вопросы, отвечать на поставленные вопросы
| беседа, наглядный, словесный, практический
| фронтальная, групповая работа, работа с учебниками
| файл для интерактивной доски, видеофайлы, презентация
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель физики:
Первым по-настоящему массовым потребителем электрической энергии стала система электрического освещения. Болееполутора веков человечество получает свет с помощью электричества. А как люди жили, когда электричества еще не было?
| Ученик рассказывает об истории развития освещения (см. приложение №1), остальные смотрят ресурс «История развития освещения» и слушают.
|
Учитель физики проводит инструктаж по выполнению заданий №1,2,3 в рабочем листе урока. Учитель физики проверяет правильность выполнения зад. №1 с помощью ИАД. и ответы на вопросы зад. № 2 и № 3.
Учитель физики рассказывает:
При длительной эксплуатации лампы ее нить утончается за счет испарения вольфрама. Процесс разрушения нити накала заканчивается ее разрывом. Между разошедшимися концами нити возникает электрическая дуга. Температура этого электрического разряда превышает tпл вольфрама, и это приводит к очередному разрыву нити на другом ее участке. Раскаленный обрывок спирали падает на стекло, баллон разрывается. Для защиты от этого опасного явления в одном из выводов лампочки устанавливают плавкий предохранитель. Что такое плавкий предохранитель и для чего он нужен? Ответ на этот вопрос найдем в видеосюжете.
Учитель физики демонстрирует видео.
| Выполняют задания №1,2,3 в рабочем листе урока,опираясь на текст учебников физики и технологии, рассматривая лампы накаливания.
Проверяют выполнение зад. №1с помощью ИАД.
Дают ответы на вопросы заданий № 2и №3.
Предполагаемый ответ на вопрос зад.№2:Нить делают из вольфрама, потому, что этот метал тугоплавкий, его tпл равна 3380 0С. В лампе накаливания вольфрамовая спираль нагревается до 30000С.
Предполагаемый ответ на вопрос зад. №3:На колбе или цоколе электрической лампы есть надписи, информирующие о величине рабочего напряжения и её мощности.
Слушают учителя.
Смотрят ресурс «Предохранители».
|
| Учитель физики обсуждает с учащимися информацию, полученную из видеосюжета, предлагает рассмотреть предохранители, находящиеся на партах, задает вопросы:
Каково же назначение плавкого предохранителя?
Что является основной частью плавкого предохранителя?
Так как же предохранитель защищает баллон лампы накаливания от взрыва?
РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Учитель физики предлагает решить задачу:
ЗАДАЧА 1. Является ли лампа накаливания дешевым потребителем электроэнергии? Рассчитаем стоимость электроэнергии, потребляемой лампой накаливания за один месяц (30 дней), если она ежедневно горит в течении 6 часов при напряжении 220 В и силе тока 0, 45 А. Тариф 2,75 рубля за 1 кВт.∙ч
| Рассматривают предохранители. Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемый ответ на первый вопрос:Назначение предохранителя состоит в том, что с его помощь отключается цепь, если сила тока в цепи вдруг окажется больше допустимой нормы.
Предполагаемый ответ на второй вопрос:
Основной частью является проволока из легкоплавкого металла.
Предполагаемый ответ на третий вопрос:
Предохранитель плавиться раньше, чем вольфрамовая нить, окончательно разрывая цепь. В результате не возникает электрический разряд между разошедшимися концами нити накала, что предотвращает очередной разрыв нити накала, и падение обрывка спирали на баллон.
Выполняют зад. №4 в рабочем листе урока. Ученик решает задачу у доски. Решение проверяют с помощью ИАД.
|
| Учитель физики комментирует полученный результат:
Несмотря на то, что стоимость электроэнергии, израсходованной на одну лампочку не очень велика, в масштабах современной квартиры за месяц может набежать солидная сумма.
ЗАДАЧА 2. Ребята, знаете ли вы, сколько ваша семья тратит на оплату электроэнергии в месяц? Кто из вас умеет подсчитывать стоимость потребленной энергии?
Учитель технологии корректирует ответы учащихся, сообщает порядок заполнения квитанции об оплате за электроэнергию с помощью ИАД, предлагает ее заполнить в рабочем листе урока.
Учитель технологии информирует учащихся о разделении электрических приборов на группы по выполняемым функциям и предлагает, пользуясь возможностями интерактивной доски, распределить электроприборы на эти группы используя ресурс «Электронагревательные приборы».
Учитель физики задает вопросы:
Можно ли из предложенных электроприборов выделить те, в которые люди используют для получения тепла или нагревания других тел, веществ?
Как вы думаете, какое название имеют эти приборы?
Какой закон позволит нам определить количество теплоты, выделяемое таким прибором?
|
Отвечают на вопросы учителя Заполняют квитанцию об оплате за электроэнергию под руководством учителя технологии.(зад.№6 в рабочем листе урока) Несколько учащихся выполняют задание по распределению электроприборов на группы с помощью ИАД. Отвечают на вопросы учителя.
Предполагаемый ответ на первый вопрос:
Это утюг, электрический чайник, стиральная машина, паяльник, фен. Предполагаемый ответ на второй вопрос: Электрические нагревательные приборы.
Предполагаемый ответ на третий вопрос:
Закон Джоуля - Ленца.
|
| Как он формулируется?
Учитель технологии сообщает о социологическом опросе, демонстрируя диаграмму:
Опрос родителей учеников нашей школы, показал, что электрические приборы, которые относятся к нагревательным, используют ежедневно большинством опрошенных родителей.
Учитель технологии предлагает изучить строение утюга и электрического чайника по их изображениям и ответить на вопросы(приложение №2):
Какие основные детали есть у каждого из рассмотренных вами приборов?
Как вы думаете, из какого материала нужно изготавливать нагревательный элемент таких приборов?
Учитель технологии дополняет ответы учащихся на вопросы о строении электронагревательных приборов:
Бытовые электронагревательные приборы состоят из корпуса, электронагревателя, теплоизоляционного устройства, выводных контактов. Корпус электронагревательных приборов может быть изготовлен из металла (стали, алюминия) или из пластмассы. Электронагреватель изготавливается в виде спирали или пластины из сплавов, выдерживающих
| Предполагаемый ответ на четвертый вопрос:
Количество теплоты, выделяемое проводником с током равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени.
Слушают учителя.
Предполагаемый ответ на первый вопрос:
В каждом приборе имеется корпус, нагревательный элемент, вилка.
Предполагаемый ответ на второй вопрос:
Из материалов с большим удельным сопротивлением.
Слушают учителя.
|
| высокую температуру длительное время. Нагревательные элементы чаще всего изготавливают в виде проволочных спиралей или полос из проводниковых материалов с большим удельным сопротивлением. Теплоизоляционное устройство предназначено для изоляции электронагревателя от корпуса, поэтому оно должно обладать высокой прочностью, выдерживать колебания температур. Теплоизоляционное устройство изготавливают из термостойких диэлектриков (фарфора, слюды, кварцевого песка, асбеста и др.). Выводные контакты служат для соединения электронагревателя со шнуром. В основном это стержни из латуни. Все нагревательные приборы оснащены шнуром со штепсельной вилкой.
|
|
Этап
проверки нового материала
| время
| Цель этапа
| Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
5 мин
| Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы
| успешно применять полученные знания
| концентрироваться на поставленной задаче
| практический
| фронтальная
| файл для интерактивной доски, видеоресурс
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
ЛАБОРАТОРНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Учитель физики знакомит со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); сообщает названия практической работы; разъясняет задачи практической работы.
Учитель физики проверяет отчет о проделанной работе
Учитель технологии предлагает вспомнить правила безопасного пользования электронагревательных приборов.
| Выполняют лабораторно-практическую работу, заполняют табличную форму отчёта.
Докладывают результаты работы
Отвечают учителю, используя ИАД
|
Закрепление нового материала
| время
| Цель этапа
| Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
3 мин
| обеспечить закрепление в памяти учащихся знания и способы деятельности, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу
| Организовывать деятельность по успешному применению
нового материала
| распозновать и воспроизводить изученный материал
| Наглядный,
словесный
| фронтальная
| файл для интерактивной доски
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель физики предлагается учащимся выполнить задание на внимание и фронтальное тестирование, состоящее из 3 вопросов с выбором одного правильного ответа.
| Отвечают учителю.
Ответы на вопросы теста: б,б,в
|
Информация о домашнем задании, подведение итогов
урока
| время
| Цель этапа
| Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
3 мин
| Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
| содержание и способы выполнения домашнего задания
| выбор заданий
| Наглядный, словесный
| фронтальная
| файл для интерактивной доски
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель технологии сообщает о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению
Учитель физики сообщает о достижении целей урока; оценивает результаты коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке, делает необходимые замечания, выставляет оценки.
| Слушают учителя, делают записи в дневнике
|
Рефлексия.
| время
| Цель этапа
| Компетенции
| методы
| формы
| Используемые ЦОРы
|
знания
| умения
|
2 мин
| Инициировать рефлексию учащихся по поводу их психо-эмоционального состояния
|
| Мобилизироваться на рефлексию
| словесный
| фронтальная
| файл для интерактивной доски
|
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Учитель технологии предлагает учащимся выразить их отношение к уроку с помощью ИАД.
| Определяют своё отношение к понравившемуся этапу урока с помощью перемещения определённых знаков на ИАД.
|