Скачать 281.22 Kb.
|
Региональный конкурс «Грани педагогического исследования» МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Автор работы: Альшина Надежда Владимировна Занимаемая должность: учитель физики и информатики Место выполнения работы: МОУ «СОШ п. Первомайский» Дергачевского района Саратовской области п. Первомайский 2010 г. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В КОНЦЕПЦИИ модернизации российского образования на период до 2010 года четко показана роль школы в развитии российского общества. «Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны… Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Для выполнения поставленной цели школа должна делать акцент на такие образовательные технологии, которые учили бы школьников мыслить, создавали бы условия для приобретения профессиональных навыков, развивали бы проектное мышление с формированием личностных качеств. Проблема исследования. С 2008 года МОУ СОШ п. Первомайский имеет статус базовой сельской школы. Внедряется профильное и предпрофильное обучение. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования «Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
Необходимо выяснить, в какой мере влияет обучение с использованием метода проектов на формирование ключевых компетентностей выпускника, на его профессиональное самоопределение. Объект исследования – учебно-воспитательный процесс по физике и информатике, внеурочная работа с обучающимися. Предмет исследования – факторы исследовательской деятельности, влияющие на формирование ключевых компетентностей обучающихся. . Гипотеза. Применение метода проектов на уроках и во внеурочное время способствует формированию ключевых компетентностей выпускника, влияет на его профессиональное самоопределение. Активное использование метода проектов в преподавании курсов по выбору в предпрофильных классах формирует социально значимые умения и навыки выпускника основной школы, создает все предпосылки для выбора девятиклассником профиля дальнейшего обучения. Цель исследования – анализ работы учителя по внедрению метода проектов в учебно-воспитательный процесс, влияния данной педагогической технологии на становление выпускника школы как личности, способной к самоопределению и к непрерывному самообразованию. Задачи исследования:
Методы исследования:
База исследования: МОУ СОШ п. Первомайский Дергачевского района Саратовской области. Практическая значимость исследования: Данная работа будет полезна учителям, желающим повысить свою квалификацию, по новому выстроить образовательный процесс с учетом современных требований. Апробация исследования:
Теория метода проектов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов . 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
Проекты могут разрабатываться как индивидуально, так и группой учащихся (временным или постоянным творческим коллективом), коллективом класса и т.д. Так же проекты могут быть монопредметными, межпредметными и надпредметными. По масштабу их можно поделить на макро, мини и микропроекты. По типологии проекты делятся на:
Каждый проект должен иметь практическую направленность, опирающуюся на многие научные дисциплины. Это обусловлено потребностями общества, быстро изменяющимися технологическими процессами и ситуацией на рынке труда. Проект как метод позволяет освободить учителя от роли всезнающего оракула, превращая его в консультанта и помощника учеников, которые в свою очередь, становятся активными участниками процесса «обучения – учения». Осваивая технологию проектирования, учащиеся приобретают свой собственный опыт интеллектуальной деятельности. Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость. Ключевые компетентности обучающихся Вообще говоря, главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: 1. Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; - умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи; 2. Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно привлекать знания из различных областей; -умение самостоятельно найти информацию в информационном поле; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3 Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умения коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнёром; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: - навыки делового партнёрского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников; 4. Менеджерские умения и навыки: - умение проектировать процесс (изделие); - умение планировать деятельность, время, ресурсы; -умение принимать решения и прогнозировать их последствия; - навыки анализа собственной деятельности. 5. Коммуникативные умения: - умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - навыки интервьюирования, устного опроса; 6. Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение пользоваться средствами наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. |