Пояснительная записка Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.). Курс рассчитан на изучение в 8-м классе общеобразовательной средней школы общим объемом 34 учебных часов (из расчета 1 час в неделю) Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Является частью базового курса рассчитанного для изучения в 7-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 часов (34 часов в VII классе, 34 часов в VIII классе, 34 часов в IX классе).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках, что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики, в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Содержание дисциплины
8 класс (35 час.)
Передача информации в компьютерных сетях – 9 час. (3+6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.
Учащиеся должны знать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
Основные термины по разделу:
Web-браузер
| Клиент-программа для работы пользователя с WWW
| Web-сайт
| Некоторое количество Web-страниц, связанных тематически
| Web-сервер
| Компьютер в сети Интернет, хранящий Web-страницы и соответствующее программное обеспечение
| Web-страница
| Основная поименованная информационная единица, представляющая собой отдельный документ, хранящийся на Web-сервере
| WorldWideWeb (WWW)
| Сетевой сервис, поддерживающий гипертекстовое пространство Интернета (Всемирную паутину)
| Аналоговая связь
| Связь, при которой передача информации производится в форме непрерывного (электрического) сигнала
| Гипермедиа
| Система гиперсвязей между мультимедиа документами
| Глобальная компьютерная сеть
| Система связанных между собой локальных сетей и компьютеров отдельных пользователей, удаленных друг от друга на большие расстояния
| Доменное имя почтового сервера
| Вся часть электронного адреса, расположенная справа от значка @
| Домены
| Части электронного адреса, разделяемые точками, уточняющие местоположение почтового сервера в сети
| Интернет
| Мировая система компьютерных сетей
| Каналы передачи данных
| По физическому принципу своего устройства делятся на проводные (телефонные линии, электрический кабель), беспроводные (радиоканалы) и оптические
| Клиент-программа
| Программа, подготавливающая запрос пользователя, передающая его по сети, а затем принимающая ответ
| Компьютерная сеть
| Программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизированный обмен данными между компьютерами по каналам связи
| Локальная сеть
| Небольшая компьютерная сеть, работающая в пределах одного помещения, одного предприятия
| Локальная сеть одноранговая
| Локальная сеть, в которой все объединенные в ней компьютеры равноправны
| Локальная сеть с выделенным узлом
| Локальная сеть, в которой имеется одна машина, выполняющая дополнительные обслуживающие функции. Такой узел называют сервером локальной сети. Прочие узлы называются рабочими станциями
| Модем
| Электронное устройство, осуществляющее соединение компьютеров в сети через аналоговую телефонную линию. Модуляция — преобразование из цифровой формы в аналоговую, демодуляция — обратное преобразование
| Поисковая система
| Программное обеспечение, позволяющее подбирать нужные документы в WWW по тематике или по ключевым словам
| Почтовый ящик
| Именованный раздел, отведенный для конкретного пользователя на почтовом сервере, принимающем и обрабатывающем поступающую почту
| Протоколы, работы сети
| Стандарты, определяющие формы представления и способы пересылки сообщений, процедуры их интерпретации, правила совместной работы различного оборудования
| Сервер локальной сети
| Компьютер, используемый как хранилище общих информационных ресурсов (данных и программ) и позволяющий подключаться к техническим устройствам общего доступа (принтерам, сканерам и т. д.)
| Сервер-программа
| Программа, принимающая запрос пользователя, подготавливающая ответную информацию и передающая ее пользователю
| Телекоммуникация
| Процесс обмена информацией по компьютерной сети
| Телеконференция
| Система обмена информацией на определенную тему между пользователями сети
| Технология «клиент-сервер»
| Организация программного обеспечения, принятая в современных сетях
| Узлы компьютерной сети
| Компьютеры, объединенные в сеть. Среди них есть постоянно работающие в сети, выполняющие системные услуги и поддерживающие информационные сервисы. Они называются хост-компьютерами. ПК пользователя также становится узлом сети, но только на время подключения
| Файловые архивы
| Электронные хранилища, позволяющие через Интернет пополнять программное обеспечение пользователей персональных компьютеров. Серверы, поддерживающие работу файловых архивов, называются FTP-серверами
| Хост-компьютер
| Постоянно работающий в сети компьютер, выполняющий системные услуги и поддерживающий информационные сервисы
| Цифровая связь
| Связь, в которой любая информация передается в форме двоичного кода
| Шлюз
| Узел в региональной или отраслевой сети, связывающий ее с другими сетями
| Шум
| Различного рода помехи, приводящие к потере (искажению) информации при передаче
| Электронная почта
| Служба обмена письмами в компьютерных сетях
| Электронное письмо
| Текстовый файл, содержащий «конверт» с адресом (адресами) получателя (получателей) и текст письма
| Электронный адрес
| Уникальное имя почтового ящика абонента
|
Информационное моделирование – 5 час. (3+2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей
Учащиеся должны знать:
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
Основные термины по разделу:
Виды информационных моделей
| Вербальные, графические, табличные, математические, имитационные, объектные
| Вычислительный эксперимент
| Использование компьютерной математической модели для исследования поведения объекта
| Информационная модель
| Описание объекта моделирования (словесное, математическое, графическое и т. д.)
| Имитационная модель
| Воспроизведение на компьютере поведения сложной системы, элементы которой могут вести себя случайным образом (их поведение заранее предсказать нельзя)
| Компьютерная математическая модель
| Программа, реализующая расчеты состояния моделируемой системы по ее математической модели
| Материальная (натурная) модель
| Объект-заменитель, физически подобный моделируемому объекту
| Модель
| Упрощенное подобие реального объекта, отражающее свойства (характеристики) объекта, существенные для достижения цели моделирования
| Объект моделирования
| Материальные предметы, явления природы, процессы. В процессе моделирования объекты рассматриваются как системы
| Система
| Сложный объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей
| Структура системы
| Порядок объединения элементов системы в единое целое
| Формализация
| Результат перехода от реальных свойств моделируемой системы к их формальному обозначению в определенной знаковой системе
| Численные методы
| Методы, сводящие решение любой математической задачи к последовательности арифметических операций (используются в математическом моделировании)
|
Табличные вычисления на компьютере – 10 час. (6+4)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Основные термины по разделу:
Абсолютная адресация
| Способ адресации ячеек ЭТ, при котором адрес «замораживается» и на него не распространяется принцип относительной адресации
| Вещественный тип
| Тип представления чисел, имеющих дробную часть, в памяти компьютера
| Внутреннее представление чисел
| Способ записи чисел в памяти компьютера в двоичной системе счисления
| Деловая графика в электронных таблицах
| Построение диаграмм и графиков по данным в электронной таблице
| Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы
| Прямоугольная часть таблицы, обычно обозначаемая именами верхней левой и нижней правой ячеек, разделенными двоеточием
| Диапазон значений
| Область изменения значений чисел (целых или вещественных), которые можно хранить в памяти компьютера. Всегда ограничен
| Имя (адрес) ячейки ЭТ
| Складывается из буквенного обозначения столбца и номера строки
| Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах
| Способ реализации логических операций в электронных таблицах. Имя операции (<логическое выражение 1>;<логическое выражение 2>)
| Операции манипулирования диапазонами Электронной таблицы
| - удаление;
- вставка;
- копирование;
- перенос;
- сортировка и др.
| Переполнение
| Выход результатов вычислений за границы допустимого диапазона
| Погрешность вычислений
| Ошибка машинных вычислений с вещественными числами, связанная с ограниченностью разрядности мантиссы
| Представление вещественных чисел
| Х = т рп, где: т – мантисса числа; п – порядок числа; р – основание системы счисления, в которой представлено число
| Принцип относительной адресации
| Адреса ячеек, используемые в формуле, определены не абсолютно, а относительно ячейки, в которой располагается формула
| Режимы отображения в электронных таблицах
| Режим отображения значений (основной); режим отображения формул
| Содержимое ячейки электронной таблицы
| - текст(последовательность символов);
- числовое значение (целое или вещественное число);
- формула
| Табличный процессор (ТП)
| Прикладная программа, работающая с электронными таблицами
| Текст в электронных таблицах
| Любая последовательность символов, которая не может быть числом или формулой, а также начинающаяся с апострофа
| Условная функция в электронных таблицах
| ЕСЛИ(<условие>; <выражение 1>; <выражение 2>), где <условие> – логическое выражение. Если значение этого выражение – «истина», то значение ячейки определяет <выражение 1>, если «ложь» – <выражение 2>
| Формула в электронных таблицах
| Запись, определяющая порядок вычислений. Включает числа, имена ячеек, знаки операций, обращения к функциям, круглые скобки
| Функции обработки диапазона
| - суммирование чисел, входящих в диапазон;
- нахождение минимального (или максимального) значения;
- нахождение среднего значения и др.
| Целый тип
| Тип представления целых чисел в памяти компьютера
| Электронная таблица (ЭТ)
| Данные, представленные в табличном виде и предназначенные для организации табличных расчетов на компьютере
| Ячейка электронной таблицы
| Наименьшая структурная единица электронной таблицы
|
Управление и алгоритмы – 10 час.(5+5)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Учащиеся должны знать:
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
Основные термины по разделу:
Алгоритм (определение)
| Понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату
| Алгоритм управления
| Последовательность команд управления, приводящая к заранее поставленной цели. Информационная составляющая системы управления
| Алгоритмический язык (АЯ) (учебный)
| Вербальный способ описания алгоритмов с русскими служебными словами
| Блок-схема
| Графический способ описания алгоритма. Блоки обозначают указания на действия исполнителя, а соединяющие их стрелки указывают на последовательность выполнения действий
| Вспомогательный алгоритм
| Алгоритм, по которому решается некоторая подзадача из основной задачи и который, как правило, выполняется многократно
| ГРИС
| Учебный графический исполнитель, назначение которого – получение чертежей, рисунков на экране монитора
| Дискретность алгоритма
| Свойство алгоритма, в соответствии с которым процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов
| Зацикливание
| Ситуация, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается
| Исполнитель алгоритма управления
| Объект управления
| Кибернетика
| Наука об общих свойствах управления в живых и неживых системах
| Команда ветвления (развилка)
| Выбор по условию одного из двух вариантов продолжения выполнения алгоритма с последующим выходом на общее продолжение
| Команда цикла (повторение)
| Команда многократного выполнения серии команд по некоторому условию
| Конечность (или результативность) алгоритма
| Свойство алгоритма, в соответствии с которым исполнение алгоритма должно завершиться (привести к результату) за конечное число шагов
| Модель управления в кибернетике
| Информационный процесс, протекающий между управляющим объектом и объектом управления путем обмена информацией по каналам (линиям) прямой и обратной связи
| Обратная связь
| Процесс передачи информации о состоянии объекта управления управляющему объекту по каналу обратной связи
| Подпрограмма (процедура)
| Вспомогательный алгоритм в языках программирования
| Понятность алгоритма
| Свойство алгоритма, в соответствии с которым алгоритм, составленный для конкретного исполнителя, должен включать только те команды, которые входят в систему команд исполнителя
| Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма
| Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются используемые в нем вспомогательные алгоритмы
| Программа
| Алгоритм, представленный на языке исполнителя
| Программное управление
| Управление в автоматических системах, в которых функцию управляющего объекта выполняет компьютер
| Прямая связь
| Процесс передачи команд управления от управляющего объекта к объекту управления по каналу прямой связи
| Система команд исполнителя (СКИ)
| Перечень команд, которые может выполнить конкретный исполнитель алгоритма
| Среда исполнителя
| Обстановка, в которой действует исполнитель
| Структура алгоритма управления
| В системах без обратной связи может быть только линейной. В системах с обратной связью может быть циклической и ветвящейся
| Точность алгоритма
| Свойство алгоритма, в соответствии с которым каждая команда алгоритма должна определять однозначное действие исполнителя
| Управление
| Целенаправленное воздействие одних объектов, которые являются управляющими, на другие объекты — управляемые
|
|