Пояснительная запискак рабочей программе по физике 10 классаФизика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника
научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики 10 класса в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10—11-й классы). В этих документах сформулированы
цели изучения физики в 10—11-м классах на базовом уровне: освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; о методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественнонаучной информации;
воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, а также чувства ответственности за охрану окружающей среды;
использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни и обеспечения безопасности собственной жизни. Изучение физики в 10—11-м классах на базовом уровне знакомит учащихся с основами физики и её применением, влияющим на развитие цивилизации. Понимание основных законов природы и влияние науки на развитие общества — важнейший элемент общей культуры.
Физика как учебный предмет важна и для формирования
научного мышления: на примере физических открытий учащиеся постигают
основы научного метода познания. При этом целью обучения должно быть не заучивание фактов и формулировок, а
понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром.
Программа даёт возможность
подготовиться к ЕГЭ по физике наиболее успевающим учащимся.
Эффективное изучение учебного предмета предполагает
преемственность, когда постоянно привлекаются полученные ранеезнания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале.Это особенно важно учитывать при изучении физики в старшихклассах, поскольку многие из изучаемых вопросов уже знакомыучащимся по курсу физики основной школы. Следует учитывать, однако, что среди старшеклассников, выбравших изучение физики на базовом уровне, есть и такие, у кого были трудности при изучении физики в основной школе. Поэтому в данной программе предусмотрено
повторение и углубление основных идей ипонятий, изучавшихся в курсе физики основной школы. Главное отличие курса физики старших классов от курса физики основной школы состоит в том, что в основной школе изучались физические явления, а в 10—11-м классах изучаются основы физических теорий и важнейшие их применения. При изучении каждой учебной темы надо сфокусировать внимание учащихся на центральной идее темы и её практическом применении. Только в этом случае будет достигнуто понимание темы осознана её ценность — как познавательная, так и практическая. Во всех учебных темах необходимо обращать внимание на
взаимосвязь теории и практики.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствие доказательства, законы, теории;
• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:• владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий:
• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Настоящая программа составлена на основе авторской программы Л. Э. Генденштейн, В.И. Зинковский, (Мнемозина, 2010) и разработана применительно к базовому уровню обучения, обеспечивает взаимосвязное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций: коммуникативной; рефлексивной; личностного саморазвития; ценностно – ориентационной; смыслопоисковой; профессионально – трудового выбора.
Задачи обучения физике:
Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни
Овладение способами познавательной, информационно - коммуникативной и рефлексивной деятельности
Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенцией.
Предлагаемая программа реализуется с помощью УМК, включающего учебник и задачник. Учебники Л. Э. Генденштейна предназначены для изучения физики на базовом уровне (2 урока в неделю) в соответствии с новыми стандартами, утверждёнными МО и науки РФ. Авторы УМК стремились представить физику как живую науку, являющуюся частью общей культуры: в учебниках приведено много примеров проявления и применения физических законов в окружающей жизни, сведений из истории физических открытий, дано иллюстрированное описание физических опытов. Чёткая структура учебника облегчает понимание учебного материала. Один параграф учебника рассчитан примерно на одну учебную неделю. В конце каждой главы приведены задачи базового уровня, приведены примеры решения ключевых задач, содержится дополнительный материал для желающих узнать больше.
Требования к уровню подготовки учащихсяВ результате изучения физики на базовом уровне учащиеся должны:
знать/понимать•
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие.
•
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
•
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики.
•
вклад в науку российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь•
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
•
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё не известные явления;
•
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
•
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщенияхСМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов,средств радио- и телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Тематический план10 КЛАСС(68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ) -
№п/п
| Тема
| Кол-во уроков
|
1
| Физика и методы научного познания
| 1
|
2
| Механика
| 33
|
3
| Молекулярная физика и
термодинамика
| 24
|
4
| Электростатика
| 10
|
5
|
|
|
| Итог:
| 68
|