Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 класса составлена в соответствии с:
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года;
федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования;
авторской программой курса информатики для 7 – 9 классов основной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для основной школы: 5 – 6 классы. 7 – 9 классы (ФГОС)/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 г;
учебно – методическим комплектом авторского коллектива Л.Л.Босовой, А.Ю. Босовой, рекомендованным к использованию в учебном процессе в текущем учебном году.
Уставом МБОУ «Новинская СОШ»
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы JI. JI. Босова, А. Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
Изучение предмета Информатика и информационные технологии в 8 классе направлены на достижение следующих целей:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствование общеучебных и общекулътурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика — это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета - предметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Место учебного предмета в учебном плане
Программа по информатике 8 класса рассчитана на 34 учебных часа. Количество часов неделю: 1 час. Количество контрольных работ: 4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Введение в информатику
Алгоритмы и начала программирования
Информационные и коммуникационные технологии
№
п/п
Тема урока
Основные виды деятельности
Дата
План
Факт
1
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места
Компьютерное тестирование на знание техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе.
Зачет, подпись в журнале по ТБ
2
Информация и её свойства
Индивидуальный, фронтальный опрос
3
Представление информации. Практическая работа №1
«Ввод символов» Практическая работа №1
«Ввод символов»
(в текстовом процессоре выполнить задание 4.1)
Индивидуальный, фронтальный опрос
4
Дискретная форма представления информации
Индивидуальный, фронтальный опрос
5
Единицы измерения информации
Работа с приложением «Калькулятор»
Индивидуальный, фронтальный опрос
6
Информационные процессы. Обработка информации
Индивидуальный, фронтальный опрос
7
Информационные процессы. Хранение и передача информации
Работа с ресурсом сети Интернет «Бумага и прочие писчие материалы», «Информация в живой природе», «Информация в технике» на сайте http://school-collection.edu.ru
Индивидуальный, фронтальный опрос
8
Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1
«Ввод символов» Практическая работа №1
«Ввод символов»
(на основании № 69 в РТ)
Индивидуальный, фронтальный опрос
9
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».
Проверочная работа №1
Компьютерное тестирование
Тест
10
Основные компоненты компьютера
Работа с ресурсом сети Интернет «Внутренняя память ЭВМ: оперативная память» на сайте http://school-collection.edu.ru
Индивидуальный, фронтальный опрос
11
Персональный компьютер
Работа с ресурсом сети Интернет «манипулятор «мышь» в Википедии
Индивидуальный, фронтальный опрос
12
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС)
Индивидуальный, фронтальный опрос
13
Системы программирования и прикладное программное обеспечение
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической ОС)
Индивидуальный, фронтальный опрос
14
Файлы и файловые структуры
Работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов, работа с файловыми менеджерами, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС
Индивидуальный, фронтальный опрос
15
Пользовательский интерфейс
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств.
Индивидуальный, фронтальный опрос
16
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа №2
Компьютерное тестирование
Тест
17
Формирование изображения на экране компьютера. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.1–3.4)
Индивидуальный, фронтальный опрос
18
Компьютерная графика. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.5–3.9)
Индивидуальный, фронтальный опрос
19
Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации»
Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задание 3.10)
Индивидуальный, фронтальный опрос
20
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Проверочная работа №3
Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» (Задания 3.11–3.12)
Компьютерное тестирование
Тест
21
Текстовые документы и технологии их создания. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.1–4.5)
Индивидуальный, фронтальный опрос
22
Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.6–4.9)
Индивидуальный, фронтальный опрос
23
Прямое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.10–4.12)
Индивидуальный, фронтальный опрос
24
Стилевое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.13–4.16)
Индивидуальный, фронтальный опрос
25
Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.17–4.18)
Индивидуальный, фронтальный опрос
26
Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.19–4.20)
Индивидуальный, фронтальный опрос
27
Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»
Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации» (Задания 4.21)
Индивидуальный, фронтальный опрос
28
Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
Индивидуальный, фронтальный опрос
29
Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4.
Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»
Компьютерное тестирование
Тест
30
Технология мультимедиа. Практическая работа № 4 «Мультимедиа»
Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.1)
Индивидуальный, фронтальный опрос
31
Компьютерные презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2)
Индивидуальный, фронтальный опрос
32
Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа» Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2)
Индивидуальный, фронтальный опрос
33
Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».
Проверочная работа №5.
Практическая работа № 4 «Мультимедиа»
Практическая работа № 4 «Мультимедиа» (Задание 5.2)
Компьютерное тестирование
Тест
34
Итоговое повторение
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12-15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Возможна реализация компьютерного класса с использованием сервера и «тонкого клиента».
Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
принтер (черно-белой печати, формата А4);
принтер (цветной печати, формата А4);
мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат, web-камера и пр.);
управляемые компьютером устройства, дающие учащимся возможность освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.);
акустические колонки в составе рабочего места преподавателя;
оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект оборудования для подключения к сети Интернет, сервер).
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики, должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест.
Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
операционная система;
файловый менеджер (в составе операционной системы или др.);
почтовый клиент (в составе операционных систем или др.);
браузер (в составе операционных систем или др.);
мультимедиа проигрыватель (в составе операционной системы или др.);
антивирусная программа;
программа-архиватор;
программа-переводчик;
система оптического распознавания текста;
программа интерактивного общения;
клавиатурный тренажер;
виртуальные компьютерные лаборатории;
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы;
растровый и векторный графические редакторы;
звуковой редактор;
система автоматизированного проектирования;
система программирования;
геоинформационная система;
редактор web-страниц.
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
нормативные документы (методические письма Министерства образования и науки РФ, сборники программ по информатике и пр.);
учебно-методическую литературу (учебники1, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);
научную литературу области «Информатика» (справочники, энциклопедии и пр.);
периодические издания.
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика» , должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).
В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;
информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;
каталог электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике, дистанционных курсов, которые могут быть рекомендованы учащимся для самостоятельного изучения.
|