ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана для учащихся 7 классов МБОУ СОШ с. Канавка
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы (входящая в образовательную область предметов естественно – научного цикла) , выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, в его влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимания роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В 7,8,9 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Рабочая программа в 8 классе составлена на основе примерной программы основного общего образования «Физика» 8 класс (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина и реализуется в 2013 – 2014 учебном году.
Если по каким-либо причинам на изучение курса фактически остается меньше положенных 68 часов, то экономию времени с наименьшим ущербом для знаний учащихся можно получить за счет объединения уроков 3/3 и 4/4, 52/16 и 53/17, при необходимости можно не проводить урок 9/5.
Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 № 1312).
Основным видом контроля знаний учащихся является текущая проверка (фронтальный опрос, тесты, физический диктант, самостоятельные и творческие работы). Различные методы текущей проверки позволяют наиболее полно оценивать достижения учащихся, своевременно корректировать процесс обучения.
В качестве внутришкольного контроля используется итоговая проверка знаний учащихся, которая проводиться по завершению темы, четверти, года или школьного курса. Выпускные экзамены также относятся к итоговой проверке.
Планирование результатов обучения предполагает соответствие требованиям к содержанию образования и уровню его усвоения. Любой контроль направлен на проверку планируемых результатов обучения, тех знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в рамках данной темы (раздела или курса), а также уровня усвоения этих знаний и умений. В отечественной методике принято выделять четыре уровня овладения изучаемым материалом:
уровень воспроизведения (I);
уровень применения по образцу (II);
уровень применения в измененной ситуации (III);
творческий уровень, когда требуется объяснить незнакомое явление или создать новый алгоритм для решения задачи (IV).
Уровень I предполагает прямое запоминание отдельных знаний и умений, требуемых программой. Их выполнение опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
1) умение описывать устно или письменно физическое явление;
2) знание отдельных фактов истории физики;
3) знание названий приборов и области их применения;
4) знание буквенных обозначений физических величин;
5) знание условных обозначений приборов, умение их изображать и узнавать на схемах и чертежах.
Уровень II предполагает:
1) знание теории, лежащей в основе изучаемого явления;
2) знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
3) знание и понимание определений физических величин;
4) знание единиц физических величин, их определений;
5) понимание принципа действия приборов, умение определять цену деления, пределы измерений, снимать показания.
Уровень III определяет конечную цель обучения: 1) умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений;
2) понимание взаимозависимости различных признаков, характеризующих группу однородных явлений;
3) умение изображать графически взаимосвязь между физическими величинами, определять характер этой связи;
4) умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы;
5) умение производить расчет, пользуясь известными формулами;
6) представление об историческом развитии отдельных разделов физики;
7) сформированность «технических приемов» умственной деятельности: умения читать книгу, находить нужные сведения, составлять план ответа и т. п.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел.механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник стоком, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Список литературы.
Литература, использованная при разработке программы:
Попова В.А. Рабочие программы по физике 7 – 11 классы. – М: Издательство «Глобус», 2008. – 247 с.
Демидова М.Ю., Коровин В.А. Методический справочник учителя физики. – М: «Мнемозина», 2003. – 228.
Примерные программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физике.
Стандарты основного общего образования и среднего (полного) общего образования по физике.
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Учебник
Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 2-е издание.- М. : Дрофа, 2010 год.
Методические пособия
1. Сборник задач по физике. 7-9класс. /Составитель В.И. Лукашик. 7 – е изд.- М.: Просвещение, 2003. (В календарно – тематическом планировании сокращенно – Л.)
2. Сборник задач по физике. 7 - 9класс. -М.: . /Составитель А.В.Перышкин, Н.В. Филонович.- М.:Экзамен, 20034 (В календарно – тематическом планировании сокращенно – П.)
Медиаресурсы:
1. Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7-11» - ГУ РЦ ЭМТО, Кирилл и Мефодий 2003.
2. Учебно-электронное издание «Физика. 7-11 классы. Практикум. 2СД. – Компания Физикон»
3. Интерактивный курс физики – 7-11. – ООО «Физикон», 2004 – MSC Software Co, 2002.
4. Библиотека наглядных пособий: Физика. 7-11 классы. На платформе «1С: Образование. 3.0.».
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
| Дата проведения
| План
| Факт
| РАЗДЕЛ I: ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ (27 часов)
| Тема 1. Прямолинейное равномерное движение (4 часа)
| 1
| Механическое движение
| 1
| Урок изучения нового материала
| Механическое движение
| Знать понятия: механическое движение, система отсчета. Уметь привести примеры механического движения
| Физический диктант. Вопросы ГИА
|
| §1,2
|
|
| 2
| Траектория, путь и перемещение
| 1
| Комбинированный . урок
| Траектория, путь и перемещение
| Знать понятия: траектория, путь и перемещение. Уметь объяснить их физический смысл
| Физический диктант. Упражнения, после §
|
| §2,3
|
|
| 3
| Прямолинейное равномерное движение
| 1
| Комбинированный урок
| Прямолинейное равномерное движение
| Знать понятие: прямолинейное равномерное движение. Уметь описать и объяснить
| Самостоятельная работа.
Вопросы ГИА
|
| §4
|
|
| 4
| Графическое представление движения
| 1
| Комбинированный урок
| Графическое представление движения
| Уметь строить графики Х(t), У(t)
| Самостоятельная работа. Упражнения после §
|
| §4
|
|
| Тема 2. Прямолинейное равноускоренное движение (8 часов)
| 5
| Прямолинейное равноускоренное движение
| 1
| Комбинированный урок
| Прямолинейное равноускоренное движение
| Знать понятия: прямолинейное равноускоренное движение. Уметь описать и объяснить
| Физический диктант
|
| §5,6
|
|
| 6
| Решение задач на графики прямолинейного равноускоренного движения.
| 1
| Комбинированный урок
| Закрепить навыки чтения и построения графиков движущегося тела
| Знать понятия: перемещение при равноускоренном движении. Уметь объяснить физический смысл
| Самостоятельная работа
|
| §7,8
|
|
| 7
| Решение задач на уравнения прямолинейного равноускоренного движения.
| 1
| Комбинированный урок
| Обобщить знание закономерностей прямолинейного равноускоренного движения
| Уметь решать графические задачи
| Самостоятельная работа
Вопросы ГИА
|
| §6,7,8
|
|
| 8
| Прямолинейное равноускоренное движение
| 1
| Урок закрепления знаний
| Прямолинейное равноускоренное движение
| Применяют изученные законы к решению комбинированных задач по механике
| Самостоятельная работа
|
| §6,7,8
|
|
| 9
| Относительность механического движения
| 1
| Комбинированный урок
| Относительность механического движения
| Понимать и объяснять относительность перемещения и скорости
| Самостоятельная работа
|
| §9, упр. 9
|
|
| 10
| Оценка погрешностей измерений
| 1
| Урок изучения нового материала
| Погрешность измерения физической величины
| Уметь определять абсолютную и относительную погрешность
| Практическая работа
|
| Подготовиться к лабораторной работе
|
|
| 11
| Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
| 1
| Урок-практикум
| Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
| Приобретение навыков при работе с оборудованием (секундомер, измерительная лента)
| Оформление работы, вывод
Вопросы ГИА
|
| Подготовиться к оцениванию знаний
|
|
| 12
| Тематическое оценивание по темам «Прямолинейное равномерное движение» и «Прямолинейное равноускоренное движение»
| 1
| Урок контроля и оценивания знаний
| Прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
| Уметь решать задачи на прямолинейное равномерное и равноускоренное движение
| Контрольная работа: чтение графиков, определение искомой величины
|
| Повторить §1-9
|
|
| Тема 3. Законы динамики (15 часов)
|
| 13
| Первый закон Ньютона
| 1
| Урок изучения нового материала
| Первый закон Ньютона
| Знать содержание первого закона Ньютона, понятие инерциальной системы отсчета
| Тестирование (определения, примеры) Вопросы ГИА
|
| §10
|
|
| 14
| Второй закон Ньютона
| 1
| Урок изучения нового материала
| Второй закон Ньютона
| Знать содержание второго закона Ньютона, формулу, единицы измерения физических величин в СИ. Написать формулу и объяснить
| Физический диктант
|
| §1.1.
|
|
| 15
| Третий закон Ньютона
| 1
| Комбинированный урок
| Третий закон Ньютона
| Знать содержание третьего закона Ньютона. Написать формулу и объяснить
| Фронтальный опрос
|
| §12
|
|
| 16
| Три закона Ньютона
| 1
| Урок закрепления знаний
| Три закона Ньютона
| Знать границы применимости законов Ньютона, приводить примеры
| Решение качественных задач
|
| §10, 11, 12
|
|
| 17
| Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх
| 1
| Комбинированный урок
| Свободное падение. Движение; тела, брошенного вертикально вверх
| Объясняют свободное падение (физический смысл)
| Самостоятельная работа
Вопросы ГИА
|
| §13, 14
|
|
| 18
| Решение задач на свободное падение
| 1
| Урок закрепления знаний
| Свободное падение. Движение тела, брошенного вертикально вверх '
| Уметь решать задачи на расчет скорости и высоты при свободном падении
| Самостоятельная работа
|
| §13, 14
|
|
| |