Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является





НазваниеПояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является
страница1/9
Дата публикации04.11.2014
Размер0.82 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Методические рекомендации по изучению дисциплины

СД.Ф.5. Композиция

для специальности 050602 Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Основными задачами курса «Композиция» является: формирование мировоззрения студентов; развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое; воспитание широкой художественно-эстетической культуры и художественного вкуса; формирование умений анализировать произведения искусства, вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной форме; овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности.

Усвоив закономерности композиции, отражающие объективные законы природы и общества, студенты получают ключ к анализу и глубокому профессиональному пониманию произведений всех видов и жанров искусства.

В соответствии со спецификой работы в общеобразовательной школе выпускники художественно-графических факультетов должны по мимо практических навыков всесторонне изучить историю и теорию композиции, знать методику ее преподавания, владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства, понимать выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник.

Курс композиции органически связан со специальными дисциплинами учебного процесса: рисунком, живописью, историей искусств, перспективой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, методикой преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и др. Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях, находят творческое применение при исполнении учебных композиций, при выполнении дипломной работы.

Курс «Композиции» включает теоретическую и практическую части.

В каждом семестре читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе.

Лекционный курс состоит из трех разделов.

Первый раздел включает вводные лекции по общим теоретическим вопросам композиции, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы композиции, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства. Лекции читаются 1 курс в начале 1-го семестра.

Во втором разделе рассматривается специфические проблемы композиции того или иного жанра изобразительного искусства. Известно, что каждый жанр (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.) характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, правил, приемов, проявляющихся в композиции произведения.

Практика преподавания композиции показывает, что сложные проблемы теории композиции студентами 1 курса усваиваются недостаточно четко и глубоко. Исходя из этого

в третьем разделе лекционного курса «Теория композиции» анализируются такие вопросы, как «Теория композиции как научная дисциплина», «общая характеристика основных аспектов и уровней системного анализа композиции произведения», «Художественный образ», «Основные категории композиции», «Виды и типы композиции». Лекции читаются на I курсе в течение 9-го семестра. Раскрытие этих проблем на новом теоретическом уровне способствует формированию навыков оценки и анализа композиционных построений, позволяет более глубоко изучить теорию композиции.

Для успешного усвоения теории по курсу композиции большое значение имеют спецсеминары. Спецсеминары проводятся в объеме 8 часов и в 9 семестре. Они посвящаются наиболее важным темам лекционного курса.

Назначение спецсеминара - углубление теоретических знаний по композиции. Занятия в спецсеминаре приучают студентов самостоятельно работать над литературой по специальности, прививают навыки научного мышления и понимания тенденций развития изобразительного искусства.

Формы проведения спецсеминара могут быть следующими: беседа или выступления студентов без предварительного распределения тематики; реферативная форма, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты; форма, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, непосредственно связанным с основной темой.

Задача докладов и выступлений на семинарских занятиях - углубление и расширение знаний студентов с учетом специфики их профессиональной подготовки. Необходимо также ориентировать студентов на то, чтобы их доклады включали научно-закономерные обоснования, неопровержимые факты, имели логично построенные выводы и рассуждения, освещали достижения теории и практики композиции.

Цели практической части курса композиции: привить студентам навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности по средством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями.

Задачи, решаемые студентами по практической части курса композиции.

1. Подача эскизов – 1.1. Форэскизы (3 шт.); 1.2. Линейные эскизы (2 шт. с разных точек зрения, выделение композиционных центров, форматов); 1.3. Тональные эскизы (2 шт., разное освещение, т.е. собственные и падающие тени); 1.4. Эскизы цветом (2 шт., т.е. холодная и теплая гамма).

2. Подготовительный материал – 2.1. Наброски (10 шт. и более); 2.2. Зарисовки (10 шт. и более); 2.3. Рисунок (10 шт. и более); 2.4. Этюды (10 шт. и более).

3. Картон.

4. Прописка.

Каждое практическое задание реализуется через три основные формы работы - аудиторию, домашнюю и самостоятельную.

Аудиторные занятия отводятся в основном:

- упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения;

- установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий);

- устному, письменному и изобразительному анализу композиционной структуры произведений классического произведения искусства. При этом необходимо последовательно утверждать идеалы реалистического искусства всегда обусловлены образным строем и идейным содержанием произведения;

- беседам по углублению теоретических знаний;

- анализу текущих практических заданий с объединением ошибок и причин их появления;

- выработке практических навыков в работе над композицией: вынашивание идеи, разработка темы, сюжета, сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме эскиза, поиск цветового и колористического решения, разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции в натуральную величину изображения) и законченного композиционного эскиза;

- экскурсиям в художественные музеи, галереи и на выставки.

Практические аудиторные занятия проводятся по примерной схеме: а) вводная беседа и постановка задания; б) выполнение практического задания; в) обсуждение и подведение итогов работы.

В течение всего периода обучения студенты выполняют практические задания на определенные темы. Работа над ними ведется как в аудиториях, так и в домашних условиях. Видами домашних работ по композиции могут быть: а) работа над эскизами композиции; б) наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания; в) выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания; г) упражнения на развитие композиционного мышления (колористическое чувство цвета, чувство композиционной целостности и т.д.); д) освоение нового материала для разработки композиционного задания; е) изучение истории быта и характеров героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, произведения искусства и т.д.).

На I курсе в качестве практических заданий студентам предлагается выполнить ряд композиций натюрмортов. Это связано, во-первых, с тем, что учебные задания по композиции в этом случае совпадают по программе с выполнением академических заданий по рисунку и живописи. Это создает благоприятные возможности для успешного решения задач курсов композиции, рисунка, живописи. Во-вторых, на примере жанра натюрморта студентам легче усвоить методику творческого поиска, овладеть начальными знаниями и умениями в области композиции.

На II курсе идет работа над интерьером, экстерьером, городским (индустриальным) и сельским пейзажем, что особенно важно для обогащения представлений о многообразии композиционных возможностей организации изобразительного материала, особенно при подготовке студента к летней практике по изобразительному искусству (пленэру). Работа над натюрмортом, интерьером, пейзажем, а также иллюстрациями важна для будущих учителей. Овладение знаниями и умениями по композиции в этих жанрах подготавливает студентов к решению композиционных задач портрета, тематической картины, монументальной живописи.

Усвоив теоретический и практический минимум, студент младших курсов получают представление о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы в произведении, об образе и образном мышлении художника, об идее, теме и сюжете произведений искусства, о закономерностях композиции.

На старших курсах вполне закономерен переход от исполнения эскиза к планомерному овладению методом и системой работы над художественным произведением. К 9-му семестру студенты должны быть подготовлены к выполнению дипломной работы.

Текущие просмотры выполненных заданий осуществляет ведущий преподаватель, в течение каждого семестра после выполнения определенного практического задания .

В конце каждого семестра в зависимости от того, что определено учебным планом, проводится зачет или экзамен, а также кафедральный просмотр.

Зачет проводится в виде кафедрального просмотра всех практических работ, выполненных в семестре. За каждую работу ставится оценка. Экзамен по композиции они сдают по экзаменационным билетам, где включены вопросы по истории и теории композиции. В случае, если в учебном плане не обозначен ни зачет, ни экзамен, проводится кафедральный просмотр с дифференцированной оценкой.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • историческое развитие искусства композиций в изобразительном искусстве;

  • становление композиции как учебного предмета и теоретические;

  • основы композиции, закономерности композиции, законы, правила, приемы, художественно-выразительные средства композиции, суть понятий: художественный образ, идея, тема, сюжет, мотив в произведении искусства, вопросы единства содержания и формы в произведении искусства.


Студент должен уметь:

  • сочинять композиции и выполнять их в материалах живописи (акварель или масляные краски) и графики (карандаш, уголь, сангина, гравюра, литография и др.), в жанрах натюрморта, пейзажа, портрета, интерьера, сюжетной тематической картины с включением фигуры человека, решая в них задачи создания художественного образа.


Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Первый семестр
Лабораторное занятие ( 8 часов ).

Тема: Разработка сюжета несложного тематического натюрморта (5 форэскизов) («Завтрак», «Ужин», «Обед»).

План:

1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате.

2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.

3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте.

Задание для самостоятельной работы:

Разработка сюжета несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно.

Основная литература:

Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. - Вып 6.

Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966.

Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989.

Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988.

Дополнительная литература:

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962.

Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972.

Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976.

Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976.

Лабораторное занятие ( 2 часа )

Тема: Поиски линейного, тонового решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта (2 линейных, 2 тональных эскиза)

План:

1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате.

2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.

3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте.

Задание для самостоятельной работы:

Поиски тонового решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно.

Основная литература:

Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. – Вып 6.

Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966.

Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989.

Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988.

Дополнительная литература:

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962.

Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972.

Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976.

Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976.

Лабораторное занятие ( 2 часа )

Тема: Поиски цветового, колористического решения эскиза (2 цветовых эскиза). Контрольная работа. Композиции несложного тематического натюрморта (5 форэскизов, 2 линейных эскиза, 2 тональных, 2 цветовых эскиза, окончательный эскиз).

План:

1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате.

2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата.

3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте.

Задание для самостоятельной работы:

Поиски цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно.

Основная литература:

Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. – Вып 6.

Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966.

Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989.

Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988.

Дополнительная литература:

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962.

Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972.

Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976.

Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconРабочая программа Цели освоения дисциплины
Основными задачами преподавания курса является сформировать у студентов общие представления о системе (структуре и процессе) управления...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconРабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации»
Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconОсновными задачами изучения курса «Мерчандайзинг»
Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос)
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка Основными задачами занятий по ознакомлению...
Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных...
Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета
...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии...
Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение...
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение...
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка Основной задачей курса является подготовка...
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников Информатика и икт. Является частью базового курса рассчитанного...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПрограмма курса «Историко культурное наследие» «История Иркутской области»
Иркутской области построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconИ науки РФ
Целью архивной практики является ознакомление студентов с задачами и функ­циями архивных учреждений, системой хранения документов...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить с задачами курса «Технология», с учебником и рабочей тетрадью, основными материалами и инструментами для уроков, правилами...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПояснительная записка Преподавание учебного предмета «Биология» в...
Приказ мо РФ №1089 от 05. 03 2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного...
Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является iconПрограмма по дисциплине «Введение в специальность»
Целью настоящей дисциплины является ознакомление студентов с основными задачами, которые необходимо решить в процессе обучения, а...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск