МКОУ «Ольховатская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО
_________________ Протокол № ___ от
«____»____________2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_____________ Бирюкова И.В. «____»____________2013г.
| «Утверждено»
Директор школы
_____________Н.А. Новикова Приказ № ___ от «_______2013г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Воробьева В.В.
по учебному курсу «Физика»
10-11 классы (Базовый уровень)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2013 г.
2013-2014 уч. год Пояснительная записка Программа по физике для 10-11-х классов базового уровня обучения разработана в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образования по физике и Примерной программой среднего (полного) общего образования (базовый уровень; X-XI классы). В соответствии с Пояснительной запиской к Примерной программе в данной программе более детально раскрыто содержание изучаемого материала, а также пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.
Данная программа ставит целью, чтобы учащиеся, которые намереваются выбрать даже далекую от физики профессию, смогли познакомиться с физической картиной мира и основными достижениями физики.
Программа разработана с учетом знаний, умений и навыков, сформированных у учащихся при изучении курса физики в основной школе (7–9 классы). При этом учитывается, что базовый уровень изучения выбрали те старшеклассники, которые могли встретиться с трудностями при освоении курса физики в основной школе. В связи с этим задачу базового уровня для старших классов профильной школы авторы программы видят не в усложнении материала по сравнению с основной школой и добавлении нового материала (что тоже, конечно, есть в определенной мере), а, прежде всего в предоставлении возможности учащимся овладеть основными понятиями на более качественном уровне, повторить основные вопросы, связать их с окружающей жизнью, другими учебными предметами, представить для себя физику как необходимый и полезный общекультурный компонент.
Физика является наиболее общей из наук о природе, поэтому именно при изучении физики учащийся приходит к пониманию основных закономерностей природных явлений и связей между ними. Исходя из этого, авторы программы стремились раскрыть на примере физики научный метод, который дал и продолжает давать поразительные результаты не только в физике, но и во всех науках, в том числе науках о человеке.
Сегодня признано, что задачей образования является не только (и не столько) передача знаний и формирование навыков. Еще важнее пробудить активный интерес к самому процессу познания, научить учащегося думать, сопоставлять, ставить вопросы, делать выводы. Поэтому авторы программы исходили из того, что цель обучения — не запоминание учеником фактов и формулировок, а понимание основных физических явлений и их связей с окружающим миром. Задача учебного курса — вовлекать ученика в процесс познания, а не «формулировать истину в окончательном виде». Для будущих гуманитариев все это важно в такой же мере, как и для будущих «естественников».
Эффективное обучение должно иметь многоуровневый характер с учетом индивидуальности учеников. Цельное представление о предмете формируется только в том случае, если при каждой возможности активизируются уже полученные знания, устанавливаются новые связи в изучаемом материале. Авторы считают необходимым возвращаться к уже изученному материалу на новом уровне, с новых позиций.
Контроль знаний строится таким образом, чтобы он носил поощрительный, а не «наказательный» характер. Учащемуся должна быть предоставлена возможность самостоятельно проверять, правильно ли он понимает изложенное.
Материал, предназначенный для изучения в ознакомительном порядке, выделен курсивом.
Предлагаемая программа по физике для 10-11-х классов базового уровня обучения реализуется с помощью учебных комплектов, каждый из которых состоит из:
учебника;
компакт-диска с электронной поддержкой к учебнику;
методических материалов для учителя;
сборника вопросов и задач по физике;
сборника самостоятельных и контрольных работ;
тетради для лабораторных работ.
Тематическое планирование в 10 классе
-
Содержание программы
| Требования к уровню подготовки учащихся: ученик знает/понимает, умеет:
|
| Физика и методы научного познания (2часа)
| Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
| ·объяснять:
— что такое физическое явление, научная гипотеза, закон, теория;
— почему эксперимент играет решающую роль при проверке научных гипотез и теорий;
— сущность научного подхода к изучению природы;
·описывать:
— научный метод познания;
— как научное знание изменяет представление человека о его месте во Вселенной.
| Механика (40 часов)
|
Механическое движение. Относительность механического движения.
Равноускоренное движение. Ускорение свободного падения.
Равномерное движение по окружности (без вывода формулы для центростремительного ускорения).
Закон инерции. История открытия Галилеем закона инерции. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Коперник, Бруно, Галилей.
Взаимодействия и силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Закон всемирного тяготения. История открытия закона всемирного тяготения. Движение планет и искусственных спутников Земли.
Первая и вторая космические скорости.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Освоение космоса. Вклад российских ученых в развитие космонавтики.
Работа и энергия. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. История открытия закона сохранения энергии.
Границы применимости классической механики. Демонстрации
Зависимость траектории от выбора системы отсчета.
Падение тел в воздухе и в вакууме.
Явление инерции.
Сравнение масс взаимодействующих тел.
Второй закон Ньютона.
Измерение сил.
Сложение сил.
Зависимость силы упругости от деформации.
Силы трения.
Реактивное движение.
Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы
| ·объяснять:
— относительность движения и покоя;
— в каких системах отсчета выполняется второй закон Ньютона;
— почему все тела падают с одинаковым ускорением;
— при каких условиях механическая энергия сохраняется;
— почему направление действия силы может не совпадать с направлением движения тела;
·описывать:
— виды движений;
— основные характеристики движения тела;
— опыты, на основании которых Галилей пришел к открытию закона инерции;
— виды сил, изучаемые в механике; — роль сил тяготения в эволюции Вселенной;
— принцип реактивного движения
·приводить примеры:
— равномерного и неравномерного движения;
— равноускоренного движения (свободное падение);
— зависимости формы траектории тела от выбора системы отсчета;
— проявления инерции;
|
|
| Молекулярная физика и термодинамика (26 часов)
| Основные положения молекулярно-кинетической теории и их опытные обоснования. Размеры, массы и скорости молекул. Взаимодействие атомов и молекул.
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории (без вывода). Идеальный газ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Уравнение состояния идеального газа.
Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Фазовые переходы. Влажность, насыщенный и ненасыщенный пар. Объяснение круговорота воды в природе.
Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Способы изменения внутренней энергии. Количество теплоты. Второй закон термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых двигателей, холодильников и кондиционеров. Экологический и энергетический кризисы. Охрана окружающей среды. Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме.
Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении.
Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре.
Кипение воды при пониженном давлении.
Устройство психрометра и гигрометра.
Явление поверхностного натяжения жидкости.
Кристаллические и аморфные тела.
Объемные модели строения кристаллов.
Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы
Изучение капиллярных явлений, обусловленных поверхностным натяжением жидкости
| ·объяснять:
— связь между температурой и тепловым равновесием;
— физический смысл абсолютной температуры как меры средней кинетической энергии молекул;
— что такое идеальный газ;
— принцип работы тепловых двигателей;
— экологические проблемы, возникающие в связи с широким применением тепловых двигателей;
·описывать:
— макроскопические и микроскопические параметры;
— обратимые и необратимые процессы;
— как на опыте оценить размеры молекул;
— строение твердых тел и жидкостей
·приводить примеры:
— опытных подтверждений основных положений молекулярно-кинетической теории;
— превращения механической энергии во внутреннюю и обратно;
|
| |