Урок-игра
«Обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»
Человеческая культура возникла
и развертывается в игре, как игра
Й. Хейзинга
Цель: Обобщить знания по теме «Первоначальные химические понятия»
Задачи:
1. Образовательные
учащиеся должны обобщить знания по следующим элементам содержания, изученным в рамках темы:
символы некоторых химических элементов и их названия
валентности некоторых элементов и ее использование при составлении формул соединений;
правила определения простых и сложных веществ, отличие х/э и простых веществ;
номенклатура бинарных соединений;
определение относительных атомных и молекулярных масс;
определение массовых долей элементов в веществе;
расстановка коэффициентов в уравнениях реакций;
2. Воспитательные:
совершенствование коммуникативных умений;
3. Развивающие:
развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
развитие положительной мотивации обучения.
Оборудование урока:
Таблица относительных атомных масс.
Таблица валентности.
Раздаточный материал к каждому конкурсу.
Для объективности оценки участников игры создается жюри из гостей урока. Во вступительном слове учитель говорит об итогах изучения первой темы, а потом предлагает учащимся поиграть, для чего учащиеся делятся на группы по 4 человека.
конкурсы
| 1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 4группа
| 5 группа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 конкурс «Химическое домино»
На столах необходимо разложить карточки таким образом, чтобы получился кру
Оксид азота (III)
| N2O3
| 2 атома азота
| 3 атома кальция
| Нитрид кальция
| Са3N2
| Сульфид железа (II)
| 1 атом серы
| Фосфид кальция
| Сa3Р2
| 2 атома фосфора
| Оксид фосфора (III)
| Р2О3
| 3атома кислорода
| Оксид серы (VI)
| SO3
| FeS
| 1 атом железа
| 2 атома хлора
| Хлорид железа (II)
| FeСl2
| 3 атома кислорода
| Оксид хлора (III)
| Cl2О3
|
Повторяемые понятия
Индекс
| Показывает число атомов в молекуле
| Помогает составить формулу вещества
| Валентность
| Число связей данного элемента
| Формула
| Условная запись состава вещества
|
| Название вещества
|
| Помогает описать состав вещества
|
2 конкурс “Пирамида”
Постройте устойчивую пирамиду, укладывая камни, по возрастанию массовой доли кислорода в веществах (для этого в каждом камне впишите формулу вещества и массовую долю кислорода в нём): СuO, SO2, CaCO3, NaOH .
Повторяемые понятия
Относительная атомная масса
| Показывает во сколько раз масса элемента больше массы эталона
|
| Относительная молекулярная масса
| Показывает во сколько раз масса молекулы больше массы эталона
| Сумма относительных атомных масс элементов с учётом числа атомов каждого элемента
| Массовая доля элемента в веществе
| Показывает в % часть массы элемента в веществе
|
|
3 конкурс «Крестики –нолики»
Определите выигрышный путь как в игре крестики-нолики, где приведённые значения объёма (н.у), массы и числа частиц соответствуют 2 моль углекислого газа (СО2).
44,8 л
| 3,01×1023
молекул
|
44 г
|
11,2 л
| 12,04 ×1023
молекул
|
22 г
|
22,4 л
| 6,02×1023
молекул
|
88 г
|
Повторяемые понятия
Молярная масса
| Масса 1 моль вещества
| Численно совпадает с относительной молекулярной массой
| Молярный объём
| Объём 1 моль вещества
| При н.у = 22,4 л/моль
| Число Авогадро
| Число частиц в 1 моль вещества
|
6,02×1023
|
4 конкурс «Химический пирог»
Расставьте коэффициенты в схемах реакций
Мg + O2 → MgO
Fe2O3 + С → Fe + СО2
NH3 + O2 → N2 + H2O
Сумма всех коэффициентов равна относительной молекулярной массе простого вещества, занимающего 21% объёма воздуха;
Сумма всех коэффициентов перед сложными веществами равна относительной молекулярной массе газа с резким неприятным запахом, состоящего из атомов азота и водорода .
Запишите формулы веществ 1) и 2) Повторяемые понятия
Уравнение реакции
| Модель химической реакции, записанная при помощи химических формул и коэффициентов
|
| коэффициент
| Помогает превратить схему реакции в уравнение
| Показывает число отдельно взятых молекул и атомов
|
Финальный конкурс «Я знаю, что я всё знаю»
Подведение итогов, обобщение повторяемых понятий.
Для чего необходимо изучаемое понятие
| понятие
| Показывает, во сколько раз масса атома превышает массу эталона (1/12 часть массы атома углерода)
|
| Показывает массу 1 моль вещества
|
| Определённое число связей, которое может образовывать элемент
|
| Показывает число атомов в молекуле
|
| Помогает составить формулу вещества
|
| Показывает объём 1 моль вещества
|
| Помогает превратить схему реакции в уравнение
|
| Показывает, какая часть массы приходится на данный элемент в веществе
|
| Сумма относительных атомных масс элементов с учётом числа атомов каждого атома
|
| Показывает число структурных частиц (молекул или атомов) в 1 моль вещества
|
| Модель химической реакции, записанная при помощи формул и коэффициентов
|
| Показывает, во сколько раз масса молекулы превышает массу эталона (1/12 часть массы атома углерода)
|
| Модель состава вещества, записанная при помощи химических знаков и индексов
|
|
В каждой команде нужно выстроить рейтинг по степени участия каждого игрока. Оценка «5» ставится всем участникам выигравшей команды и лидерам остальных команд.
Домашнее задание
Необходимо определить, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого учёного (приведите формулировку).
| Химический элемент
| Простое вещество
| кальций необходим для роста клеток
| Р
| К
| азот входит в состав воздуха
| М
| О
| натрий входит в состав глауберовой соли
| О
| Е
| натрий растворяется ртути с образованием амальгамы
| И
| Д
| кислород необходим для дыхания
| Я
| А
| хлор получают электролизом расплава поваренной соли
| Л
| Г
| капуста содержит около 0,08% серы
| А
| Б
| фтор входит в состав зубной эмали
| В
| Н
|
Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
H2OP2O5AlO2NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2
Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества;
Как было сформулировано задание, которое выполнял ученик.
Домашнее задание
Необходимо определить, в каких фразах говорится о химическом элементе, а в каких – о простом веществе. Верному утверждению в таблице соответствует буква. Выберите эти буквы и составьте из них фамилию учёного – естествоиспытателя. Какой закон носит имя этого учёного (приведите формулировку).
| Химический элемент
| Простое вещество
| кальций необходим для роста клеток
| Р
| К
| азот входит в состав воздуха
| М
| О
| натрий входит в состав глауберовой соли
| О
| Е
| натрий растворяется ртути с образованием амальгамы
| И
| Д
| кислород необходим для дыхания
| Я
| А
| хлор получают электролизом расплава поваренной соли
| Л
| Г
| капуста содержит около 0,08% серы
| А
| Б
| фтор входит в состав зубной эмали
| В
| Н
|
Ученик получил задание, в котором по названиям веществ необходимо было составить их химические формулы. Выполняя это задание, он не оставил пробелы между формулами веществ, в результате чего у него получилась запись:
H2OP2O5AlO2NaH2O3CO2Na3NCFeCl3N2К2SSiO2
Выделите из этой записи формулы индивидуальных веществ, подчеркните простые вещества;
Как было сформулировано задание, которое выполнял ученик.
|