Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 134.31 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.04.2014
Размер134.31 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Физика > Конкурс
Интернет-конкурс

«Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках учебных предметов естественного цикла».

Разработка открытого урока «Условие плавания тел» в 7классе.

Учитель физики: Шевлякова Светлана Евгеньевна.

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №1»

Адрес электронной почты: svetlana-physics@mail.ru

Краткое описание: Урок в 7 классе по теме "Условия плавания тел" является 15 уроком в главе "Давление твердых тел, жидкостей и газов". На этом уроке учащиеся самостоятельно обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и устанавливают от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила. Урок проводится в форме исследования.

Тема: «Условие плавания тел»

Класс: 7

Форма проведения: урок-исследование.

Задачи урока: сформировать понимание условий для плавания тел; выяснить особенности условий плавания тел; проведение микроисследований.

Цели урока:

образовательные: обеспечить знание учащимися условий плавания тел;

развивающие: установить, от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила; развить умения учащихся определять архимедову силу с помощью динамометра;  создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; сформировать умения делать выводы по результатам эксперимента; создать условия для развития логического мышления учащихся

воспитательные:  воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах; создать условия для развития у школьников исследовательской культуры.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Оборудование:

1группа: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить;

2 группа: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с маслом, алюминиевый цилиндр;

3 группа: пробирка, пластилин, сосуд с водой;

4 группа: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр;

5 группа: кусок пластилина, сосуд с водой;

6 группа: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

7 группа: набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, стеклянный шарик, парафин, деревянный брусок, сосуд с водой;

Ход урока:

I. Демонстрация опытов.

(вопросы к классу) Какая сила возникает при погружении тела в жидкость?

Как она направлена?

Как вычислить архимедову силу?

Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила, направленная вертикально вверх и чтобы определить выталкивающую силу, нужно из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости.

(Демонстрация опыта) Поместим в воду 3 тела: парафиновый, стеклянный и пенопластовый шарики одинакового объема.

На какое из этих тел действует выталкивающая сила?

Почему они себя ведут по-разному, погружаясь в воду?

II. Экспериментальная работа: От чего зависит сила Архимеда?

Выясним от каких факторов зависит, а от каких не зависит выталкивающая сила. Результаты нашего урока мы занесен в таблицу:

Архимедова сила

Не зависит от:


Зависит от:

Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже повергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший 287 г. до нашей эры. Вам предстоит задача «переоткрыть» его закон. И  так в путь.

Что нам нужно сделать чтобы выяснить от чего зависит архимедова сила?

Выдвиньте гипотезу от чего может зависеть сила Архимеда?

Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».

(Учащиеся объединяются в группе по близким или одинаковым гипотезам, вырабатывают  общий план работы).

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит: 

  • от объема погруженного тела;

  • от веса( или массы);

  • плотности жидкости;

  • плотности тела;

  • глубины погружения тела;

  • формы тела.

(Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Задания выдаются частично: сначала задания, а затем при затруднении в оформлении результатов эксперимента и таблицы к этим заданиям)

1 группа: Проверка зависимости Fвыт  от плотности тела.

2 группа: Проверка зависимости Fвыт  от плотности жидкости.

3 группа: Проверка зависимости Fвыт от Vтела..

4 группа: Проверка зависимости Fвыт  от глубины погружения тела в жидкость.

5 группа: Проверка зависимости Fвыт  от формы тела.

6 группа: Проверка зависимости Fвыт  от веса ( или массы) тела.

После проведения эксперимента группы 2-6 устно отчитываются о своей работе и сообщают свои выводы. Выводы записываются в таблицу на доске, а учащиеся - в тетрадь.

Архимедова сила

Не зависит от:

1) формы тела;

2) плотности тела;

3) глубины погружения.

Зависит от:

1) объема тела;

2) плотности жидкости;



Таким образом, достигнута первая цель урока.

III. Выяснение условия плавания тел

При каком условии тела тонут или плавают на поверхности жидкости?

Результаты своего эксперимента сообщает 1 группа. На доске, а учащиеся в тетради делают запись: ƍт > ƍж - тело тонет

ƍт = ƍж - тело плавает внутри жидкости

ƍт < ƍж - тело всплывает

Результаты своего эксперимента сообщает

Fт > Fа - тело тонет

Fт = Fа - тело плавает внутри жидкости

Fт < Fа - тело всплывает

(С помощью ЦОР»Закон Архимеда» демонстрируется поведение тела в жидкости при разных значениях этих сил)

IV. Закрепление (рефлексия)

Сколько вокруг нас интересного. Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой жидкости нельзя. Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогической силы, действующая на тонну железа, в силу разности их объемов.

1. Почему человек может легко плавать как на поверхности воды, так и под водой?

2. Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает?

3. Можно ли заставить картофель плавать в воде?

4. Можно ли пластилин плавать на поверхности воды?

=> Путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу.

5. Изменится ли осадка корабля при переходе из моря в реку?

6. (используется ЦОР «Плавание тел») Как будут вести себя тела, помещенные воду? (требуется работа с таблицей плотности тел).

Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Вы сумели определить опытным путем от чего зависит выталкивающая сила. Она зависит: от объема тела и плотности жидкости. И установили условия плавания тел.

V. Домашнее задание: § 50, упр. 25 (1,4,5)

Приложение:

Задание первой группе:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

Вид цилиндра

Плотность цилиндров

Вес тела в воздухе Рв, Н

Вес тела в жидкости Рж, Н

Сила Архимеда Fа= Рв - Рж , Н

алюминиевый













стальной













2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

3. Сделайте вывод и зависимости или независимости архимедовой силы о плдотности тела.

Задание второй группе:

Оборудование: : динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с маслом, алюминиевый цилиндр;

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и масле.




Вес тела в воздухе Рв, Н

Вес тела в жидкости Рж, Н

Сила Архимеда Fа= Рв - Рж , Н

В воде










В масле







2. Чем отличаются эти жидкости?

3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание третьей группе:

Оборудование: пробирка, пластилин, сосуд с водой;

1. Прикрепите кусок пластилина на наружную стенку пробирки, а затем поместите его внутрь пробирки.

2. Сравните глубину погружения пробирки.

3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела.
Задание четвертой группе:

Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.

1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1= 5см и на глубине h2=10 см.

Глубина погружения

Вес тела в воздухе Рв, Н

Вес тела в жидкости Рж, Н

Сила Архимеда Fа= Рв - Рж , Н

h1= 5см










h2=10 см








2. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела.

Задание пятой группе:

Оборудование: кусок пластилина, сосуд с водой.

1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.

2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.

Форма пластилина

Вес тела в воздухе Рв, Н

Вес тела в жидкости Рж, Н

Сила Архимеда Fа= Рв - Рж , Н

шар










куб







цилиндр







3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от формы тела.
Задание шестой группе:

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.

1. Определите вес алюминиевого и медного цилиндра в воздухе.

2. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

Вид цилиндра

Вес тела в воздухе Рв, Н

Вес тела в жидкости Рж, Н

Сила Архимеда Fа= Рв - Рж , Н

алюминиевый










стальной










3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от веса (массы) тела.

Методическая литература

1. Ландау Л.Д. Китайгородский А.И. Физика для всех- М. Наука 1963 г 391с

2. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя – М.: Просвещение 1985. – 128с

3. Остер Г.Физика Ненаглядное пособие: Задачник. - -М.: Росмэн,- 1999.- 125 с.

4. Перельман Я.И.  Занимательная физика.   В 2 Кн. 2-я.- М.: Наука 1976 -272 с.

5. Разумовский В.Г. Развитие способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Прсвещение,1975.

6. Полянский С. Е. Поурочные разработки по Физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А. В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: "ВАКО", 2004., 240 с.

6. Интернет-материалы: http://school-collection.edu.ru


Самоанализ урока

Урок в 7 классе по теме "Условия плавания тел" является 15 уроком в главе "Давление твердых тел, жидкостей и газов". На этом уроке учащиеся самостоятельно обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и устанавливают от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила. Урок проводится в форме исследования.

Триединая дидактическая цель урока достигнута: учащиеся приобрели знание условий плавания тел; установили, от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила; развили умения определять архимедову силу с помощью динамометра; были созданы условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; сформированы умения делать выводы по результатам эксперимента; были созданы условия для развития логического мышления учащихся;  в учениках воспитывалась средствами урока уверенность в своих силах; были созданы условия для развития у школьников исследовательской культуры.

Эта форма проведения урока - поэтапная исследовательская работа стимулирует активность будущих олимпийцев и исследователей. Потери интереса к предмету пробудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, поскольку известно, что постоянство - враг интереса. Только добытые собственным трудом знания и умения прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в своих силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания.

На уроке рационально распределено время, отведенное на все этапы урока. Все этапы связаны между собой. Учитель на начальном этапе, как и на остальных, выполняет роль консультанта, помогая ставить задачи, планировать шаги к достижению цели. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное - научить делать это самостоятельно. 

Но в то же время каждый ученик показывает свое видение проблемы и ее решение. Для того чтобы учащиеся имели возможность выполнить работу самостоятельно, задание, сформулированное в общем виде, дается каждому. Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Для этого учитель раздает карточки: сначала только с перечисленным оборудованием, затем с плюс с заданием, а при затруднении и с таблицей, которую нужно заполнить при проведении эксперимента. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил: « Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»[3]. После экспериментальной проверки всех гипотез учащихся формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативную компетентность.

Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Рефлексия поможет понять свои сильные и слабые стороны, скоординирует движение вперед к достижению поставленной цель. Очень важном на каждом этапе является создание ситуации успеха. Даже когда успехи более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный.

При подведении итогов дети должны быть уверены в справедливости, беспристрастности, как жюри, так и самой процедуры подведения. Этого можно достичь, проводя открытое подведение результатов. Это значит, что участники услышат мнение о своей работе, комментарии других участников.

Контроль усвоения знаний о условии плавания тел организован в конце урока на заключительном этапе в виде опроса. Вопросы представлены как в виде устного изложения так и в виде анимации.

Психологическая атмосфера на уроке способствовала развитию у школьников исследовательской культуры и уверенности в своих силах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск