Скачать 134.31 Kb.
|
Интернет-конкурс «Развитие исследовательских навыков обучающихся на уроках учебных предметов естественного цикла». Разработка открытого урока «Условие плавания тел» в 7классе. Учитель физики: Шевлякова Светлана Евгеньевна. Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №1» Адрес электронной почты: svetlana-physics@mail.ru Краткое описание: Урок в 7 классе по теме "Условия плавания тел" является 15 уроком в главе "Давление твердых тел, жидкостей и газов". На этом уроке учащиеся самостоятельно обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и устанавливают от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила. Урок проводится в форме исследования. Тема: «Условие плавания тел» Класс: 7 Форма проведения: урок-исследование. Задачи урока: сформировать понимание условий для плавания тел; выяснить особенности условий плавания тел; проведение микроисследований. Цели урока: образовательные: обеспечить знание учащимися условий плавания тел; развивающие: установить, от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила; развить умения учащихся определять архимедову силу с помощью динамометра; создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; сформировать умения делать выводы по результатам эксперимента; создать условия для развития логического мышления учащихся воспитательные: воспитания в учениках средствами урока уверенности в своих силах; создать условия для развития у школьников исследовательской культуры. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран. Оборудование: 1группа: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить; 2 группа: динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с маслом, алюминиевый цилиндр; 3 группа: пробирка, пластилин, сосуд с водой; 4 группа: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр; 5 группа: кусок пластилина, сосуд с водой; 6 группа: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить. 7 группа: набор тел: стальной гвоздь, фарфоровый ролик, стеклянный шарик, парафин, деревянный брусок, сосуд с водой; Ход урока: I. Демонстрация опытов. (вопросы к классу) Какая сила возникает при погружении тела в жидкость? Как она направлена? Как вычислить архимедову силу? Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила, направленная вертикально вверх и чтобы определить выталкивающую силу, нужно из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости. (Демонстрация опыта) Поместим в воду 3 тела: парафиновый, стеклянный и пенопластовый шарики одинакового объема. На какое из этих тел действует выталкивающая сила? Почему они себя ведут по-разному, погружаясь в воду? II. Экспериментальная работа: От чего зависит сила Архимеда? Выясним от каких факторов зависит, а от каких не зависит выталкивающая сила. Результаты нашего урока мы занесен в таблицу:
Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже повергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший 287 г. до нашей эры. Вам предстоит задача «переоткрыть» его закон. И так в путь. Что нам нужно сделать чтобы выяснить от чего зависит архимедова сила? Выдвиньте гипотезу от чего может зависеть сила Архимеда? Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». (Учащиеся объединяются в группе по близким или одинаковым гипотезам, вырабатывают общий план работы). Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:
(Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Задания выдаются частично: сначала задания, а затем при затруднении в оформлении результатов эксперимента и таблицы к этим заданиям) 1 группа: Проверка зависимости Fвыт от плотности тела. 2 группа: Проверка зависимости Fвыт от плотности жидкости. 3 группа: Проверка зависимости Fвыт от Vтела.. 4 группа: Проверка зависимости Fвыт от глубины погружения тела в жидкость. 5 группа: Проверка зависимости Fвыт от формы тела. 6 группа: Проверка зависимости Fвыт от веса ( или массы) тела. После проведения эксперимента группы 2-6 устно отчитываются о своей работе и сообщают свои выводы. Выводы записываются в таблицу на доске, а учащиеся - в тетрадь.
Таким образом, достигнута первая цель урока. III. Выяснение условия плавания тел При каком условии тела тонут или плавают на поверхности жидкости? Результаты своего эксперимента сообщает 1 группа. На доске, а учащиеся в тетради делают запись: ƍт > ƍж - тело тонет ƍт = ƍж - тело плавает внутри жидкости ƍт < ƍж - тело всплывает Результаты своего эксперимента сообщает Fт > Fа - тело тонет Fт = Fа - тело плавает внутри жидкости Fт < Fа - тело всплывает (С помощью ЦОР»Закон Архимеда» демонстрируется поведение тела в жидкости при разных значениях этих сил) IV. Закрепление (рефлексия) Сколько вокруг нас интересного. Существует море, в котором нельзя утонуть. Это знаменитое Мертвое море Палестины. Воды его настолько солены, что в них не может жить ни одно живое существо. Утонуть в такой жидкости нельзя. Оказывается, тонна дерева тяжелее тонны железа на 2,5 кг из-за действия закона Архимеда в газах. Архимедова сила, действующая на тонну дерева, больше аналогической силы, действующая на тонну железа, в силу разности их объемов. 1. Почему человек может легко плавать как на поверхности воды, так и под водой? 2. Почему гвоздь тонет в воде, а огромный корабль плавает? 3. Можно ли заставить картофель плавать в воде? 4. Можно ли пластилин плавать на поверхности воды? => Путем изменения объема можно придать плавучесть практически любому телу. 5. Изменится ли осадка корабля при переходе из моря в реку? 6. (используется ЦОР «Плавание тел») Как будут вести себя тела, помещенные воду? (требуется работа с таблицей плотности тел). Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. Вы сумели определить опытным путем от чего зависит выталкивающая сила. Она зависит: от объема тела и плотности жидкости. И установили условия плавания тел. V. Домашнее задание: § 50, упр. 25 (1,4,5) Приложение: Задание первой группе: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить. 1. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
2. Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела. 3. Сделайте вывод и зависимости или независимости архимедовой силы о плдотности тела. Задание второй группе: Оборудование: : динамометр, нить, сосуд с водой, сосуд с маслом, алюминиевый цилиндр; 1. Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде и масле.
2. Чем отличаются эти жидкости? 3. Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях? 4. Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости. Задание третьей группе: Оборудование: пробирка, пластилин, сосуд с водой; 1. Прикрепите кусок пластилина на наружную стенку пробирки, а затем поместите его внутрь пробирки. 2. Сравните глубину погружения пробирки. 3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела. Задание четвертой группе: Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр. 1. Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1= 5см и на глубине h2=10 см.
2. Сделайте вывод о зависимости или не зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела. Задание пятой группе: Оборудование: кусок пластилина, сосуд с водой. 1. Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра. 2. Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее.
3. Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от формы тела. Задание шестой группе: Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить. 1. Определите вес алюминиевого и медного цилиндра в воздухе. 2. Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
3. Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от веса (массы) тела. Методическая литература 1. Ландау Л.Д. Китайгородский А.И. Физика для всех- М. Наука 1963 г 391с 2. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики: Кн. для учителя – М.: Просвещение 1985. – 128с 3. Остер Г.Физика Ненаглядное пособие: Задачник. - -М.: Росмэн,- 1999.- 125 с. 4. Перельман Я.И. Занимательная физика. В 2 Кн. 2-я.- М.: Наука 1976 -272 с. 5. Разумовский В.Г. Развитие способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Прсвещение,1975. 6. Полянский С. Е. Поурочные разработки по Физике. К учебникам С. В. Громова, Н. А. Родиной (М.: Просвещение); А. В. Перышкина (М.: Дрофа) 7 класс. М.: "ВАКО", 2004., 240 с. 6. Интернет-материалы: http://school-collection.edu.ru Самоанализ урока Урок в 7 классе по теме "Условия плавания тел" является 15 уроком в главе "Давление твердых тел, жидкостей и газов". На этом уроке учащиеся самостоятельно обнаруживают наличие силы, выталкивающей тело из жидкости и устанавливают от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила. Урок проводится в форме исследования. Триединая дидактическая цель урока достигнута: учащиеся приобрели знание условий плавания тел; установили, от каких факторов зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила; развили умения определять архимедову силу с помощью динамометра; были созданы условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; сформированы умения делать выводы по результатам эксперимента; были созданы условия для развития логического мышления учащихся; в учениках воспитывалась средствами урока уверенность в своих силах; были созданы условия для развития у школьников исследовательской культуры. Эта форма проведения урока - поэтапная исследовательская работа стимулирует активность будущих олимпийцев и исследователей. Потери интереса к предмету пробудило искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету, поскольку известно, что постоянство - враг интереса. Только добытые собственным трудом знания и умения прочны, только они приносят удовлетворение и уверенность в своих силах, пробуждают стремление к продолжению процесса познания. На уроке рационально распределено время, отведенное на все этапы урока. Все этапы связаны между собой. Учитель на начальном этапе, как и на остальных, выполняет роль консультанта, помогая ставить задачи, планировать шаги к достижению цели. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы. Главное - научить делать это самостоятельно. Но в то же время каждый ученик показывает свое видение проблемы и ее решение. Для того чтобы учащиеся имели возможность выполнить работу самостоятельно, задание, сформулированное в общем виде, дается каждому. Указания к выполнению задания учитель может дать учащимся по их просьбе при возникновении затруднение в процессе самостоятельной работы. Для этого учитель раздает карточки: сначала только с перечисленным оборудованием, затем с плюс с заданием, а при затруднении и с таблицей, которую нужно заполнить при проведении эксперимента. Учителю не следует отбрасывать неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил: « Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением»[3]. После экспериментальной проверки всех гипотез учащихся формулируют вывод о зависимости силы выталкивания от плотности жидкости и объема тела. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятие помощи. Развивают коммуникативную компетентность. Ключевым моментом является то, что на каждой ступени работы проводится рефлексия. Рефлексия поможет понять свои сильные и слабые стороны, скоординирует движение вперед к достижению поставленной цель. Очень важном на каждом этапе является создание ситуации успеха. Даже когда успехи более чем скромные, они должны быть отмечены хотя бы победами в номинациях. Это поможет воспитать уверенность к себе, а, следовательно, следующий шаг в науку будет более уверенный, а успех более значительный. При подведении итогов дети должны быть уверены в справедливости, беспристрастности, как жюри, так и самой процедуры подведения. Этого можно достичь, проводя открытое подведение результатов. Это значит, что участники услышат мнение о своей работе, комментарии других участников. Контроль усвоения знаний о условии плавания тел организован в конце урока на заключительном этапе в виде опроса. Вопросы представлены как в виде устного изложения так и в виде анимации. Психологическая атмосфера на уроке способствовала развитию у школьников исследовательской культуры и уверенности в своих силах. |