Скачать 74.45 Kb.
|
Сабанаева Татьяна Тимофеевна МОУ НОШ №11, г.Новороссийска Русский язык 1 класс «Школа России» Тема урока: Письмо слов и предложений с изученными буквами Урок с применением ТРКМ (технология развития критического мышления) Урок русского языка 1 класс (период обучения грамоте) Цель урока: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и обобщению знаний об изученных звуках и буквах, слоге, слове, предложении. Задачи:
Ход урока:
Учитель: - У нас сегодня не совсем обычный урок. Урок одного слова. Как вы думаете, что это значит? (Ответы-предположения учащихся) - А теперь давайте поработаем, а в конце урока ещё раз ответим на этот вопрос. - Я думаю, что этот урок принесёт нам всем не только новые знания, но и радость общения друг с другом. Тех, кто будет сегодня хорошо работать – в конце урока ждёт небольшой сюрприз.
Учитель: - Чтобы узнать, о чём сегодня пойдёт речь на уроке, давайте отгадаем загадку. Загадка: Носит хобот, а не слон, Но слона сильнее он. Сотни рук он заменяет! Без лопаты, а копает. (Экскаватор) (Рассматривание иллюстрации) Учитель: - Вы уже догадались, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Об экскаваторе) - Что такое «экскаватор»? Как бы вы объяснили это своему младшему братику или сестричке? (Ответы уч-ся) Использование приёма «Корзина идей» (с записью учителем на доске основных положений высказываний уч-ся) - А теперь давайте обобщим наши ответы. -Что же такое «экскаватор»? Обобщение (Уч-ся дают ответы с опорой на запись) Экскаватор – машина для землеройных работ, часто на гусеничном ходу.. . Как вы думаете почему?(Ответы уч-ся). Немного из истории появления экскаваторов. (Информация для учителя) Впервые экскаватор появился в 30-х годах XIX века в Америке. Мотивом для подобного воплощения конструкторской мысли стала острая нехватка рабочей силы, которая явно ощущалась при строительстве железной дороги в Соединённых Штатах. Первый экскаватор был паровым и мог перемещаться только по железнодорожному полотну, но даже он с успехом заменил 50 рабочих. Несколько лет потребовалось на доработку экскаватора, который уже смог заменять180 рабочих. В 40-х годах XIX века экскаваторы Отиса попали в Европу, а затем и в Россию. Примечательно, что именно в России экскаватор впервые применился в горнодобывающей промышленности, до этого их использовали только на железной дороге. В России первый экскаватор был построен только в начале XX века – в 1902 году на Путиловском заводе. Хотя основная функция экскаватора – копание и перемещение грунта, сегодня сфера применения экскаваторов очень разнообразна. Это рытьё траншей и добыча материалов в карьерах, при строительстве нефтепроводов и газопроводов, железных дорог и шоссе, а также при гражданском строительстве. Кроме того. Экскаваторы применяются для погрузочно-разгрузочных работ, для работы на разработке угольных месторождений и скальных пород, а также для разработки других полезных ископаемых. Существуют также и специальные экскаваторы, которые могут, например, добывать торф или погружать взорванную руду при создании тоннелей.
Обобщение знаний уч-ся.
-Назовите первый звук в слове (Звук Э). Вчера мы уже познакомились с этой буквой. А сейчас давайте повторим её написание.
- Прописать в тетради по образцу: Ээ эх эк экскаватор - Чтобы сделать звуко-буквенный анализ, давайте вспомним всё, что мы уже знаем о звуках речи. Приём составления кластера (Учитель задаёт наводящие вопросы и с помощью уч-ся на доске создаётся кластер) 3) Работа на доске и в тетрадях. - А теперь выполним звуко-буквенный анализ слова «экскаватор». (Выделение гласных, деление на слоги, постановка ударения, кол-во букв и звуков, характеристика каждого звука с опорой на ленту-букв и коллективно составленный кластер. Обозначение гласных красными точками, мягких согласных – зелёными, а твёрдых – синими.)
- Вспомните стихотворение, которое мы недавно читали «Игра в слова». Если взять большое слово, Вынуть буквы раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. - Из «рассыпанных» букв собрать слово «ЭКСКАВАТОР» (Работа уч-ся у доски и на рабочих местах с кассой букв) Физминутка -Теперь давайте поиграем с этим словом и запишем составленные слова. Запись в тетради: Экватор, вата, скат, каска, каток, квас, . .. 5) Расширение словарного запаса. - В первый столбик таблицы запишите, какие вы знаете слова, начинающиеся на Э. (У каждого ребёнка таблица)
- А теперь внимательно прослушайте рассказ, постарайтесь запомнить как можно больше слов, начинающихся на букву Э. Чтение учителем текста: ЭКСКАВАТОРЩИКИ (Г.Юдин) Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа. - Бросай свои этикетки! - кричит. - У нас во дворе настоящий эскалатор работает! Я говорю: - Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушёл. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дёрнется, как поедет! А впереди — электрический столб. Экскаватор по этому столбу - р-р-раз! Столб набок - два! И все провода оборвались. Во всём нашем доме сразу электричество погасло, и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и всё, что питается электричеством. Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришёл папа и... Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.
-Что такое ЭСКАЛАТОР, а что такое -ЭКСКАВАТОР? (ЭСКАЛАТОР - лестница, ЭКСКАВАТОР - машина.) Слова похожи по звучанию, но совсем разные по значению. - Кто заметил, а были ли в тексте слова-родственники? Какие это слова? (Экскаватор, экскаваторщик; Электричество — электрический столб). - По каким признакам мы узнаём родственные слова? ( Общий смысл и общая часть) 6) Работа по развитию речи. - Придумайте предложение со словом ЭКСКАВАТОР. (Составление и запись предложения об экскаваторе. Что он делает? Где работает? Примерно: Экскаватор роет яму.)
Подведение итогов урока.
- Чему научились? Что вспомнили? - Скажите, так почему наш сегодняшний урок назывался Урок одного слова? (Ответы уч-ся) - Оцените работу на уроке, дополняя предложения (Устные высказывания уч-ся) Меня удивило … Мне понравилось … Я могу похвалить себя за … - Спасибо за хорошую работу на уроке. Я заметила, что вам было интересно. Сюрпризный момент. А теперь, как и обещала, за хорошую работу на уроке вы получаете раскраски. Узнали, как называется эта машина? (ЭКСКАВАТОР) - Дома раскрасьте его, завтра устроим в классе выставку ваших работ. ЭКСКАВАТОР |