Скачать 32.26 Kb.
|
Урок по теме «Фотоэффект»Русов А.Н., учитель физики и информатики Кренёвской средней школы Буйского района Костромской области Цели урока: 1) изучить законы и теорию фотоэффекта; 2) учить учащихся: делать выводы и обобщения из наблюдений и опытов; коллективно работать. Материалы: распечатки компьютерного эксперимента (компакт-диск «Открытая физика 1.1) по числу столов учащихся. Ход урока. I. Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем изучать одно из замечательных явлений, которое сыграло большую роль в развитии взглядов на природу света. Это явление фотоэффекта. После его открытия и изучения физики окончательно убедились, что свет – это поток микрочастиц – фотонов. Для успешного усвоения материала урока вы должны быть внимательными слушателями, много анализировать, обобщать, делать выводы. Я буду вам в этом помогать. II. Изучение материала. Изучение материала ведётся по такой схеме: Открытие → Законы → Теория (объяснение) → Применение (значение). Конспект урока – это графы таблицы (ниже она приведена в заполненном виде). Для более плодотворной работы на уроке, развития мыслительных операций учащихся используются рисунки, полученные с помощью компьютерной программы «Открытая физика 1.1». Замечания. 1) Количество рисунков является примерным. Учитель по своему усмотрению может исключить часть или добавить другие. 2) Поскольку принтер в школе не цветной, то справа от рисунков дано пояснение, каким светом освещают катод. Свои выводы ученики могут писать здесь же. 3) С распечатками ученики могут поработать и дома, если по каким-либо причинам что-то осталось непонятым на уроке. Вот примерный план изучения материала урока:
(Iн ~ P ~ Nф)
III. Закрепление полученных знаний. Устный тест: 1. Какой заряд окажется на двух цинковых пластинах, первая из которых заряжена положительно, а вторая – отрицательно, если их облучать ультрафиолетовым (УФ) светом? А. Обе пластины будут заряжены отрицательно. Б. Первая пластина приобретёт положительный заряд, вторая – отрицательный. В. Обе пластины будут иметь положительный заряд. 2. Какие факторы определяют красную границу фотоэффекта: 1. длина волны; 2. вещество катода; 3. вещество анода? А. 1, 2, 3. Б. 1, 2. В. 1, 3. 3. Как изменится скорость вылетающих из вещества электронов, если частота облучающего света увеличится? А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится. 4. От каких параметров зависит фототок насыщения: 1. световой поток; 2. частота облучающего света; 3. скорость вылетающих электронов? А. 1, 2. Б. 3. В. 1. 5. Длина волны облучающего света уменьшилась в 2 раза. Как изменилась работа выхода электрона? А. Не изменилась. Б. Уменьшилась в 2 раза. В. Увеличилась в 2 раза. Решение задач типа: №2, 3 к §74. IV. На дом: §74 (учебник В.А. Касьянов «Физика – 11»); №1, 4 к §74. Материал к уроку: «Фотоэффект и его законы»Катод не освещён Рис. 1 Красный свет Рис. 2 Красный свет Рис. 3 Жёлтый свет Рис. 4 Жёлтый свет Рис. 5 Жёлтый свет Рис. 6 Жёлтый свет. Напряжение между анодом и катодом отсутствует Рис. 7 Жёлтый свет. Uз – запирающее напряжение Рис. 8 Фиолетовый свет Рис. 9 Фиолетовый свет Рис. 10 |