Скачать 437.03 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования ГОУ «Школа-интернат № 15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им. Ю.В. Никулина» Учебная программа АКРОБАТИКА г. Москва 2010 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа обучения акробатике воспитанников школы-интерната №15 циркового профиля им. Ю.В.Никулина составлена на основе Программы Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М.Н.Румянцева (Карандаша), разработанной заслуженным работником культуры РСФСР И.И.Федосовым, и скорректирована под физические возможности воспитанников школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники указанной социальной категории современных детей при поступлении в школу-интернат имеют общее физическое недоразвитие, педагогическую запущенность, ограниченные представления об окружающем мире. Систематические занятия предметами циркового искусства, в частности, акробатикой, призваны ликвидировать имеющиеся пробелы в воспитании, укрепить физическое здоровье воспитанников, расширить их кругозор. Воспитанники школы-интерната №15 циркового профиля находятся под постоянным медицинским контролем, регулярно обследуются специалистами спортивной медицины с целью дозировки физических нагрузок. Краткие методические указания Как и любой учебный процесс, процесс обучения акробатическим упражнениям строится на дидактических принципах, но имеет свои специфические особенности, свойственные цирку. Особое внимание необходимо обратить на правильное планирование урока. Он должен строиться по принципу восходящей линии. За счет разнообразия упражнений нагрузка должна ложиться на разнородные группы мышц в чередовании с короткими фазами отдыха и обязательным соблюдением правил дыхания. Каждому преподавателю предоставляется право самостоятельного построения урока для совершенствования пройденных и изучаемых упражнений. Непосредственному переходу к акробатике должно предшествовать изучение различных подготовительных упражнений, представляющих собой комплекс общеразвивающих и подводящих упражнений. Такие упражнения не только укрепляют и развивают отдельные мышечные группы, суставы и совершенствуют двигательные качества, но и помогают учащимся скорее и лучше овладеть техникой выполнения изучаемых акробатических упражнений. Общеразвивающие упражнения классифицируются прежде всего по анатомическому признаку:
3. упражнения для туловища; 4. упражнения для ног. Последовательность общеразвивающих упражнений на уроке должна быть такой, чтобы нарастание нагрузки было постепенным. Не следует допускать утомления какой-либо одной части тела или мышечной группы. Поэтому необходимо задавать упражнения в такой последовательности, которая обеспечила бы равномерную нагрузку на различные мышечные группы, например: после упражнения для рук и плечевого пояса следует перейти к упражнению для ног. Если два упражнения для одной и той же части тела следуют друг за другом, то второе упражнение должно быть для мышц антагонистов, например: после упражнения для мышц спины должны следовать упражнения для мышц брюшного пояса, после упражнения, требующего статического напряжения мышц, целесообразно дать упражнение динамического характера. Здесь возможно сочетание двух упражнений, действующих на различные части тела и группы мышц, как, например, приседания с одновременным движением рук. Одним из наиболее эффективных упражнений, сочетающих в себе ряд движений, действующих на различные группы мышц и органы тела, являются упражнения со скакалкой, которые, укрепляя целый ряд мышечных групп и суставов, одновременно развивают специфическую выносливость и служат средством тренировки функций сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата. Содержание комплекса общеразвивающих упражнений должно быть специально подобрано преподавателем с учетом всех вышеизложенных требований, но ни в коем случае не иметь постоянно установленного порядка, а видоизменяться и усложняться по мере их усвоения учащимися. Прежде чем переходить к изучению основных акробатических упражнений, необходимо предварительно изучить подводящие и подготовительные упражнения:
Изучение акробатических упражнений необходимо начинать с устного подробного объяснения. Первое исполнение нужно начинать в индивидуальном порядке. После усвоения упражнения рекомендуется его выполнение проводить по группам или шеренгам, где первая группа исполняет, а вторая помогает им или страхует исполнителей и наоборот. Помогающая группа должна по указаниям преподавателя исправлять допущенные исполнителями ошибки, анализировать их и не повторять подобных искажений при личном выполнении упражнения. При этом все учащиеся постепенно осваивают навыки взаимостраховки. В начальный период обучения активная помощь преподавателя, умелое применение средств страховки (маты, лонжи) воспитывают у учащихся уверенность в своих силах, волю и настойчивость к преодолению трудностей. Урок должен быть разнообразным, а нагрузка на организм равномерной и разносторонней, что обеспечивает как общефизическую, так и специальную акробатическую подготовку. Совершенствование пройденного материала должно проходить в порядке группового повторения (по шеренгам). Вторую часть урока рекомендуется начинать со статических упражнений. Группа учащихся делится на две шеренги, стоящие по обе стороны ковровой дорожки. Упражнения выполняются шеренгами поочередно:
Упражнения, исполняемые в подвижном темпе, могут выполняться как шеренгами, так и индивидуально. Наибольшая нагрузка падает на конец третьей части урока, после чего должно следовать снижение нагрузки за счет перехода к выполнению менее сложных упражнений. Сюда могут войти индивидуальные упражнения, выполняемые с места с трамплина, а также парные упражнения. К концу урока проводятся упражнения, способствующие успокоению дыхания. Особое внимание должно быть обращено на умеренную тренировку сердечно-сосудистой системы, на прочное усвоение учащимися дыхательных навыков. Во второй год обучения количество общеразвивающих упражнений должно быть несколько сокращено за счет включения во вводную часть урока элементарных акробатических упражнений, изученных ранее. Преподаватель должен учитывать особенности организма девочек и соответственно регулировать нагрузку для них по сравнению с нагрузкой мальчиков. Учащимся младших классов нагрузка, по сравнению со старшими, должна быть уменьшена. Также следует учитывать, что юноши в 12—15 лет часто при выполнении сложных акробатических упражнений переоценивают свои силы и возможности. Поэтому преподаватель обязан воспитывать у подростков сознательную дисциплину и осуществлять тщательную страховку. Главное внимание должно быть обращено на чистоту и четкость выполнения упражнений, к этому учащихся необходимо приучать с самого начала занятий. На втором годе обучения начинается специализация по акробатике, и программа включает изучение сложных индивидуальных и парно-групповых упражнений, обеспечивающих переход к подготовке номера. Поэтому преподаватель должен уделять особое внимание четкости, легкости, выразительности, уверенности при выполнении каждого упражнения и прыжка, усилить внимание по применению страховки и пассировки. Преподаватель группы должен учитывать и всячески развивать индивидуальные способности учащихся, своевременно усложнять элементы. Важную роль играет последовательность обучения и правильно подобранные подготовительные и подводящие упражнения, сходные по своей структуре с основным изучаемым элементом. В этом случае ранее изученные упражнения будут являться подводящими к новым, более сложным. Нельзя изучать новые упражнения, если учащиеся не достаточно освоили пройденные. С более слабыми учащимися следует многократно повторять недостаточно освоенные упражнения. Необходимо постепенно приучать организм учащихся к повышению физической нагрузки. Грамотная организация занятий, проведение их в заданном темпе, с правильной дозировкой нагрузки, чуткое и требовательное отношение преподавателя ко всем учащимся - все это является необходимым условием для того, чтобы привить учащимся стремление к сознательному, прочному и высококачественному усвоению программного материала. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ Рондад Исполнение вальсета не по одной линии (скрещивание ног). Преждевременный поворот плеч. Прыжок на руки. Одновременная постановка рук. Прогиб в пояснице во время прохождения через стойку на руках. Приземление не на линии разбега. После исполнения отскок с прогибом. Флик-фляк Преждевременный наклон головы и туловища назад. Мах согнутыми руками не за голову назад, а вверх. Слабый и запоздалый толчок ногами. Во время толчка ногами колени уходят вперед. Плечи уходят вперед при постановке рук. Слабый толчок руками. Переднее сальто с места Перед прыжком прогибание и отвод плеч назад. Отсутствие направления грудью вверх-вперед. Слабый толчок ногами и неэнергичное движение вверх-вниз. Во время исполнения сальто отставание головы. Заднее сальто с места Низкое приседание или задержка в приседании. Недостаточно полное и нерезкое выпрямление ног. Слабый мах руками. Преждевременное откидывание плеч назад. Отведение таза назад или прогибание при отходе. Отсутствие движения головой назад в момент захвата группировки. Темповое сальто Отсутствие направления спиной назад. Во время отхода колени уходят вперед. Недостаточный (короткий) мах руками. Неодновременные мах руками и рывок головой. Сгибание в тазобедренных суставах в первой части сальто. Недостаточное прогибание в грудной части. Пируэт Отход в наклонном положении (вперед). Неполные или медленные движения руками, плечами, направленные на приобретение вращательного движения на сальто. Преждевременный поворот. Нерезкие или неполные движения руками, плечами и головой на поворот. Посыл рук слишком влево, а не вверх. Приземление не на линии разбега. Контрольные и экзаменационные требования В соответствии с действующим учебным планом в конце каждого полугодия проводится контрольный урок. Требования к контрольным урокам и экзаменам изложены в содержании программы. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Группа девочек Статические упражнения – 12 часов Равновесие на одной ноге, другая—впереди, согнутая под углом. Стойка на лопатках с опорой рук под спину с заднего полукульбита. Стойка на голове и руках махом одной ноги или толчком двух ног через группировку. Выход в стойку на руках махом одной ноги. Упражнения на гибкость и растягивание – 12 часов «Мост» из положения лежа на спине и наклоном назад. Медленная перекидка с шага вперед махом одной ноги с приходом на две ноги врозь. Полушпагат глубокий. Кульбиты и каскады – 16 часов Кульбит вперед из упора присев. Кульбиты вперед в темпе. Кульбит из стойки на голове. Кульбит назад из упора присев. Кульбиты назад в темпе. Кульбит вперед с шага с опорой рук без захвата группировки с приходом на одну ногу, другая нога впереди выпрямленная. Каскадный кульбит с места. Темповые упражнения – 16 часов Боковое колесо с места и с вальсета. Копфшпрунг с места с приходом на полусогнутые ноги врозь. Лягскач из положения лежа на спине с опорой рук у плеч, с приходом на согнутые ноги врозь. Фордершпрунг с вальсета и с разбега с приходом на полусогнутые ноги врозь (с помощью преподавателя). Упражнения с трамплина и с мостика- 14 часов Толчковые прыжки с мостика с разбега. Темповые прыжки с трамплина с места вперед и назад. Контрольный урок – 2 часа Предлагаемый порядок упражнений можно менять по усмотрению преподавателя, но с обязательным охватом всех элементов.
Группа мальчиков Статические упражнения – 14 часов Стойка на лопатках с опорой рук под спину с заднего полукульбита. То же из упора лежа, подтягивая прямые ноги и подгибая голову на передний полукульбит. Стойка на голове и руках махом одной ноги или толчком двух ног через группировку. Стойка на руках махом одной ноги. Упражнения на гибкость и растягивание – 14 часов «Мост» из положения лежа на спине с опорой головы и рук, ноги врозь. Полушпагат. Кульбиты и каскады- 14 часов Кульбит вперед из упора присев. Кульбит со стойки на шее и лопатках. Кульбит со стойки на голове, на руках. Кульбит в темпе. Кульбит по одной ноге с опорой руками. Кульбит назад из упора присев. Кульбит назад в темпе. Каскадный кульбит из приседа с места. Каскадный кульбит с подскока. Кульбит боковой. Темповые упражнения- 16 часов Боковое колесо с места. Боковое колесо с вальсета. Лягскач из положения лежа с опорой рук у плеч на согнутые ноги врозь. Лягскач с руками на бедрах на согнутые ноги врозь. Копфшпрунг на полусогнутые ноги. Фордершпрунг с вальсета и с разбега на полусогнутые ноги. |