Урок по физике в 7 классе
по теме «Закон Паскаля»
автор: Ольчикова Людмила Михайловна, учитель МОУ «Верхне – Кубинская средняя общеобразовательная школа»
Цели урока.
Образовательные: знакомство со способом передачи давления жидкостями и газами, формулировка закона Паскаля.
Развивающие: создание условий для развития экспериментальных умений и навыков, развитие логического мышления, умения обосновывать свои высказывания, развитие творческого мышления, умения переносить полученные знания в новую ситуацию.
Воспитательные: формирование научного мировоззрения через познаваемость физических явлений, формирование навыков самостоятельной работы, уважительного отношения к мнению оппонента.
Задачи: изучить закон Паскаля; выяснить, почему газ (жидкость) давит, и как газ (жидкость) передает давление?
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Ведущие методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Оборудование: компьютер; проектор; экран; воздушные шарики; пакеты, вода, иголка – на каждую парту; карточки, с написанными на них буквами(для теста, каждому ученику); чистые листы для закрепления материала; листы для самоконтроля(каждому ученику); задания для работы дома(каждому ученику). Ход урока.
Название этапа
| Деятельность
| учителя
| учащихся
| 1. Органи-зационный момент. Мотивация
( 6 мин)
| -Здравствуйте! Необъятен мир физики! В окружающей природе и даже внутри нас - повсюду происходят физические процессы. Природа многолика, но на первый взгляд понятна и привычна. Несмотря на удивительное многообразие тел, и веществ, окружающих нас не только в кабинете физики, но и в повседневной жизни, любые из них могут находиться всего в трех состояниях. Назовите их.
- Вы уже знаете: твёрдые тела оказывают давление. А как вы думаете, передают ли давление жидкости и газы?
- Да, жидкости и газы, тоже передают давление.
Но в основе этого лежит физический закон, а как он называется мы сегодня и должны узнать? Чтобы точно ответить на вопрос, необходимо изучить новый материал.
Откройте тетради и запишите тему нашего урока. (слайд 1) - А теперь, назовите, что вы сегодня должны узнать, с чем познакомиться? (записывается на доске, затем обобщается) (слайд 2) – открываются цели урока, каждая по щелчку.
|
- Твёрдое, жидкое и газообразное Высказывают свои предположения.
Записывают число, классная работа и тему урока: Закон Паскаля
Называют цели урока: изучить закон Паскаля, выяснить, почему и как газ или жидкость давит?
| 3. Актуали-зация знаний
(5 мин)
| Но вначале повторим тему «Давление твёрдых тел» и выполним тест, при этом вы будете использовать карточки с буквами.
Тест (слайд 3)
Обобщается; анализируются ошибки при выполнении.
| Выполняют тест.
| 3. Новый материал
(15 мин)
| Слайд 4 Экспериментальное задание 1
- Надуем воздушный шар.
- Почему шарик увеличивает свой объём? (щелчок по слайду 4)
- Какую форму приобрёл шарик? Почему? (используется рисунок (щелчок по слайду 5)) - Сделайте вывод, о том, как давит газ на стенки шарика (щелчок по слайду 5).
Слайд 6 Экспериментальное задание 2
- Нальём в пакет воду. При выполнении прошу соблюдать технику безопасности.
Попробуем сжать воду, надавим на него сначала пальцем, а затем ладонью. Что мы видим? - Удалось ли сжать воду? Почему? (слайд 6, щелчок по слайду)
- Сделайте вывод, о том, как давит жидкость на стенки пакета. (слайд 6, щелчок по слайду)
А теперь обобщим сказанное вами.(слайд 7)
Чем отличаются твердые тела от жидкостей и газов с точки зрений физики?
2. Какова особенность поведения молекул газа и жидкости?
3. Чем создается давление газа или жидкости?
4. Как газ или жидкость давит на стенки сосуда?
(во время ответов щелчок по слайду 7)
Значит, (слайд 8) Давление , производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям – закон Паскаля.
? А кто такой Паскаль? (сообщение 1 ученика о Паскале)
|
Надувают шарики.
- Потому что мы впустили в него воздух, воздух – это газ.
- Форму шара. Молекулы газа движутся беспорядочно. При своём движении они сталкиваются друг с другом, а также со стенками шарика. Молекулы газа внутри шарика давят на стенки одинаково, во все стороны.
Вывод: давление газа на стенки шарика вызывается ударами молекул газа во все стороны одинаково.
- Мы видим, что при надавливании пальцем на пакет сила давления меньше, а при надавливании ладонью она увеличивается, и пакет прорвётся. Вода же польётся из образовавшихся отверстий в виде одинаковых струек, так как верхние частицы воды передают одинаково давление другим слоям, лежащим глубже.
- НЕТ! Жидкости несжимаемы: надавливаем на одну часть жидкости, это давление передается всем другим частям.
- Вывод: Жидкости, как и газы, передают давление по всем направлениям одинаково.
ОТВЕТ: Расположением молекул ОТВЕТ: Подвижность
ОТВЕТ: Ударами молекул газа или жидкости о стенки сосуда.
ОТВЕТ: По всем направлениям одинаково
Учащиеся записывают в тетрадях.
Один ученик рассказывает о Блезе Паскале.
| 4. Закрепле-ние
(12 мин)
| Слайд 9 (медленная, спокойная мелодия)
- Я предлагаю вам, ребята, выполнить дыхательную гимнастику:
1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),
Медленно выдохнуть
2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.
Руки опускаем – выдох.
3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем (гимнастика проводится под спокойную музыку).
- Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.
- А какой физический закон лежит в основе дыхательной гимнастики, как он называется? - Сейчас я предлагаю ответить на вопросы.
(слайд 10)
- Сейчас проверим, как вы поняли материал сегодняшнего урока. Возьмите чистый лист, и ответьте на вопросы. (слайд 11)
Проверяем (3 щелчка по слайду 11).
|
Учащиеся, стоя за партами, выполняют дыхательную гимнастику
- Мы изучаем на уроке закон Паскаля. Значит, в основе дыхательной гимнастики лежит закон Паскаля.
Отвечают на вопросы.
1. Они приобретают форму шара, так как давление в газе, согласно закону Паскаля передаётся одинаково по всем направлениям.
2. Давление взрыва в жидкости, согласно закону Паскаля, передаётся одинаково по всем направлениям, и от этого животные могут погибнуть.
3.При вытаскивании рыбы из воды давление внутри пузыря увеличивается, а снаружи уменьшается.
Ответы записывают на отдельных листах.
Проверяют, используя слайд 11, ставят «+» или «-».
| 6. Подведе-ние итогов. Домашнее задание.
(7 мин)
| Подведём итоги.
Давайте вспомним, что сегодня делали на уроке, что узнали? (слайд 12)
Как передают давления жидкости и газы?
Какой закон объясняет передачу давления жидкостями и газами?
Как читается закон Паскаля?
- Закон Паскаля положен в основу устройства многих механизмов(щелчок по слайду 12).
Посмотрим(щелчок по слайду 12). Слайды 13 – 20
- Мне очень важно, с каким настроением вы уходите с урока. Поэтому я прошу вас заполнить лист самоанализа, который находится столах у каждого из вас(слайд 21)
Откройте дневники и запишите домашнее задание(экспериментальное задание выдаёт на листочках)(слайд 22).
Затем выставляются оценки.
(слайд 23).
|
- Жидкости и газы передают давление одинаково по всем направлениям.
- Закон Паскаля. - Давление, производимое на жидкость или газ, передается в каждую точку жидкости или газа одинаково по всем направлениям.
Рассматривают рисунки.
Заполняют лист самоанализа.
Записывают домашнее задание в дневник.
| |