НазваниеМетодическое письмо I. Введение Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках
Дата публикации10.08.2013
Размер0.5 Mb.
ТипИнструктивно-методическое письмо
100-bal.ru > Физика > Инструктивно-методическое письмо
  1   2   3   4

Инструктивно-методическое письмо

I. Введение
Физика ― наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.

Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании научной картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.

Физика ― экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.

В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.

I. Нормативные документы, регламентирующие

деятельность учителя физики
Основными документами, регламентирующими деятельность учителя физики в 2012 / 2013 учебном году, являются:

- федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования;

- федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы основного и среднего (полного) общего образования по физике;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по физике;

- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Эти документы опубликованы в сборниках:

• Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2009.

• Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

• Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

• Физика. Естествознание. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Образовательные учреждения области осуществляют свою деятельность на основе:

• федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы общего образования
и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ №822 от 23 декабря 2009 г.)

• положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения (приказ №819 от 23 марта 2010 г).
II. Характеристика стандартов второго поколения по физике
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса. В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны.

Наряду с фундаментальным знанием в стандарте второго поколения определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.

Теоретической основой Фундаментального ядра содержания общего образования являются ранее сформулированные в отечественной педагогике идеи:

• «ядра» и «оболочек» школьных курсов (А. И. Маркушевич);

• выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);

• культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);

• системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).

Физика ― единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в стандартах второго поколения в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрономии и астрофизики.
III. Программно-методическое обеспечение и контроль по физике
Региональным базисным учебным планом на изучение курса физики в 7 – 9 классах основной школы выделено по 2 часа в неделю (210 часов за 3 года). В 10 – 11 классах старшей школы преподавание физики ведётся на двух уровнях: базовом и профильном. На базовом уровне для изучения физики выделяется 2 часа в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне – 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения).

На базовом уровне физика изучается в классах химико-биологического, биолого-географического, информационно-технологического, агро-технологического профилей, а также в непрофильных классах, т.е. в классах универсального (общеобразовательного) профиля.

В классах социально-экономического профиля, филологического, социально-гуманитарного, оборонно-спортивного и в других профильных классах, где базовым учебным предметом является Естествознание, на изучение физики в 10-11 классах необходимо выделить 2 часа в неделю согласно программе базового уровня.

Обучение физики на профильном уровне осуществляется в классах физико-математического, физико-химического, индустриально-технологическо-го профилей.

При любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к предмету и его практическим приложениям, а также желающих сдавать ЕГЭ по физике образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики путем предоставления возможности выбора элективных курсов.

Учителю предоставляется широкая возможность в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования образовательного учреждения и потенциальных возможностей и способностей обучаемых, а также особенностей своей методической системы.

Учебно-методическое обеспечение преподавания физики формируется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.

Информация об учебно-методических комплектах по физике для 7-11 классов, рекомендуемых для использования в общеобразовательных учреждениях области представлена ниже.
Основное общее образование. Изучение физики в основной школе реализуется в области на основе использования следующих УМК.

Линия А.В. Пёрышкина :

- Пёрышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.

- Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006-2009 гг.

- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007-2009 гг.

Этим учебникам соответствует авторская программа Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкина, опубликованная на стр. 104 – 115 в сборнике:

В помощь учителю для каждого класса разработано тематическое и поурочное планирование, дидактические карточки-задания, дидактические материалы, тесты и рабочие тетради. Информацию об этих пособиях можно получить на сайте www.drofa.ru.

Линия Н.М. Шахмаева:

- Шахмаев Н.М. и др. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.И. Дика. – М.: Мнемозина, 2006.

- Шахмаев Н.М. Физика. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук – М.: Мнемозина, 2007.

- Шахмаев Н.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.М. Шахмаев, А.В. Бунчук. – М.: Мнемозина, 2008.

Этим учебникам соответствует программа (автор В.А. Коровин), опубликованная на стр. 53 – 61 в сборнике:

Тематическое и поурочное планирования к учебникам Шахмаева Н.М. и др. имеются в пособии:

• Программа курса физики и поурочное планирование. 7 – 9 классы / сост. С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2007.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 7 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, Ю.И. Дика, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 8 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

• Матвеева Н.А. Методика преподавания физики. 9 класс: к учебнику Н.М. Шахмаева, А.В. Бунчука: пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010.

Компоненты УМК представлены на сайте www. mnemozina. ru.

При изучении физики в основной школе рекомендуется использовать:

• Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2008. (см. www.prosv.ru).

Анализ базы данных УМК по районам (городам) показывает, что в области наиболее востребованным является учебно-методический комплект для 7 – 9 классов Пёрышкина А.В., Гутник Е.М. (94 % от числа школ в области).
Линия Мякишева Г.Я. обеспечена программой (авторы программы В.С. Данюшенков, О.В. Коршунова) и учебно-тематическим планированием: ● Программы общеобразовательных учреждений. Физика. 10-11 классы / Саенко П.Г. и др. – М.: Просвещение, 2009.

● Шилов В.Ф. Физика: 10 – 11 кл.: поурочное планирование: кн. для учителя / В.Ф. Шилов. – М.: Просвещение, 2007.

В книге содержится поурочное планирование к учебникам Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. для 10 класса и Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Чаругина В.М. для 11 класса. В виде таблиц в пособии представлено примерное распределение учебных часов по темам курса физики за 10 и 11 классы при изучении предмета по 2 и 5 ч в неделю (см. www.prosv.ru).
Линия Тихомировой С.А. Учебники отличаются интересным и доступным изложением курса физики на базовом уровне, содержание соответствует образовательному стандарту, в каждом параграфе изложение материала сопровождается цветными рисунками, чего нет в других учебниках физики, выпускаемых другими издательствами. Имеется программа на 2(3) часа в неделю и учебно-тематическое планирование для 10 и 11 классов, выпущенная издательством «Мнемозина» в 2008 году. Материалы учебников позволят ученикам, желающим сдавать ЕГЭ по физике, на достаточно хорошем уровне подготовиться к вступительным экзаменам в вузы (www. mnemozina. ru).

Линия учебников под ред. ПинскогоА.А., Кабардина О.Ф. включена в региональный перечень в качестве второй линии для изучения предмета на профильном уровне. Учебники содержат последовательное изложение материала в соответствии с образовательным стандартом, имеется программа, методическое пособие для учителя, дидактический материал по проведению физического практикума, чего нет для учебников других авторов, и сборник задач, позволяющий на высоком уровне готовить учащихся к участию в олимпиадах различного уровня и к подготовке к ЕГЭ. Учебники этой линии уже не один год используются в некоторых образовательных учреждениях области, учащиеся которых занимают призовые места на региональных и всероссийских олимпиадах.

Линия обеспечена программой и поурочным планированием:

В учебном процессе рекомендуется использовать следующие пособия:

- Парфентьева Н.А. Сборник задач по физике: базовый и профильный уровни: для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений / Н.А. Парфентьева. – М.: Просвещение, 2007.

- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.

Анализ базы данных УМК по районам (городам) показывает, что в области наиболее востребованным является учебно-методический комплект авторов Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. и др. (96 % от числа школ в области).

Рекомендации по выполнению практической части программ
При изучении физики в основной и средней (полной) школе независимо от выбора учебников обязательным остаются требования к выполнению практической части программы.

В перечень лабораторных работ, которые содержатся в программе, учитель может вносить коррективы с учётом наличия оборудования в кабинете физики.

Примерное количество часов на проведение лабораторных, контрольных работ по учебникам, которые используются в общеобразовательных учреждениях, приводится в следующей таблице:

п/п

Авторы

учебника

Класс,

уровень изучения

Число лабораторных работ за год

Число контрольных работ

за год

Число часов на

физпрак-тикум в течение года

1.

Пёрышкин А.В.

2.

Пёрышкин А.В.

3.

Пёрышкин А.В., Гутник Е.М.

4.

Чаругин В.М.

11, базов

11, проф

9.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М.

10, базов

10.

Тихомирова С.А., Яворский Б.М.

11, базов

11.

Под редакцией

Пинского А.А.,

Кабардина О.Ф.

10, проф

12.

Под редакцией

Пинского А.А.,

Кабардина О.Ф.

11, проф

Рекомендации по изучению предмета на углублённом уровне.

Учебно-методические комплекты, по которым ведётся углублённое изучение предмета, представлены ниже в таблице.

Класс

Кол-во

часов в учебном плане

Программа

Учебники, авторы,

издательство

Программа по физике.

7-9 классы

(автор программы Разумовский В.Г.)

Под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г.

Физика. 7,8,9, классы.

Издательство

«Просвещение».

10-11

Физика для школ (классов) с углублённым изучением предмета.

10-11 классы.

(автор программы

Мякишев Г.Я.)

Мякишев Г.Я. и др.

Физика. 10-11 классы.

Механика. Молекулярная

физика. Термодинамика.

Электродинамика. Колебания и волны.

Оптика. Квантовая физика.

Издательство «Дрофа».

10-11

Физика для школ (классов) с углублённым изучением предмета.

10-11 классы. (авторы программы Пинский А.А. и др.)

Под ред. А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина.

Физика. 10,11 классы.

Издательство

«Просвещение».

Программы к указанным учебникам содержатся в сборнике:

● Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Тематическое планирование представлено в книгах:

- Шилов В.Ф. и др. Физика. 7 – 9 классы. Тематическое планирование. – М.: Просвещение, 2006.

- Углубленное изучение физики в 10 - 11 классах: Кн. для учителя / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова. – М.: Просвещение, 2007.

- Авдеева А.В., Долицкий А.Б. Физика. 10 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебникам под ред. Г.Я. Мякишева.

- Авдеева А.В., Долицкий А.Б. Физика. 11 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебникам под ред. Г.Я. Мякишева.

- Авдеева А.В. Методические рекомендации по использованию учебников по физике под ред. Мякишева Г.Я. при изучения физики в 10-11 классах на профильном уровне. – М.: Дрофа, 2007. (см. www.drofa.ru)

Приложение 1
Аннотированный тематический каталог Интернет ресурсов по физике

ООО «Физикон» www.physicon.ru. Опыт преподавателей МФТИ. Образовательное ПО & Системы Дистанционного Обучения. Даны подробные описания мультимедийных курсов по физике и астрономии, которые соответствуют программам для общеобразовательных учреждений России. В разделе «Магазин» приведены условия приобретения программ, в том числе и с пересылкой по почте. Можно скачать демо-версии «Открытая Физика 2.0. Часть I» (Английская версия ~8.7Mb), «Открытая Физика 1.0» (Русская версия ~1.5Mb), «Физика в Картинках» (Русская версия ~530K). Адрес страницы с демоверсиями - www.physicon.ru/demo.html.

"Активная физика" и "Оптическая скамья"

www.cacedu.unibel.by/partner/bspu/pilogic/. Страницы белорусской фирмы Pi - Logic - производителя программно-методического комплекса «Активная физика» и конструктора по геометрической оптике «Оптическая скамья». Приведены описания программ, их содержание и многочисленные иллюстрации. Приведены также публикации посвященные использованию указанных программ в учебном процессе. Можно скачать демо-версии.

"Активная физика" и "Оптическая скамья"

www.informika.ru/text/inftech/edu/physics/. Две обучающие программы белорусской фирмы Pi-Logic: программно-методический комплекс «Активная физика» и конструктор по геометрической оптике «Оптическая скамья». Обе достойны внимания. Приведены аннотации и содержания программ, а также условия их приобретения. Можно скачать демо-версии.

"Живая Физика" www.int-edu.ru/soft/fiz.html - русская версия одной из наиболее известных программ по физике Interactive Physics, разработанной американской фирмой MSC.Working Knowledge. Программа представляет собой компьютерную проектную среду, в которой ученик или учитель могут создавать собственные модели физических явлений и проводить эксперименты. Все опыты сопровождаются компьютерными анимациями, динамическими графиками, диаграммами векторов. Приведены методические материалы, а также ряд моделей и проектов, которые можно скачать.

«Сборка» shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1. Инструментальная программная среда или компьютерная лаборатория "СБОРКА"; предназначена для изучения законов постоянного тока в средней школе. Эта программа позволяет собирать на экране компьютера и исследовать электрические цепи Причем вид всех виртуальных приборов соответствует виду приборов, используемых в учебном процессе. Программа распространяется бесплатно. Помимо программы (1,4 Мб) можно скачать краткое описание программы, методические рекомендации и задачи для 8 класса (129 Кб). Автор программы "СБОРКА" Слинкин Д.А., преподаватель информатики Шадринского государственного педагогического института.

«Начала электроники» www.elektronika.newmail.ru. Инструментальная программная среда по курсу электричества для школьников и студентов младших курсов Вузов. Данная среда представляет собой электронный конструктор, в котором учащийся может "собирать" различные электрические схемы и наблюдать за установившимся режимом их работы. При помощи конструктора учащийся может изучать зависимость сопротивления проводников от материала, длины и поперечного сечения; изучать законы постоянного тока, изучать законы последовательного и параллельного соединения проводников, конденсаторов и катушек; изучать зависимость емкостного и индуктивного сопротивлений от частоты переменного тока; изучать выделение мощности в цепях переменного тока и многое другое. Конструктор можно также использовать и для других задач в самостоятельной работе учащихся.

"Проверялкин" www.fizika.ru/tests. Компьютерная программа "Проверялкин" служит для организации интерактивной самостоятельной работы обучаемого с текстами учебника и многоуровневыми заданиями к ним. Обучаемый получает ряд вопросов в определенной последовательности и должен в качестве ответов выделить определенные фрагменты изучаемого текста. Можно скачать демо-версию (500 Кб), в которой возможна работа с двумя темами по электронно-ионной теории. Можно также скачать инструкцию и ряд дополнительных заданий. Автор методики и программы методист из Курска И. В. Кривченко.

«Баллистический редактор «Орбита 1.2»

www.infoline.ru/g23/5495/Physics/Cyrillic/orbit.htm предназначен для демонстрации и изучения основных физических принципов движения тел в гравитационном поле Земли. Программа позволяет рассчитывать и визуализировать баллистические траектории и орбиты движения тел, осуществлять прогноз движения космических аппаратов, а также отображать астробаллистическую ситуацию на карте мира. Программу можно скачать (1585 Кб).

Программы лаборатории мультимедиа ИрГТУ

cnit.istu.irk.ru/lmm/kolosoff/2.html. Эта страничка содержит примеры обучающих, контролирующих и моделирующих программ по электротехнике, измерительной физике и ТОЭ, например: трансформатор, осциллограф, магнитоэлектрический прибор. Программы имеют интерактивный интерфейс, сопровождаются звуковым сопровождением и контрольными вопросами. Для просмотра программ необходимо скачать нужный архив, затем создать у себя на диске каталог, распаковать в него содержимое архива и запустить файл Start.bat

Интерактивный калькулятор измерений www.convert-me.com/ru. На этом сайте Вы найдете интерактивные калькуляторы для различных систем измерений, как широко используемых (метрическая, американская), так и довольно экзотических (старорусская, японская, древнегреческая). Приведем ряд примеров представленных на этих калькуляторах физических величин: вес и масса, длина и расстояние, объем и вместимость, площадь, скорость и т. д. Авторы планируют регулярно добавлять новые величины и системы измерения.

Учебные компьютерные программы. НПП «БитПро» bitpro.ru. Здесь вы найдете каталог учебных компьютерных программ по всем предметам. Каталог содержит более 20 программ по физике, среди них "Открытая физика", "Активная физика", "Фундаментальные физические опыты", разнообразные задачники и др. Приведены краткие аннотации программ их цены в условных единицах, а также условия приобретения.

Анимации

Сайт "Физика в анимациях" www.infoline.ru/g23/5495/physics.htm. На этом сайте представлены трёхмерные анимации по механике, волнам, термодинамике, оптике. Анимации сопровождаются теоретическими объяснениями. С сайта можно загрузить несжатые анимации и другие материалы. Работает Форум. Аналогичные материалы, в более полном варианте, имеются на компакт-диске, который производители рассылают по почте (наложенным платежом). Анимации разработаны фирмой "Силтек".

Explorescience.com explorescience.com. На сайте приведены интерактивные анимации (всего 46), иллюстрирующие явления из различных областей физики: механики, электромагнетизма, оптики, и астрономии. Большинство анимаций рассчитано на студентов, но некоторые будут понятны и школьникам. Для просмотра анимаций необходим Shockwave plugin, при необходимости его можно скачать с сайта. Сайт на английском языке.

Апплеты (компьютерные модели)

Апплеты, разработанные ООО "ФИЗИКОН"

www.physics.ru/applets/a_content.htm. На этих страницах представлены 16 апплетов (компьютерных моделей) по механике: графики равноускоренного движения, движение связанных брусков, импульс тела, упругие и неупругие соударения, математический маятник, момент инерции и др. Каждый апплет снабжен кратким комментарием. Все апплеты можно использовать в учебном процессе.

13 Java-аплетов www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/physics. Наиболее интересны: периодическая система элементов, Броуновское движение, электрические заряды, фазы Луны и др. Большая часть апплетов русифицирована. Качество и скорость работы разные. Возможности применения на уроках в школе весьма спорные, но для общего представления и работы со студентами – интересно.

Java-аплеты www3.adnc.com/~topquark/fun/JAVA/trajplot/trajplot.html. На сайте представлено несколько десятков апплетов, среди которых: движение тела, брошенного под углом к горизонту (без учета сопротивления воздуха и с учетом), упругие столкновения, законы Кеплера, колебания, движение заряженной частицы в магнитном поле и другие. Некоторые апплеты необходимо для просмотра вначале скачать на свой диск, а некоторые доступны сразу. Сайт на английском языке.

Сайт Физика 2000 www.colorado.edu/physics/2000. Язык английский. Авторы этого проекта поставили цель сделать физику доступной и понятной людям любого возраста. Сайт представляет собой учебное пособие с анимациями и апплетами, которые позволяют продемонстрировать описываемые физические явления и эксперименты. Комментарии просты и понятны, оформлены в виде обмена репликами. На сайте представлены: электромагнитные волны, квантовая механика, атомная физика, рентгеновское излучение, периодическая система элементов, а также примеры практического использования многих физических эффектов (в т. ч. различные виды экранов и мониторов).

Виртуальная физическая лаборатория (NTNU Virtual Physics Laboratory)www.phy.ntnu.edu.tw/java. На сайте представлено 67 апплетов по механике, волновым процессам, термодинамике, электродинамике, оптике, теории относительности. Среди апплетов особенно интересны, например, математический маятник (можно изменять ускорение свободного падения и массу маятника), сопоставление гармонического колебания и равномерного движения по окружности, интерференция волн, смешение цветов и др. Сайт на английском языке.

Сервер апплетов по физике (Physik Java Server) didaktik.physik.uni-wuerzburg.de/~pkrahmer/home/java1.html. На этом сайте представлено множество ссылок на англоязычные страницы, содержащие апплеты по физике. Сайт на английском языке.

Олимпиады для школьников. www.mccme.ru/olympiads/ На данной странице размещается информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников (объявления о предстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участников состоявшихся олимпиад). Прежде всего, эта информация ориентирована на школьников Москвы (даты проведения, классы, условия участия московских мероприятий, а также тех, в которых могут принять участие московские школьники), однако никаких специальных ограничений нет. Также здесь размещаются архивы мероприятий прошлых лет и ссылки на другие www-сервера, содержащие вышеперечисленную информацию.

1   2   3   4