Скачать 0.82 Mb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.5. Композиция для специальности 050602 Изобразительное искусство Пояснительная записка Основными задачами курса «Композиция» является: формирование мировоззрения студентов; развитие творческого воображения и образного мышления, художественной наблюдательности, зрительной памяти, умения видеть в окружающей действительности характерное и типическое; воспитание широкой художественно-эстетической культуры и художественного вкуса; формирование умений анализировать произведения искусства, вести целенаправленные наблюдения окружающей действительности, творчески отбирать из жизненных впечатлений наиболее характерное и типическое и отражать их в правдивой, образной форме; овладение профессиональным мастерством и умением применять его в художественно-педагогической деятельности. Усвоив закономерности композиции, отражающие объективные законы природы и общества, студенты получают ключ к анализу и глубокому профессиональному пониманию произведений всех видов и жанров искусства. В соответствии со спецификой работы в общеобразовательной школе выпускники художественно-графических факультетов должны по мимо практических навыков всесторонне изучить историю и теорию композиции, знать методику ее преподавания, владеть умениями и навыками творческой работы в различных видах и жанрах изобразительного искусства, понимать выразительные особенности различных изобразительных материалов и техник. Курс композиции органически связан со специальными дисциплинами учебного процесса: рисунком, живописью, историей искусств, перспективой, декоративно-прикладным искусством, скульптурой, методикой преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и др. Знания, умения и навыки, полученные студентами при изучении специальных дисциплин, закрепляются в композиционных заданиях, находят творческое применение при исполнении учебных композиций, при выполнении дипломной работы. Курс «Композиции» включает теоретическую и практическую части. В каждом семестре читаются лекции. Они служат теоретической базой для практических аудиторных занятий и домашних работ, способствуют более осмысленному выполнению заданий, подготавливают студента к педагогической деятельности в школе. Лекционный курс состоит из трех разделов. Первый раздел включает вводные лекции по общим теоретическим вопросам композиции, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы композиции, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства. Лекции читаются 1 курс в начале 1-го семестра. Во втором разделе рассматривается специфические проблемы композиции того или иного жанра изобразительного искусства. Известно, что каждый жанр (натюрморт, пейзаж, портрет и т.д.) характеризуется определенным комплексом общих и внутрижанровых закономерностей, правил, приемов, проявляющихся в композиции произведения. Практика преподавания композиции показывает, что сложные проблемы теории композиции студентами 1 курса усваиваются недостаточно четко и глубоко. Исходя из этого в третьем разделе лекционного курса «Теория композиции» анализируются такие вопросы, как «Теория композиции как научная дисциплина», «общая характеристика основных аспектов и уровней системного анализа композиции произведения», «Художественный образ», «Основные категории композиции», «Виды и типы композиции». Лекции читаются на I курсе в течение 9-го семестра. Раскрытие этих проблем на новом теоретическом уровне способствует формированию навыков оценки и анализа композиционных построений, позволяет более глубоко изучить теорию композиции. Для успешного усвоения теории по курсу композиции большое значение имеют спецсеминары. Спецсеминары проводятся в объеме 8 часов и в 9 семестре. Они посвящаются наиболее важным темам лекционного курса. Назначение спецсеминара - углубление теоретических знаний по композиции. Занятия в спецсеминаре приучают студентов самостоятельно работать над литературой по специальности, прививают навыки научного мышления и понимания тенденций развития изобразительного искусства. Формы проведения спецсеминара могут быть следующими: беседа или выступления студентов без предварительного распределения тематики; реферативная форма, при которой заранее из числа студентов назначаются докладчики и содокладчики, представляющие на обсуждение свои рефераты; форма, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление как по тематике докладов, так и по вопросам, непосредственно связанным с основной темой. Задача докладов и выступлений на семинарских занятиях - углубление и расширение знаний студентов с учетом специфики их профессиональной подготовки. Необходимо также ориентировать студентов на то, чтобы их доклады включали научно-закономерные обоснования, неопровержимые факты, имели логично построенные выводы и рассуждения, освещали достижения теории и практики композиции. Цели практической части курса композиции: привить студентам навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитание умения последовательно работать над произведением от эскиза до его завершения. Воплощение идеи и темы композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности по средством рисунка, этюда, а также систематических упражнений. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями. Задачи, решаемые студентами по практической части курса композиции. 1. Подача эскизов – 1.1. Форэскизы (3 шт.); 1.2. Линейные эскизы (2 шт. с разных точек зрения, выделение композиционных центров, форматов); 1.3. Тональные эскизы (2 шт., разное освещение, т.е. собственные и падающие тени); 1.4. Эскизы цветом (2 шт., т.е. холодная и теплая гамма). 2. Подготовительный материал – 2.1. Наброски (10 шт. и более); 2.2. Зарисовки (10 шт. и более); 2.3. Рисунок (10 шт. и более); 2.4. Этюды (10 шт. и более). 3. Картон. 4. Прописка. Каждое практическое задание реализуется через три основные формы работы - аудиторию, домашнюю и самостоятельную. Аудиторные занятия отводятся в основном: - упражнениям по закреплению теоретических положений и развитию навыков сознательного отношения к свойствам, средствам, правилам, приемам и закономерностям композиции. При этом особо подчеркивается, что все средства построения художественного произведения, закономерности и приемы выражения композиционного центра, ритма, равновесия, статики и динамики, тона, цвета, колорита не являются самоцелью, а служат наиболее яркому выражению содержания произведения; - установкам на разработку эскизов композиций практических заданий (раскрытие целей, задач и содержания практических заданий); - устному, письменному и изобразительному анализу композиционной структуры произведений классического произведения искусства. При этом необходимо последовательно утверждать идеалы реалистического искусства всегда обусловлены образным строем и идейным содержанием произведения; - беседам по углублению теоретических знаний; - анализу текущих практических заданий с объединением ошибок и причин их появления; - выработке практических навыков в работе над композицией: вынашивание идеи, разработка темы, сюжета, сюжетной группы, сюжетной ситуации, решение сюжета по задуманной или заданной теме и выражение ее в конструктивно-пластической форме эскиза, поиск цветового и колористического решения, разработка картона (законченного подготовительного рисунка композиции в натуральную величину изображения) и законченного композиционного эскиза; - экскурсиям в художественные музеи, галереи и на выставки. Практические аудиторные занятия проводятся по примерной схеме: а) вводная беседа и постановка задания; б) выполнение практического задания; в) обсуждение и подведение итогов работы. В течение всего периода обучения студенты выполняют практические задания на определенные темы. Работа над ними ведется как в аудиториях, так и в домашних условиях. Видами домашних работ по композиции могут быть: а) работа над эскизами композиции; б) наблюдение окружающей жизни в связи с темой практического задания; в) выполнение набросков, зарисовок и этюдов к теме задания; г) упражнения на развитие композиционного мышления (колористическое чувство цвета, чувство композиционной целостности и т.д.); д) освоение нового материала для разработки композиционного задания; е) изучение истории быта и характеров героев эпохи по литературным и музейным источникам (книги, костюмы, произведения искусства и т.д.). На I курсе в качестве практических заданий студентам предлагается выполнить ряд композиций натюрмортов. Это связано, во-первых, с тем, что учебные задания по композиции в этом случае совпадают по программе с выполнением академических заданий по рисунку и живописи. Это создает благоприятные возможности для успешного решения задач курсов композиции, рисунка, живописи. Во-вторых, на примере жанра натюрморта студентам легче усвоить методику творческого поиска, овладеть начальными знаниями и умениями в области композиции. На II курсе идет работа над интерьером, экстерьером, городским (индустриальным) и сельским пейзажем, что особенно важно для обогащения представлений о многообразии композиционных возможностей организации изобразительного материала, особенно при подготовке студента к летней практике по изобразительному искусству (пленэру). Работа над натюрмортом, интерьером, пейзажем, а также иллюстрациями важна для будущих учителей. Овладение знаниями и умениями по композиции в этих жанрах подготавливает студентов к решению композиционных задач портрета, тематической картины, монументальной живописи. Усвоив теоретический и практический минимум, студент младших курсов получают представление о сущности и значении искусства, о единстве содержания и формы в произведении, об образе и образном мышлении художника, об идее, теме и сюжете произведений искусства, о закономерностях композиции. На старших курсах вполне закономерен переход от исполнения эскиза к планомерному овладению методом и системой работы над художественным произведением. К 9-му семестру студенты должны быть подготовлены к выполнению дипломной работы. Текущие просмотры выполненных заданий осуществляет ведущий преподаватель, в течение каждого семестра после выполнения определенного практического задания . В конце каждого семестра в зависимости от того, что определено учебным планом, проводится зачет или экзамен, а также кафедральный просмотр. Зачет проводится в виде кафедрального просмотра всех практических работ, выполненных в семестре. За каждую работу ставится оценка. Экзамен по композиции они сдают по экзаменационным билетам, где включены вопросы по истории и теории композиции. В случае, если в учебном плане не обозначен ни зачет, ни экзамен, проводится кафедральный просмотр с дифференцированной оценкой. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Первый семестр Лабораторное занятие ( 8 часов ). Тема: Разработка сюжета несложного тематического натюрморта (5 форэскизов) («Завтрак», «Ужин», «Обед»). План: 1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате. 2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата. 3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте. Задание для самостоятельной работы: Разработка сюжета несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно. Основная литература: Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. - Вып 6. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988. Дополнительная литература: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972. Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976. Лабораторное занятие ( 2 часа ) Тема: Поиски линейного, тонового решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта (2 линейных, 2 тональных эскиза) План: 1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате. 2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата. 3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте. Задание для самостоятельной работы: Поиски тонового решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно. Основная литература: Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. – Вып 6. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988. Дополнительная литература: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972. Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976. Лабораторное занятие ( 2 часа ) Тема: Поиски цветового, колористического решения эскиза (2 цветовых эскиза). Контрольная работа. Композиции несложного тематического натюрморта (5 форэскизов, 2 линейных эскиза, 2 тональных, 2 цветовых эскиза, окончательный эскиз). План: 1) Определить сюжетно-композиционный центр и равновесие в формате. 2) Найти верный масштаб изображения предметов по отношению к определенному типу формата. 3) Изучить плавность и взаимозакрываемость предметов в натюрморте. Задание для самостоятельной работы: Поиски цветового, колористического решения эскиза композиции несложного тематического натюрморта – продолжение , начатого на занятиях , задания самостоятельно. Основная литература: Мастера искусств о композиции // Школа изобразительного искусства, - М.,1963. – Вып 6. Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе, 1966. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия. — М., 1989. Шорохов Е.В. Композиция.- М.: Просвещение , - 1988. Дополнительная литература: Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1962. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах. — М., 1972. Волков Н.Н. Восприятие картины. — М., 1976. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. — М., 1976. |
Рабочая программа Цели освоения дисциплины Основными задачами преподавания курса является сформировать у студентов общие представления о системе (структуре и процессе) управления... | Рабочая программа учебной дисциплины «Международные маркетинговые коммуникации» Задачами изучения дисциплины является формирование знаний, умений, навыков и компетенций в области механизмов использования теории... | ||
Основными задачами изучения курса «Мерчандайзинг» Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований фгос) | Пояснительная записка Основными задачами занятий по ознакомлению... Что можно увидеть на небе днем и ночью? Солнце, его форма. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие... | ||
Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | Пояснительная записка по предмету композиция прикладная Характеристика учебного предмета ... | ||
Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире | Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение... Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются | ||
Пояснительная записка Настоящая программа рассчитана на изучение... Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются | Пояснительная записка Основной задачей курса является подготовка... Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников Информатика и икт. Является частью базового курса рассчитанного... | ||
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном... | Программа курса «Историко культурное наследие» «История Иркутской области» Иркутской области построена в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с основными положениями Концепции профильного... | ||
И науки РФ Целью архивной практики является ознакомление студентов с задачами и функциями архивных учреждений, системой хранения документов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить с задачами курса «Технология», с учебником и рабочей тетрадью, основными материалами и инструментами для уроков, правилами... | ||
Пояснительная записка Преподавание учебного предмета «Биология» в... Приказ мо РФ №1089 от 05. 03 2004 г «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного... | Программа по дисциплине «Введение в специальность» Целью настоящей дисциплины является ознакомление студентов с основными задачами, которые необходимо решить в процессе обучения, а... |